Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2003


АКЦИЯ

“Эврика” для настоящих волшебников

Институт образовательной политики “Эврика” объявляет конкурс проектов летней сессии школы “Эврика-Хогвартс”.
Авторы всех проектов будут приглашены в Москву с 19 по 22 апреля 2003 года на Тринадцатый международный фестиваль “Эврика-Авангард” для участия в проектном семинаре “Летняя сессия школы “Эврика-Хогвартс”.
Проекты в свободной форме можно присылать по адресу: eureka@online.ru
Полная информация о проекте “Школа “Эврика-Хогвартс” на сайтах:
www.eurekanet.ru 
www.koriphey.ru
Контактные телефоны в Москве: (095)702-34-59; 240-26-38, доб. 294

Что такое “Эврика-Хогвартс”
“Эврика-Хогвартс” – всероссийский проект “Эврики”, родившийся из инициативы учеников эвриканских школ, пожелавших найти свое место в инновационном движении. Хогвартс, столь популярная среди детей всего мира школа волшебства из книги “Гарри Поттер”, – это символ чудесного превращения (своими идеями, талантами, усилиями) мечты в реальность.
Волшебник – это непоседа, заводила, изобретатель; он не чувствует бессилия и не впадает в панику перед лицом унылой действительности. Его волшебная палочка – это неиссякаемая творческая энергия: с ее помощью он стремится изменить школу, превратить ее в “школу-для-нас”, в мастерскую будущего.
“Эврика-Хогвартс” собирает детские стремления воедино и помогает им вырасти в системные проекты, а затем – хотя бы частично – воплотиться в жизнь (сначала в рамках движения федеральных экспериментальных площадок).
“Эврика-Хогвартс” – это совместное строительство волшебной школы, т.е. “школы-для-нас”, это

• исследовательский проект;
• школа общения;
• “курсы для волшебников” (лидеров будущей России);
• практикум проектной деятельности (наука производства и практического воплощения собственных идей);
• сетевое взаимодействие.

Главные организационные принципы “Эврики-Хогвартс”:

• поддержка инициативы;
• креативность;
• толерантность;
• открытость;
• разновозрастность.

Инициаторы и наиболее активные участники проекта (дети и взрослые) входят в группу координаторов и берут на себя организацию всех коммуникаций, планирование и подготовку основных мероприятий.
“Эврика-Хогвартс” началась весной 2002 г. как сетевой проект: команды юных волшебников со всей России присылали на сайт гимназии “Корифей” (www.koriphey.ru) свои описания волшебных школ, выполненные в самых различных жанрах – от уставных документов до романтических эссе. Жизнь проекта в Интернете продолжается: выйдя за пределы информационной страницы (новостной ленты, общего форума и публикации проектных заданий), “Эврика-Хогвартс” становится сетевой школой, которая проводит дистантные уроки и консультации, транслирует “волшебные лекции”, запускает новые проектные ходы и организует коммуникативные потоки.
Не менее важны очные сессии – встречи юных эвриканцев, формирующих общий образ НАСТОЯЩЕЙ ШКОЛЫ и организующих образовательный процесс (и весь школьный мир) по своим правилам.
На будущих сессиях “Эврики-Хогвартс” найдется место разным педагогическим стилям и традициям, разнообразию учеников и учителей – главное, сделать школьное пространство гармоничным и стимулирующим к креативному развитию.
Летняя школа позволит пройти сразу несколько важных этапов “роста” детской “Эврики”:

• рефлексию первых результатов детского проектирования;
• рефлексию целей (общее видение);
• планирование и организацию образовательной деятельности;
• планирование и организацию проектной деятельности;
• создание реального детско-взрослого сообщества, которое в дальнейшем может превратиться в инновационное движение эвриканской молодежи по реформированию российской школы.

Простое представление проектов волшебных школ – это пройденный этап. Дальнейшее развитие проекта представляется нам взаимодействием разных (реальных и сетевых) детских образовательных проектов, объединяющих большую сеть “Эврика” и в то же время решающих собственные задачи, адресованные определенному кругу учеников и педагогов. Общие рамки такого взаимодействия (“Педагогическое волшебство”, “Школа – наше чудесное завтра”, “Сотворим чудо” и т.п.) согласуются с магистральными целями развития взрослой “Эврики”.

Ближайшие этапы развития проекта “Эврика-Хогвартс”:

1) объявление о новом сетевом конкурсе – приеме проектных заявок (февраль);
2) сетевой этап (март – июнь): публикация проектов, обсуждение, экспертиза, аналитика сетевого этапа;
3) летняя школа (июль): “сборка” проектных заданий, проектные мастерские, консультации, учебные занятия, тренинги, семинары, творческие студии и пр.

Завершающая рефлексия и совместная выработка дальнейших проектных заданий.
После летней школы возможен выпуск специальной (ежемесячной) вкладки в газете “Управление школой” с презентацией детских проектов и текущими отчетами с мест.
Интересным ходом может стать формирование детской экспертной группы для оценки взрослых инноваций и постоянно действующих ученических центров: аналитического, пресс-центра и т.д. К примеру, гимназия “Дидакт” выступила с инициативой сетевого родительского форума: если дети являются модераторами проекта, если они присоединят свои голоса к родительским мнениям или вступят с ними в принципиальный диалог, то он может стать одной из программ “Эврики-Хогвартс”. Можно взяться за организацию сетевых эвриканских олимпиад (только для школ “Эврики”!), за создание и сопровождение детской новостной ленты, за детскую социологическую лабораторию.

Инструкции для взрослых волшебников
Мы начинаем новый виток проекта “Эврика-Хогвартс”. Подготовительный этап, как обычно, будет сетевым, но на этот раз каждая эвриканская школа (представляющая ее команда), участвующая в общей работе, выходит в большую сеть “Эврики” со своим локальным проектом.
Программу ваших дальнейших действий можно назвать просто: семь шагов.

ПЕРВЫЙ ШАГ – определение тематики. Ваш проект должен предлагать свое креативное направление преобразования “обычной” школьной жизни. Спектр возможных тем практически ничем не ограничен, кроме общей цели и временных рамок.
ВТОРОЙ ШАГ – консолидация команды как проектной группы; определение основных целей, задач и работ по избранной тематике.
ТРЕТИЙ ШАГ – создание специальной страницы на сайте вашей школы, ее структурирование под задачи и технологические параметры проекта.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ – выход в “большую” “Эврику”. Сетевая презентация проекта, общеэвриканская рассылка “визитной карточки” команды и проекта. Набор дистантных участников (обязательно продумайте “бонусы”, т.е. возможные формы поощрения для активных участников, лидеров, – в этом можно опереться на поддержку “главного штаба” “Эврики-Хогвартс” либо найти местных меценатов).
ПЯТЫЙ ШАГ – старт сетевого этапа (регулярная публикация ваших достижений + публикация отчетов от удаленных участников). Возможны новости, обзоры, обсуждения, информационные обмены и т.п.
ШЕСТОЙ ШАГ – “живая” презентация и первый отчет о проделанной работе над проектом на апрельской “Эврике”. Презентация электронных страниц. Реклама и “рекрутирование” участников.
СЕДЬМОЙ ШАГ – развитие сетевого проекта; активная фаза информационного обмена и публикаций. Возможно подключение отдельных экспертов “Эврики” (по договоренности), участников либо руководителей других эвриканских проектов в качестве экспертов-консультантов.

Мария КАЛУЖСКАЯ,
координатор проекта “Эврика-Хогвартс”,
гимназия “Корифей”, г. Екатеринбург

Рейтинг@Mail.ru