Симон СОЛОВЕЙЧИК
Один учитель – двести учеников
Появилась мода на индивидуальные
карточки. Учителя ночами не спят, рисуют эти
карточки, а на контрольных раздают их, строго
соблюдая индивидуальный подход: сильному –
посложнее, слабому – попроще. Это считается
вершиной мастерства. На самом деле нет ничего
вреднее. Ученикам эти карточки как бы внушают: ты
– сильный, а ты – слабый, с тебя и спросу нет.
Сделай хоть что-нибудь, получи свою тройку.
Карточка для слабого – как знак неполноценности.
Пожалуй, ни о чем так часто не говорят у нас, как
об индивидуальном подходе. Лозунг “Дойти до
каждого” был одним из самых распространенных
призывов прошлых десятилетий. Индивидуальная
работа с ребенком считалась панацеей от всех бед.
Когда учитель не хотел ставить тройку
неуспевающему, доказывал директору, что парень
совсем не учится, безнадежно отстал и ему нельзя
ставить тройку, циничный ответ директора
следовал незамедлительно: “А вы позанимайтесь с
ним, на то вы и учитель”.
Учителя сидели с двоечниками часами. Чем больше
сидел учитель после уроков, тем лучшим учителем
он считался, да и до сих пор считается. В
маленькой сельской школе, где в классе всего-то
три-четыре человека, с отстающим, бывало,
занимались двое учителей – слева и справа. А он
ногами в печку упрется, отъезжает от них вместе с
партой: “Не буду! Надоели!” – и убегает.
И что с таким сделаешь?
Смысл индивидуального подхода – в личном
учительском одобрении, обнадеживании. Учитель
общается с учеником один на один, чтобы
поддержать его, придать ему сил, открыть путь:
ничего не пропало!
Задания могут быть разными, но секрет в том, чтобы
ученик сам выбирал, какой сложности задачу ему
взять.
Виктор Федорович Шаталов изобрел такой простой
прием. Он предлагает, например, пятиклассникам
десять примеров и задач на весь урок –
контрольную. Лист с примерами лежит перед каждым.
Сам оцени сложность каждого примера, сам реши на
отдельном листочке и тут же сдай учителю; он,
взглянув на листок, сразу скажет тебе, решил ты
или нет, – сразу, а не на другой день и не через
неделю. Решил – берись за другой пример, ищи
полегче, оценивай. А так как листочки сдаются
учителю, то сосед не может списать...
Оценим: всем дают одно и то же задание, для
учителя все равны, учитель верит в каждого – это
важнее всего на уроке, важнее даже самой
математики. Учитель ребенка не математике учит, а
отношению к самому себе, учит верить в себя и не
бояться математики. Математика – лишь
препятствие на жизненном пути, с которым надо
справиться, математика служит укреплению
характера.
И вот дети-пятиклассники, сначала оторопев перед
списком трудных задач, постепенно берутся за
одну, потом за вторую и к концу урока бегом мчатся
к учительскому столу, чтобы сдать листок с
задачкой и приняться за следующую, успеть.
Вот генеральное направление новаторских методик,
которые легли в основу педагогики
сотрудничества: учитель ведет занятия с целым
классом, но так, чтобы каждый в этом классе
чувствовал себя единственным, особым, отдельным.
Можно сказать, все находки педагогов-новаторов
сводятся к одному: изобрести способ, при котором
учитель мог бы заниматься с классом, никак не
разделяя детей по способностям и не прибегая к
утомительным дополнительным занятиям, и в то же
время дать каждому ребенку возможность проявить
себя.
Для этого же – разделение класса на малые группы.
В маленькой группе, получившей общее задание,
основную часть работы, конечно же, возьмет на
себя сильный ученик. Но и слабый сможет принять
участие в работе – хоть какое-нибудь. А так как
группы постоянно меняются, то слабый в одной
группе может оказаться сильным в другой. Важно,
чтобы ребенок почувствовал себя способным. Это
была одна из самых важных идей Василия
Александровича Сухомлинского: каждому – без
исключения – ученику дать возможность показать
себя.
Еще раз скажем: индивидуальный подход не для того,
чтобы дотащить ученика до тройки и создать
видимость успеваемости, а для того, чтобы
прибавить внутренних сил ребенку, дать ему
возможность победить, заслужить похвалу.
Индивидуальный подход не должен вести к
разъединению детей.
В последние десятилетия все больше входит в моду
эвристический метод преподавания: искусной
беседой, хитроумными вопросами мастер-учитель
подводит класс к решению проблемы. Считается, что
учитель не навязывает готовое решение или
определение, а заставляет учеников думать, учит
их думать и анализировать. Никакой зубрежки,
свободный полет мысли, дети развиваются на
глазах...
Но вглядитесь внимательно в класс, перед которым
стоит учитель-мастер, вдохновенно дирижирующий
коллективной мыслью своих учеников: тянут руки и
отвечают лишь самые быстрые умом, самые активные.
А остальные не успевают за мыслью товарищей, и
глаза их гаснут. Они все время чувствуют себя
негодными, они не выдерживают темпа и состязания.
А вопросы – один за другим. Если вопрос такой, что
на него разом и мгновенно могут ответить все, –
значит, он малоценен. Если он чуть труднее – он
разделяет детей. Об индивидуальном подходе тут и
речи быть не может, класс представляется учителю
как единый мозг, в котором происходят процессы
познания.
Вот самое страшное в школе: класс – как одна
голова. Одна душа, одно общее душевное движение,
единый порыв – это прекрасно. Одна голова, один
образ мысли, общее движение от вопроса к ответу
опасны, хотя и приносят удовлетворение учителю.
Нынешняя школа – в тисках противоречий: нельзя
оставаться на месте, но и неизведанное, новое не
всегда ведет к лучшим результатам. Старые
педагогические штампы изнуряют учительскую душу,
новые модные – вроде индивидуального подхода –
иногда оказываются демагогическими.
Где же выход? Он вечен: искать.
|