Модернизация материальной
базы
Модернизация системы образования
ставит перед педагогическим сообществом задачи
повышения качества и эффективности
учебно-воспитательного процесса. Но будет ли
российское образование качественным и
эффективным, если, по данным анализа,
проведенного в 2000 г., материально-техническая
база образовательных учреждений России на 70–80%
морально и физически изношена, поскольку учебное
оборудование закупалось в большинстве случаев
около 20 лет назад и во многом не отвечает
современным требованиям.
Материально-техническое обеспечение около 84%
российских школ находится в критическом
состоянии, как следствие в этих школах могут не
выполняться государственные стандарты
образования.
Задача оснащения учебных заведений
и пути ее решения
В условиях перехода образовательных учреждений
на самостоятельную финансово-хозяйственную
деятельность перед руководителями органов
управления образованием и образовательных
учреждений стоит нелегкая задача: как при
постоянной нехватке бюджетных средств,
выделяемых на оснащение учебных заведений,
обеспечить выполнение современных требований,
предъявляемых к учебному процессу.
Пути решения
Рациональное и эффективное использование
бюджетных средств путем грамотного
планирования, принятия оптимального решения на
основе обоснованных критериев выбора и
получения максимального результата при
минимальных вложениях.
Привлечение внебюджетных средств, используя
новые экономические возможности, открывающиеся
перед образовательным учреждением в современных
условиях рыночных отношений.
Развитая материально-техническая база дает
возможность организовать дополнительные
образовательные услуги, учебно-производственную
деятельность, проводить культурные,
спортивно-оздоровительные мероприятия и т.д.
Поэтапное планирование развития
материально-технической базы
Основные этапы работы по планированию оснащения
образовательного учреждения:
1. Проведение анализа материально-технической
базы учреждения и выявление потребностей в
приобретении учебного оборудования в
соответствии с профилем, спецификой и учебными
программами, реализуемыми конкретным
образовательным учреждением.
2. Изучение нормативных документов:
ГОСТы и нормативы для образовательных
учреждений;
типовые перечни учебного оборудования и
наглядных пособий для каждого типа
образовательных учреждений;
санитарно-гигиенические нормы, правила техники
безопасности;
рекомендации по оснащению различных видов
помещений и т.п.
3. Изучение возможностей и предложений
рынка учебного оборудования, мебели, технических
средств обучения, спортинвентаря,
технологического оборудования и т.д.
4. Определение планируемых объемов бюджетного
финансирования и возможностей по привлечению
внебюджетных средств.
5. Составление плана развития
материально-технического оснащения
образовательного учреждения на основе
государственно ориентированных подходов на
ближайшую и долгосрочную перспективу.
Особенности муниципальных и
региональных программ развития
Отметим, что подходы и технология планирования
развития материально-технической базы для
руководителей любого уровня образования, в т.ч.
муниципального и регионального, аналогичны.
Однако если идет работа по планированию
муниципальных и региональных программ в части
материально-технического обеспечения, то на этом
уровне следует начинать с выработки приоритетов
развития, стратегии и тактики по модернизации
материально-технической базы. При этом возникает
необходимость обязательного согласования
программ развития материально-технической базы
муниципального уровня с соответствующими
программами образовательных учреждений и
соответственно – региональных с муниципальными.
Создание единого информационного
поля
Для успешной работы в этом направлении и
принятия оптимальных решений необходимо иметь
полную и достоверную информацию по решаемой
проблеме. Это в значительной мере позволит
избежать таких негативных явлений, как
посредничество, неоправданное завышение цен,
поставка некачественной продукции, нарушение
договорных обязательств. Такой информации
катастрофически не хватает.
Решить проблему оснащения образовательных
учреждений невозможно без: создания единого
информационного поля по вопросам развития и
совершенствования материально-технической базы
системы образования; предоставления информации
о новых современных подходах к этой проблеме.
В настоящее время Министерством образования РФ
уделяется большое внимание модернизации
материально-технической базы системы
образования. Выделяются немалые бюджетные
средства из Федеральной программы развития
образования на разработку нового современного
учебного оборудования, на создание федеральных
экспериментальных площадок, на
материально-техническое обеспечение
подведомственных образовательных учреждений.
Министерством образования РФ совместно с его
головной организацией – Российским
научно-производственным объединением
“Росучприбор” разработаны современные
требования к учебному оборудованию и Перечни
учебного оборудования по всем дисциплинам
общего среднего образования.
Формирование индустрии образования
В последние годы идет активный процесс
формирования российского рынка учебного
оборудования и мебели, развития промышленных
предприятий – производителей учебной продукции,
объединенных вошедшим в обиход термином
“индустрия образования”.
С целью обеспечения качества выпускаемой
учебной продукции, проведения независимой
экспертизы и присвоения рекомендательного грифа
Минобразования РФ создан Федеральный экспертный
совет по учебной технике, лабораторному
оборудованию и электронным развивающим
средствам.
Социальное партнерство
Принимая во внимание вышеизложенное, становится
очевидным, что вопросы развития системы
материально-технического обеспечения
российского образования можно решить лишь за
счет объединения усилий и возможностей, а также
организации эффективного сотрудничества между
государственными, общественными и
бизнес-структурами общества. Сфера
материально-технического обеспечения является
именно той областью, в которой без
взаимодействия между заинтересованными
участниками – субъектами рынка образования, без
организации социального партнерства не
обойтись.
Разработка проектов социально-экономического
партнерства в сфере материально-технического
обеспечения и опыт практической работы по
реализации такого типа проектов проводятся
Министерством образования, региональными
органами управления образованием,
Некоммерческим фондом поддержки образования и
обеспечивающей его промышленности “Единство”,
РНПО “Росучприбор” и другими заинтересованными
организациями.
Рынок учебной продукции
В своей работе руководители образовательных
учреждений должны использовать рекомендованные
специалистами критерии оценки и выбора
качественной продукции, а не броские рекламные
предложения, а также информацию о тенденциях в
проектировании оснащения образовательных
учреждений у нас в стране и за рубежом.
Также нужно владеть информацией о новых
разработках в области учебной техники,
обеспечивающих использование новых методик
обучения.
Помогут руководителям и практический опыт
реализации региональных и муниципальных
программ по развитию материально-технической
базы, а также примеры оснащения лучших
образовательных учреждений России и федеральных
экспериментальных площадок.
Содержание работы по модернизации
материально-технической базы
Работа по оснащению образовательных учреждений
включает:
компьютеризацию образовательных
учреждений и внедрение информационных
технологий;
рекомендации по обеспечению сельских школ;
оснащение дошкольных образовательных
учреждений с учетом специфики этих учреждений и
необходимости организации работ по
преемственности детский сад – школа, создания
предметно-развивающей среды с использованием
современных обучающих технологий и
дидактических материалов;
оснащение образовательных учреждений в системе
специального образования: детские дома,
интернаты, медико-психолого-социальные центры, а
также специализированные учреждения по
категории обучающихся (слабовидящие,
слабослышащие, с нарушением
опорно-двигательного аппарата), опыту создания
системы российских лекотек и т.д.;
обеспечение развития физической культуры и
спорта в образовательных учреждениях, а также
внедрение здоровьесберегающих технологий;
научную организацию труда преподавателей и
руководителей образовательных учреждений, новые
разработки, позволяющие сделать труд учителя и
учебный процесс более эффективными;
инновационные подходы в сфере развития
начального профессионального образования, в т.ч.
опыт создания центров современных профессий и
технологий, знакомство с современным
специализированным учебным оборудованием
(лаборатории: бытовой и компьютеризированной
техники, “Мехатроника”, автомобильной техники и
т.д.).
И.П. БОРИСОВА,
президент Некоммерческого фонда
поддержки образования и обеспечивающей
его промышленности “Единство”
Публикация статьи произведена при поддержке компании «ВЭЛСнаб». Компания «ВЭЛСнаб» предоставляет услуги поставок товаров высококачественного высоковольтного электрооборудования от ведущих мировых производителей. Воспользовавшись предложением компании «ВЭЛСнаб», Вы сможете по выгодной цене приобрести арматуру ENSTO, обеспечивающую максимальную надежность монтажа воздушных линий электропередач на основе СИП. Низкие цены, оперативная доставка приобретенного оборудования по всей России, высокий уровень исполнения и сопровождения заказов позволят совершить покупку с экономией Ваших денег и времени. Узнать больше о предоставляемых услугах и оформить заказ онлайн, можно на официальном сайте компании «ВЭЛСнаб», который располагается по адресу http://velsnab.ru/
|