Александр АДАМСКИЙ
Церковь и школа
В дворовом футболе
есть такое правило: если случилось нарушение, но
играть не перестали (судьи-то нет), то считается,
что нарушение “заиграли”.
И если кто-то вдруг станет требовать штрафной
удар или пенальти, то ему другая сторона станет
кричать дружно:
– Заиграли! Заиграли!
Наша образовательная политика во многом еще
похожа на дворовый футбол.
Особенно это касается ошибок ведомства.
На страницах газеты “Первое сентября” первый
заместитель министра образования Виктор Болотов
признал рекомендательное письмо Минобразования
о преподавании учебного предмета “Православная
культура” ошибкой.
После этого был опубликован маловразумительный
пресс-релиз, в котором рекомендация трактовалась
не как рекомендация, просто как... неизвестно что,
а сам предмет объявлялся факультативным. Суть
дела от этого не менялась, и атака церкви на школу
не только не остановилась, но и усилилась.
Логично было бы ожидать отзыва злополучного
послания и объявления жесткой позиции органа
государственного управления образованием по
отношению к неприкосновенности принципа
светскости школы. Ничего этого не последовало.
Церковные иерархи активно создают в каждом
регионе так называемые совместные с
государством советы, иногда межконфессиональные,
а иногда и православно-административные, для
более успешного внедрения религиозного
образования в светскую школу.
Особенно трудно приходится директорам школ,
которые остались фактически последним бастионом
светскости российского образования. В отличие от
невнятной позиции министерства большинство
директоров школ придерживаются четкой позиции:
преподавание одной религии в российской школе
исключено.
На мой взгляд, проблема отношений церкви и школы
требует серьезной дискуссии – прежде всего с
участием учителей и директоров.
Церковные иерархи аргументируют свои действия в
основном перед властью – главное для них
добиться разрешения, получить пропуск в школу от
сильных мира сего. Если бы так распространялось
вероучение – никогда бы ни одна религия не стала
мировой, никогда простые люди не поверили бы в
чудодейственную силу веры. А со стороны
светского взгляда на школу – вообще никто к
учителям и директорам не обращается, тем более
что те, кому положено блюсти нейтральность школы
в отношении любой религии, сами активно
проповедуют внедрение православия. Более того,
создается впечатление, что педагогические
власти решают определенную задачу в русле более
общей задачи превращения России в исключительно
православное государство. А для этого, конечно,
нужна школа. Потому что вера без знания Библии,
святых текстов превращается в предрассудок,
распространение религии без обучения невозможно.
Так было на заре православия на Руси: появились
книжные школы; так происходит и сейчас:
возрождение православия в России требует
активного вовлечения общеобразовательной школы
в расширение знаний о религии.
Роль школы за эти десять веков мало изменилась с
точки зрения церковных: школа – механизм
вовлечения населения в православие.
Интересы церкви понятны – расширение паствы
есть одна из главных задач; эта задача не
обсуждается и не проблематизируется, это догма:
верующих должно быть как можно больше.
Кстати, точно так же школой не
проблематизируется основная задача: грамотных
должно быть как можно больше.
Принцип светскости разделяет эти две задачи, а
Минобразования и Русская Православная церковь
решили их объединить.
В итоге получилась задача: грамотных
православных должно быть как можно больше.
Но для большого числа учителей и директоров, а
также для подавляющего числа родителей такой
перевертыш оказался весьма неожиданным.
Конечно, многие склонны считать школу послушным
подразделением государственной машины, но в этой
“машине” работают люди, и для них выполнение
такой “задачи” связано с глубоким личностным
конфликтом. Учитель и особенно директор школы
отличаются по роду своей деятельности от
военного или сотрудника органов безопасности и
даже от священнослужителя, которым свойственно
послушание и беспрекословное подчинение.
Образование, заметим при этом – современное
образование, связано прежде всего с осмысленным
действием.
Учителя не цирковые медведи, которым все равно,
под чей бубен плясать.
Поэтому мы решили все-таки перевести разговор на
эту тему из русла выполнения задачи “партии и
правительства” в русло обсуждения, дискуссии.
Сегодня мы предоставили слово и священнику, и
аналитикам. Кроме того, наши читатели
познакомятся с тем, как можно отмечать Масленицу.
У церкви и школы действительно много общего, и
отношения между этими двумя общественными
институтами, с моей точки зрения, в ближайшем
будущем будут определять направление развития
общества.
Но это вовсе не означает, что церковь должна
поглотить школу, а религия – стать единственно
возможным способом восприятия человеком мира и
себя в этом мире.
Ведь современная школа стремится дать ребенку
возможность выбора в многообразном мире, в том
числе и религиозном многообразии.
Иначе – не выжить.
|