Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2003


ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Симон СОЛОВЕЙЧИК

Остров безопасности

Школа – это не только директор и учителя. Нет. Школа – это ученики, родители, учителя, воспитатели, администрация, хозяйственники, руководители всех масштабов – до министерства включительно.

Всегда говорят и пишут: школа для ребенка. Но идут годы, и этот идеал никак не становится реальностью. Положа руку на сердце: для кого ваша школа? Для чего она? Для администрации? Для прохождения программ? Для выдачи аттестатов? Для кого и для чего угодно, только не для детей. Со всех сторон идут жалобы: ребенку в школе плохо, он не любит ее, он идет в школу с тоской, он боится, что вызовут к доске, боится контрольных, боится сердитого учителя, боится сверстников.
Школа должна быть самым безопасным местом для ребенка. Островом безопасности в нашей тревожной жизни. А в действительности она превращается в зону повышенной опасности. Многие детские неприятности – в школе, из-за школы. К сожалению, в один день, в один год этого не переломить. Отношение к детям в каждой школе свое, и оно традиционно. Есть школы, которые с первого своего сезона, с первого учебного года направлены на детей; есть школы, равнодушные к детям, и есть школы, в которых детей откровенно не любят.
Обычно так говорят про отдельных учителей: один внимателен к детям, другой – нет. На самом деле ребенку важнее отношение к нему школы, а не отдельного учителя. Каждый знает, в хорошей школе он учится или в плохой, и в каждом дворе все дети знают, какая из соседних школ хорошая, а какая плохая.
Как нам сделать, чтобы дети считали свою школу хорошей, что для этого надо сделать?
Но и для родителей школы делятся на хорошие и плохие.
Много разговоров о том, чтобы предоставить родителям возможность выбора школы. Однако пока что такой выбор, к тому же очень ограниченный, есть только в больших городах. Как правило, родители должны довольствоваться той школой, какая есть. Попробуем представить себе хорошую школу с точки зрения родителей.
Это, конечно, школа, в которую сына или дочь по утрам не приходится гнать силой.
Это школа, в которой дают задания детям, а не родителям.
Это школа, в которой родителей не бранят, а мальчику не поставят двойку за то, что его мама не пришла на родительское собрание.
Это школа, выпускник которой может надеяться на институт, даже если ему не нанимали сонм репетиторов.
Это школа, в которую можно прийти и без опаски посоветоваться с учителем или даже директором, если у ребенка неприятности.
Это школа, в которой никто ни на кого не жалуется: дети не жалуются на учителей, учителя не жалуются на детей, родители не жалуются на школу.
Только та школа хороша, которая притягивает хороших учителей.
В хорошей школе учителю дают свободу. И прежде всего учитель освобожден от мелочных придирок, от несправедливых замечаний, от контроля, который ему самому не нужен и только давит на него. Приходится говорить, что он должен быть освобожден и от унижения, от высокомерных, пренебрежительных высказываний в его адрес.
В хорошей школе стараются не разделять, а объединять учителей. Да, конечно, аттестация, ничего не поделаешь, и бывает очень трудно примириться с тем, что при одном и том же стаже у разных учителей разные зарплаты. Но в хорошей школе умеют сгладить эти противоречия, и все знают, что директор старается быть справедливым. Здесь нет любимчиков, приближенных и опальных, вечно виноватых учителей. Здесь директор не только не устроит разгона учителю на педсовете, но даже и не сделает ему замечание при всех.
В хорошей школе учителю интересно работать. Здесь поддерживают новое, здесь есть порыв к новому, необычному, здесь никогда не услышишь фразы “Как бы чего не вышло”. Здесь учителя любят ходить на уроки друг к другу. Здесь умеют сказать об уроке сначала хорошее, а уж потом поговорить о недостатках, щадят самолюбие учителя и поддерживают его авторитет.
Да и просто здесь учителя любят собираться вместе.
Августовские совещания – традиция. Но, увы, традиционными являются на этих совещаниях разборки между школой и надшкольным начальством.
Отношение департамента образования и школы – самый больной, самый острый вопрос в сегодняшних образовательных делах.
Общее мнение: все постепенно возвращается к старому. Опять школа попадает в зависимость от чиновников. Опять приходит инспектор и, водя пальцем по правой странице журнала, сверяет пройденные темы с обязательной программой. Опять составляют акты с длинным списком замечаний, опять дергают нервы учителю, опять идет давление на школу. Разве что слова “фронтальная проверка” кое-где заменили новым термином “презентация”.
Годами и годами говорят, что инспектор должен быть не суровым контролером, который ловит учителя на ошибках и уличает его в недобросовестности, а помощником – человеком, который может что-то подсказать. На практике это, к сожалению, получается редко. Но ведь иногда случается, что совсем уж свободная, неконтролируемая школа просто-напросто разваливается.
Мы нарочно не пишем о том, о чем говорят и будут говорить больше всего, – о материальном положении школы. По оборудованию наша школа отстает от мирового уровня на десятилетия.
Что ж, это действительно острые проблемы. Бедность – она и есть бедность. И главное, вовсе не приходится рассчитывать на то, что завтра во всех школах появятся всевозможные технические чудеса. А с другой стороны, ведь есть же школы, где в каждом классе – по телевизору, а дети не боятся компьютеров, а компьютеры не боятся детей...

Колонка Симона Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы». Книгу можно заказать непосредственно в редакции. Для этого необходимо прислать письменную заявку на адрес редакции (в любой форме), с указанием количества экземпляров и обратного адреса.
Стоимость книги с учетом доставки – 46 руб. По вопросам оптовой закупки: тел. 249 28 77.

Рейтинг@Mail.ru