Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2003


ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Биография школьной оценки

История отметки тесно связана с историей нашей страны. Освобождаясь от “проклятого буржуазного прошлого”, советская Россия отказалась и от отметок. Но, как и многое другое, отметка не только вернулась, но и стала еще одним карательным инструментом тоталитарной системы. Удивительно, но значение отметки не изменилось до сих пор, несмотря на все демократические перемены. Школьный дневник остается прообразом советского паспорта. При расчете размера ГИФО и затрат на ЕГЭ оценки правят бал.

По данным корреспондента “Новых Известий” Антона Зверева, каждые сутки в среднем 17 российских подростков добровольно уходят из жизни из-за оценок.
Удивительно, но после окончания Тегеранской конференции и достижения положительного результата об открытии Великобританией и США второго фронта в Европе, в период подготовки в операции “Багратион” по освобождению Восточной Пруссии, когда Красная Армия вела кровопролитные бои на Украине и в Белоруссии, в Народном Комиссариате просвещения была введена действующими и поныне Постановлением и Инструкцией о его применении пятибалльная система оценок. В системе образования возобладал партийный диктат. Но и в ту нелегкую годину понимали недопустимость выведения итоговых оценок как среднеарифметических (пункт 6 приведенной ниже Инструкции). В период же т.н. демократических преобразований последнего десятилетия не одно образовательное учреждение и не один десяток педагогов пострадали, доказывая абсурдность применения данного среднеарифметического метода выведения четвертных и годовых оценок.
Не только российская школа была слепа к талантам своих воспитанников. Усама Бен Ладен оценивался английской системой образования как прилежный и скромный ученик. Бенджамин Франклин, ставший отцом американской экономики, был определен как “не разбирающийся в математике”. Томас Эдисон объявлялся “худшим в классе”. Бернард Шоу “отличался безграмотностью”. Авраам Линкольн, Генри Форд, Майкл Фарадей определялись как “неспособные”. Огюст Роден попал в разряд “дебилов”. Альберту Эйнштейну была поставлена оценка-диагноз: “задержка умственного развития”. История умалчивает, переводился ли он в класс компенсирующего обучения (по материалам журнала “Лидеры образования”).
В последний год все чаще звучат заявления действующего министра образования РФ о введении новой, вплоть до 100-балльной системы оценок. Однако он не представил расчетов, насколько при этом усложнится и без того рабский труд учителя и кто за это будет платить.
Ниже приводится путь отметки в документах.
(Указанные нормы являются правовыми, обязательными к исполнению для неопределенного круга общеобразовательных учреждений и педагогических работников. В настоящее время данные нормы обжалуются в Верховном Суде РФ.)
Система оценок при промежуточной аттестации, в соответствии с подпунктом 5”д” пункта 1 статьи 13 Закона РФ “Об образовании”, в обязательном порядке указывается в уставе образовательного учреждения. В соответствии же с пунктом 2 ст. 13, подпунктом 12 пункта 2 ст. 32 Закона РФ “Об образовании”, устав гражданского образовательного учреждения, в части, не урегулированной законодательством РФ, разрабатывается и принимается им самостоятельно и утверждается его учредителем.
В соответствии с подпунктами 15 и 16 пункта 2 статьи 32 Закона РФ “Об образовании” к компетенции образовательного учреждения относятся самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом, самостоятельное осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
В соответствии с пунктом 4 статьи 55 Закона РФ “Об образовании”, при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона РФ “Об образовании”, образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом. А в свою очередь пункт 43 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196, определяет, что образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации.
Об отмене отметок
Постановление народного комиссара по просвещению (май 1918 г.)
1. Применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики.
2. Перевод из класса в класс и выдача свидетельств производится на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы.

Народный комиссар по просвещению
А.В.Луначарский
“Сборник декретов”, вып. 1, с. 96

О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы
Постановление СНК РСФСР
10 января 1944 г.
В целях более четкой и точной оценки успеваемости и поведения учащихся, повышения требовательности к качеству их знаний Совет Народных Комиссаров РСФСР постановляет:
1. Принять предложение Наркомпроса РСФСР о замене применяемой в школе словесной системы оценки успеваемости и поведения учащихся – отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо – цифровой пятибалльной системой: 5, 4, 3, 2, 1.
2. Ввести цифровую пятибалльную систему оценки успеваемости и поведения учащихся с 11 января 1944 г.

СП РСФСР, 1944, № 4, ст. 24

Инструкция о применении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы
Утверждена народным комиссаром просвещения РСФСР 29 февраля 1944 г.
В связи с приказом народного комиссара просвещения РСФСР от 10 января 1944 г. за № 24 “О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы” Управление начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР предлагает руководствоваться следующими указаниями:
I. При оценке успеваемости учащихся
1. Балл “5” ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.
2. Балл “4” ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.
3. Балл “3” ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.
4. Балл “2” ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.
5. Балл “1” ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.
6. При определении четвертных и итоговых (в конце учебного года) оценок не допускается выведение их как средних арифметических.
Эти итоговые оценки должны соответствовать уровню знаний учащегося к моменту его аттестации.
7. В свидетельствах и аттестатах отметки об успеваемости обозначаются цифровыми баллами и в скобках наименованием:
5 (отлично);
4 (хорошо);
3 (удовлетворительно).
II. При оценке поведения учащихся
8. Балл “5” ставится за безупречное поведение учащегося в школе и вне ее.
9. Балл “4” ставится за заметное нарушение поведения учащегося. Оценка поведения баллом “4” допускается только в одной четверти.
В случае неисправления ученика педагогический совет рассматривает вопрос о дальнейшем снижении ему отметки за поведение.
10. Балл “3” ставится за серьезное нарушение поведения учащегося и служит ему предупреждением о возможном исключении из школы.
В случае неисправления ученика в установленный для него испытательный срок педагогический совет обсуждает вопрос о возможности оставления его в школе. При решении вопроса об исключении учащегося его поведение оценивается баллом “2”, и ученик исключается из школы. Решение педагогического совета об исключении учащегося из школы утверждается районным (городским) отделом народного образования.
11. Выдача свидетельств-аттестатов допускается только при отличном поведении ученика (балл “5”) со следующей записью: “при отличном “5” поведении”.
12. Учителя и классные руководители должны обеспечить регулярный просмотр дневников и четвертных ведомостей успеваемости и поведения учащихся родителями или заменяющими их лицами.
О каждом снижении отметки по поведению доводится до сведения родителей.

Сборник материалов о работе школ.
Вып. 10. М., 1944, с. 10–112

Дмитрий РАСТИМЕШИН

Рейтинг@Mail.ru