Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2003


ОХРАННАЯ ЗОНА

“Они защищены нашей любовью...”

wpe57.jpg (27034 bytes)

Родители сбиваются с ног в поисках хорошего педагога. Рассказывают друг другу легенды про учителей... Дети тоже не отстают – любимых “преподов” награждают почти ласковыми прозвищами, тщательно посещают уроки кумира. Найти учителя “по душе” – большая редкость и большое счастье. Обратив внимание на молодого, красивого преподавателя психологии школы № 1927 Андрея Милёхина, увидев, как он общается с учениками, как сияют их глаза в ответ, я не могла пройти мимо и напросилась на беседу. Учитель психологии пока еще редкость в наших школах, поэтому мой первый вопрос, естественно, был связан с самим предметом преподавания.

– Андрей, кому и как вы преподаете психологию?
– В начальной школе она имеет больше вид “человекознания” с некоторым психологическим уклоном. В старших классах курс так и называется – “психология”. Это не только теория, а больше практико-ориентированный курс. Словом, то, что пригодится в жизни. Правда, первое время трудно было развести понятия “учитель психологии” и “психолог”. Даже педагогам это нужно объяснять...
– Но этот предмет не входит в базовый, стандартный набор средней школы?
– Пока не входит. Но в старших классах он прекрасно сочетается с профессиональным самоопределением.
– А вы в других школах ведь тоже работали? В чем изюминка вашей?
– Здесь уважают ученика...
– По-вашему, это редкость?
– К сожалению, да. У нас – норма. Здесь уважают учителя, его труд. Отсюда следствие – в школе работают 33 мужика! Мы все не в бизнесе, а учим детей. Сколько бы ни говорили, что нам мало платят, скажу без кокетства: многие бы работали и за меньшие деньги, потому что любят свое дело. Вот только был бы наш учительский статус хоть чуть повыше статуса экономиста, адвоката с общечеловеческой точки зрения. Не известно, кстати, кто еще духовно богаче... Школе уже пять лет, можно “собирать камни”... Хорошие отношения учеников и учителей для нас самое главное. Знаю, что в некоторых местах думают иначе и гонятся лишь за показателями: оценки любой ценой! Вот только результаты человеческие не всегда отличные. Тотальный контроль и вмешательство, часто бестактное, в личное пространство ребенка не способствуют воспитанию свободного человека. Парадокс в том, что только истинно свободный человек, сильная личность, способен усваивать любые знания, освоить в итоге профессию и стать счастливым.
– Такую школу вы и строите?
– Безусловно, мы “плясали” от детей, от того, что интересно им, и по мере возможности стараемся эти интересы удовлетворить. Нам жить не скучно!
– Сейчас все гоняются за “уклонами”. В вашей школе он какой – гуманитарный?..
– Замечательный педагог Соловейчик как-то сказал: “Учение без исключения”. Сегодня для нас это девиз. Может, мы и придем к “уклонам”, когда увидим такую необходимость. Пусть ученики сначала в себе разберутся, проявятся...
– Ваши выпускники куда поступают?
– В разные столичные вузы. Многие идут в педагогические – хотят работать в школе!
– Увлеклись педагогикой?! А, кстати, что оканчивал преподаватель психологии школы № 1927?
– Московский государственный открытый педагогический университет.
– В вашей школе дети “районные”?
– Да, самые обычные. Школа находится в микрорайоне Ново-Косино, где проживают восемь тысяч жителей, среди них большой процент малообеспеченных, многодетных семей. Так что контингент не самый легкий. Тем не менее наши преподаватели были лауреатами Второго Международного конкурса авторской школы. Был отмечен и наш проект “Школа-театр”.
– У вас и театр есть?
– Не столько театр, сколько идеи театра. Это помогает в освоении многих предметов. Каждый класс показывает по спектаклю в год.
– А родители разделяют ваш энтузиазм? Они для вас союзники или?..
– Пришло поколение, которое не имеет вкуса к жизни. Эти люди привыкли не жить, а выживать. Большинству все равно, что происходит, они стараются не видеть негатива, а на позитив просто нет сил. Уходя от проблем, зачастую даже от собственного ребенка, они манипулируют ответственностью так, что всегда выходит виноватым учитель. Эдакий вечно крайний! Подорваны понятия культуры и духовности... Не хочется казаться занудой, но это так. Сама идея образования принижена. Иному кажется, что за взятку можно все. Я не против шикарных машин и отдыха на Канарах, но детям нужны не только материальные ценности. Им необходимы культура, интеллигентность, эрудиция и родительская любовь... Сегодня вопрос не “чему учить”, а в какую сторону обратить детскую душу.
– Вы идеалист и оптимист, как я погляжу!
– Если не идти к хорошему, светлому, тогда куда? Вот на моих уроках мы обсуждаем биографии известных людей, в судьбах которых бывали конфликтные ситуации. Но жизнь так или иначе выведет на линию таланта, призвания, иначе человек не будет счастлив. Я считаю, это главное условие. Нет ничего хуже, чем заниматься нелюбимым делом, работать только ради денег. Все это я говорю детям.
– Но это же пропаганда “неповиновения”...
– Почему же? “В данный момент, говорю я, вы целиком и полностью зависите от родителей. Стоит прислушаться к их мнению, они хотят вам только добра! Как понимают... Дальше вы обязаны самостоятельно встать на ноги и доказать правильность своего выбора, свою самодостаточность. Без конфликтов с родными людьми”. Никто не учил нас быть родителями, мы пишем “набело” свои отношения!
– А вы сами в это верите?
– Конфликт между поколениями – дело вечное, не нами придуманное. Каждый должен нести ответственность за себя всю жизнь, никого не обвиняя в неудачах, ни на кого не злясь... Мой ребенок это знает.
– Ребенок сегодня чей, на ваш взгляд?
– Ужасно произносить эти слова, но в нашей стране – ничей... В стране четыре миллиона бомжующих детей! Чьи это дети? Слишком часто сегодня ребенок – это Маугли, которому приходится рассчитывать только на себя. Действительность наша воспитывает волчат, не умеющих уже разговаривать с нами на одном языке. Что будет, когда это поколение вырастет, наберет силу?
– Не пугайте...
– Не безграмотность, а безнравственность нужно сегодня ликвидировать! Нынешнее поколение явно не понимает, где и зачем живет. Наверное, не стоило все наработанное так бесследно уничтожать. Тоталитаризм – это, конечно, ужасно, но вот пионерское лето многие вспоминают с удовольствием. Даже в мою недавнюю детскую пору у каждого ребенка была реальная возможность заняться любимым делом, стать нужным, реализоваться в самых разных кружках и секциях. А сейчас – иди на все четыре стороны! Никто тебя не хватится, никто не окликнет... Я вырос в Бабушкине, во дворе гонял шайбу с друзьями. Недавно посмотрел – хоккейной площадки нет! Повсюду одни ржавые гаражи... Куда податься окрестным детям, в какие переделки они попадут от скуки?
– А ваша школа, должно быть, “охранная зона”, “крепостная стена” для ребятишек?
– Да, здесь они защищены нашей любовью. Они укрыты и согреты. Как учитель я обязан противостоять улице, шприцам, разбитым бутылкам... Война еще не проиграна!
– Какие основные причины детского неблагополучия, на ваш взгляд?
– Родители заняты проблемой выживания, как я уже сказал. Дети остаются лицом к лицу с пороками общества. Зло всегда притягательно, и те, кому никто не объяснил элементарных правил, легко попадают в его сети. Брошенные дети обязаны доказывать свою нужность любыми способами, как умеют... Лишь бы заметили. И все наше морализирование цели не достигнет, мы говорим на разных языках. Скажу больше: не любят детей сейчас! Здесь начало и конец проблемы. Они не знают, что такое любовь. Четырнадцатилетние циники уже отравлены “нелюбовью”, но все же продолжают доверчиво, где могут, искать понимания. Это широкое поле для психологических манипуляций, для наркобаронов и прочей нечисти.
– Не в этом ли причина раннего подросткового секса?
– Да, это просто наивные, глупые поиски эрзац-любви. Подмена понятий. Отсюда страшные последствия: раннее материнство, аборты, психологическая “инвалидность”, душевная пустота... Никто этих падших не схватил за руку, не поддержал. Все занимались только собой. Трудно, но мы говорим об этом на уроках...
– Как вы пытаетесь донести до подростков, что есть любовь с большой буквы, что есть надежда?
– Рассказываю о большой любви, о счастливых парах. Слава Богу, примеров хватает. Всегда есть альтернатива пошлости... У нас, например, каждый год идут спектакли по мировой классике, там же все про любовь! Хотя бы так дети знакомятся с высоким. Кто-то идет дальше... За пять лет существования наших театральных проектов накопилось множество воспоминаний – хороших, добрых... На вечерах поэзии, песни каждый ребенок может прикоснуться к великому огню любви не обжигаясь. Нужно же что-то делать! Однажды мой друг заметил: “Когда вы говорите, что у вас ужасные дети, вы абсолютно правы – других детей у вас быть не может”.
– Мудрый у вас товарищ!
– А как же! Какие мы, такие и они... Я как педагог не имею права сложить оружие, буду бороться!
– Вашему школьному коллективу это, пожалуй, удается.
– Почему школа стала победительницей Первого Российского конкурса воспитательных систем? Потому что у нас более 30 кружков и клубов на тысячу детей. Столько же предметных факультативов. Если мы кого-то успели заинтересовать – спасли... Приходите в школу в девять часов вечера. Вы увидите детей, которым здесь интересно, которые не хотят уходить. Значит, улица нам пока проиграла. В почти фронтовых условиях достигнута эта победа. О знаниях ли сейчас надо беспокоиться? Знания усваиваются только здоровым, счастливым учеником. Наша задача – пригреть их здесь, приласкать, если хотите. Кто еще об этом вспомнит?
– Основная цель ваших уроков?
– Научить быть самим собой, самоопределиться, стать неуязвимым для “внешних врагов”. Сегодня очень важно уметь “подавать себя”, производить правильное впечатление. Это везде помогает. Мы занимаемся собственными “презентациями”, я ежедневно наблюдаю превращение “гадких утят” в лебедей. Коммуникативная культура личности – важнейшая дисциплина сегодня, без нее входить в большую жизнь никак нельзя! Так что на уроках устраняем проблемы застенчивости, неуверенности в себе, учимся говорить на публике. Так и живем!
– Пожалуй, ваш предмет – самый главный.
– Недаром один античный мыслитель как-то заметил: “Не для школы – для жизни мы учимся”. Тут я полностью согласен.
– Это, наверное, ваш девиз?
– У меня еще есть: “Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь”.
– Завидую вашим воспитанникам! Дома кого-нибудь воспитываете?
– Да, сына Александра двух лет.
– Поздравляю! А родители ваши?..
– Не педагоги. Просто очень хорошие люди, которыми я восхищаюсь.
– Когда же вас посетила светлая мысль стать учителем?
– Педагогом...
– А что, есть разница?
– Учитель дает знания, а педагог – сознание. К этому и стремлюсь... А вообще, учился я в очень хорошей московской школе № 299, в 1989 году попал в “Орленок, где имел счастье наблюдать, как работает замечательный педагог Олег Семенович Газман. Сомнений не было. Работал после школы пионервожатым, через пять лет “дослужился” до заместителя директора по воспитательной работе. Параллельно учился. Поработав в нескольких школах, попал сюда, в только что создававшийся тогда коллектив.
– Как относитесь к двенадцатилетке?
– Нормально, если государство даст возможность поступать в вуз. Это я про мальчиков, как вы поняли. Надо предоставить им шанс стать студентами. Повысится качество образования или просто растянут нынешний объем на 12 лет, пока неизвестно. Очевидно одно – на знания влияет только конкретный учитель. Тут уж как повезет...
– Опять человеческий фактор?
– Опять он. Так что думать надо не о внешней реформе образования, а непосредственно об учителях. Еще говорят, что детей таким образом разгрузят. Утверждаю как психолог – дети устают от скуки, от монотонности, серости. Известно же, что лучший отдых – это смена деятельности! Следует разумно относиться к подаче учебного материала, продумывать актуальность тех или иных знаний, максимально разнообразить школьную деятельность. Неплохо было бы сделать 12-й класс профориентирующим, с выходом на практическую деятельность.
– Про единый экзамен что скажете?
– К этой затее отношусь с тревогой. Кто будет учитывать креативность личности? Это же как поэт и графоман! Разница огромная, хотя оба владеют рифмой. Можно ли оценивать гений Пушкина в баллах? Не проглядеть бы таланты... Индивидуального общения никто не заменит. Уникальность, энергию личности сразу видно, когда общаешься с учеником с глазу на глаз...
В дверь уже заглядывали.
– Извините, Антон Павлович был прав: “работать надо, работать...”
Попрощавшись, 27-летний педагог Андрей Милёхин поспешил на урок.

Татьяна ПУНАНС

Рейтинг@Mail.ru