Олег СМОЛИН
Поборы в образовании
Недавно в школе с родителей
первоклассницы потребовали полторы тысячи
рублей. И не в Москве, сравнительно обеспеченной
по нашим меркам и переполненной бедными и нищими
по меркам Европы, а в родном Омске. Родители
обратились за консультацией к моим помощникам и,
вероятно, впервые в жизни прочли статью 45 Закона
РФ “Об образовании”. Вот ее основные положения.
Закон
1) разрешает образовательному учреждению
дополнительные платные образовательные услуги
за рамками государственных образовательных
стандартов и основных образовательных программ,
а также называет некоторые виды таких услуг.
Например, если государственным образовательным
стандартом и учебным планом школы предусмотрено
изучение одного иностранного языка, а родители
хотят, чтобы дети изучали два, они должны быть
готовы за это заплатить;
2) определяет добровольный для обучающихся или их
родителей (законных представителей) статус
оказания дополнительных образовательных услуг;
3) позволяет не относить такую деятельность к
предпринимательской, если доход от нее
реинвестируется в данное образовательное
учреждение;
4) запрещает платные образовательные услуги
взамен или в рамках основной образовательной
деятельности, финансируемой из средств бюджета.
В противном случае доходы от нее должны
изыматься в бюджет учредителя.
Прочитав Закон, родители первоклассницы денег
платить, конечно, не стали. И с правовой точки
зрения поступили абсолютно корректно. Никто не
вправе принудить родителей или студентов,
обучающихся на бюджетных местах, платить за
образование. Любая прокуратура и любой суд
признают подобные поборы незаконными.
Однако проблема этим не исчерпывается. Даже в
Законе сказано, что “платные образовательные
услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках
основной образовательной деятельности,
финансируемой из средств бюджета”. Но как быть,
если бюджет финансирует образовательное
учреждение на 50 % от потребности или того меньше?
Директора школ, ректорский корпус вузов и
руководители органов управления образованием не
раз ставили перед законодателями проблему: если
бюджет нормально не финансирует образование,
позвольте нам брать деньги на законном основании
и в таких пределах, чтобы обеспечить нормальную
работу учреждений. Мы, законодатели, неизменно
отказывались: стоит только дать такую лазейку
нашим “радикальным реформаторам”, как они
немедленно еще более сократят бюджетное
финансирование образования, ссылаясь на то, что у
школы, ПТУ или вуза есть полное право возмещать
дефицит за счет родителей обучающихся или
студентов.
Напомню, что в России с ее обнищавшим населением,
даже по данным Министерства образования, платить
за него способны не более 25 % граждан. С другой
стороны, в богатой Америке около 90 % детей учатся
в государственной бесплатной школе с
бесплатными учебниками, в небедной Франции за
счет бюджета обучается 85 % студентов, а в России –
только около 50 %. По развитию платных начал в
образовании мы уже догнали и перегнали Запад.
Только надо ли этим гордиться? И сколько бы нам ни
говорили, что бесплатное образование возможно
только при развитом капитализме или развитом
социализме, поверить в это не может никто, хоть
немного знающий российский бюджет, налоговую
систему или информацию о том, как 85 % российских
природных богатств оказались в руках 45 человек.
Оказавшись между наковальней закона и молотом
недофинансирования, руководители
образовательных учреждений ищут и находят
разные пути выхода из замкнутого круга. Пожалуй,
наиболее близок к Закону следующий: родителей (или
студентов) не принуждают, но уговаривают вносить
деньги в кассу учебного заведения; при этом
учитываются их финансовые возможности; полные
отчеты об использовании денег вывешиваются на
доске объявлений или публикуются в
многотиражках и т.п. Впрочем, государство,
обложив образование 24-процентным налогом на
прибыль, стимулирует руководителей, а равно
родителей и благотворителей, уводить деньги “в
тень”. Самое забавное, что все это делается под
разговоры о намерении построить социальное
рыночное хозяйство, хотя, как мы уже говорили, в
индустриально развитых странах образование
налогов не платит.
Проблема поборов в образовании имеет еще одну, на
сей раз чисто криминальную сторону. Как нам
сообщают, в целом ряде крупных вузов, особенно
столичных, появились “бизнесмены” от
преподавания, устанавливающие таксу за каждый
сданный зачет или экзамен. При этом используется
следующая аргументация: все равно не сдадите; за
пересдачу придется платить – так заплатите
лучше сразу!
Хорошо понимая справедливость заявлений
министра образования о том, что в одной, отдельно
взятой сфере коррупцию победить невозможно, мы в
Комитете по образованию и науке Госдумы начали
подготовку антикоррупционных поправок к законам
в области образования. Одна из них состоит в том,
чтобы запретить отнесение пересдачи зачетов и
экзаменов к числу дополнительных платных
образовательных услуг, т.е. запретить пересдачу
на платной основе. Идея получила поддержку
президента Союза ректоров В.А. Садовничего. Буду
благодарен читателям газеты за конкретные
предложения, которые могли бы войти в этот Закон.
Подводя предварительные итоги, хочу сказать:
очевидно, проблему поборов в образовании нужно
решать как минимум по двум линиям – увеличение
бюджетного финансирования и усиление
ответственности за нарушение Закона. К сожалению,
реальность не внушает оптимизма: решать эту
проблему предстоит еще достаточно долго.
|