“Эврика” для настоящих
волшебников
Институт образовательной политики
“Эврика” объявляет конкурс проектов летней
сессии школы “Эврика-Хогвартс”.
Авторы всех проектов будут приглашены в Москву с
19 по 22 апреля 2003 года на Тринадцатый
международный фестиваль “Эврика-Авангард” для
участия в проектном семинаре “Летняя сессия
школы “Эврика-Хогвартс”.
Проекты в свободной форме можно присылать по
адресу: eureka@online.ru
Полная информация о проекте “Школа “Эврика-Хогвартс”
на сайтах:
www.eurekanet.ru
www.koriphey.ru
Контактные телефоны в Москве: (095)702-34-59; 240-26-38, доб.
294
Что такое “Эврика-Хогвартс”
“Эврика-Хогвартс” – всероссийский проект
“Эврики”, родившийся из инициативы учеников
эвриканских школ, пожелавших найти свое место в
инновационном движении. Хогвартс, столь
популярная среди детей всего мира школа
волшебства из книги “Гарри Поттер”, – это
символ чудесного превращения (своими идеями,
талантами, усилиями) мечты в реальность.
Волшебник – это непоседа, заводила, изобретатель;
он не чувствует бессилия и не впадает в панику
перед лицом унылой действительности. Его
волшебная палочка – это неиссякаемая творческая
энергия: с ее помощью он стремится изменить школу,
превратить ее в “школу-для-нас”, в мастерскую
будущего.
“Эврика-Хогвартс” собирает детские стремления
воедино и помогает им вырасти в системные
проекты, а затем – хотя бы частично –
воплотиться в жизнь (сначала в рамках движения
федеральных экспериментальных площадок).
“Эврика-Хогвартс” – это совместное
строительство волшебной школы, т.е. “школы-для-нас”,
это
• исследовательский проект;
• школа общения;
• “курсы для волшебников” (лидеров будущей
России);
• практикум проектной деятельности (наука
производства и практического воплощения
собственных идей);
• сетевое взаимодействие.
Главные организационные принципы
“Эврики-Хогвартс”:
• поддержка инициативы;
• креативность;
• толерантность;
• открытость;
• разновозрастность.
Инициаторы и наиболее активные
участники проекта (дети и взрослые) входят в
группу координаторов и берут на себя организацию
всех коммуникаций, планирование и подготовку
основных мероприятий.
“Эврика-Хогвартс” началась весной 2002 г. как
сетевой проект: команды юных волшебников со всей
России присылали на сайт гимназии “Корифей”
(www.koriphey.ru) свои описания волшебных школ,
выполненные в самых различных жанрах – от
уставных документов до романтических эссе. Жизнь
проекта в Интернете продолжается: выйдя за
пределы информационной страницы (новостной
ленты, общего форума и публикации проектных
заданий), “Эврика-Хогвартс” становится сетевой
школой, которая проводит дистантные уроки и
консультации, транслирует “волшебные лекции”,
запускает новые проектные ходы и организует
коммуникативные потоки.
Не менее важны очные сессии – встречи юных
эвриканцев, формирующих общий образ НАСТОЯЩЕЙ
ШКОЛЫ и организующих образовательный процесс (и
весь школьный мир) по своим правилам.
На будущих сессиях “Эврики-Хогвартс” найдется
место разным педагогическим стилям и традициям,
разнообразию учеников и учителей – главное,
сделать школьное пространство гармоничным и
стимулирующим к креативному развитию.
Летняя школа позволит пройти сразу несколько
важных этапов “роста” детской “Эврики”:
• рефлексию первых результатов
детского проектирования;
• рефлексию целей (общее видение);
• планирование и организацию образовательной
деятельности;
• планирование и организацию проектной
деятельности;
• создание реального детско-взрослого
сообщества, которое в дальнейшем может
превратиться в инновационное движение
эвриканской молодежи по реформированию
российской школы.
Простое представление проектов
волшебных школ – это пройденный этап. Дальнейшее
развитие проекта представляется нам
взаимодействием разных (реальных и сетевых)
детских образовательных проектов, объединяющих
большую сеть “Эврика” и в то же время решающих
собственные задачи, адресованные определенному
кругу учеников и педагогов. Общие рамки такого
взаимодействия (“Педагогическое волшебство”,
“Школа – наше чудесное завтра”, “Сотворим
чудо” и т.п.) согласуются с магистральными целями
развития взрослой “Эврики”.
Ближайшие этапы развития проекта
“Эврика-Хогвартс”:
1) объявление о новом сетевом конкурсе –
приеме проектных заявок (февраль);
2) сетевой этап (март – июнь): публикация проектов,
обсуждение, экспертиза, аналитика сетевого этапа;
3) летняя школа (июль): “сборка” проектных
заданий, проектные мастерские, консультации,
учебные занятия, тренинги, семинары, творческие
студии и пр.
Завершающая рефлексия и совместная
выработка дальнейших проектных заданий.
После летней школы возможен выпуск специальной (ежемесячной)
вкладки в газете “Управление школой” с
презентацией детских проектов и текущими
отчетами с мест.
Интересным ходом может стать формирование
детской экспертной группы для оценки взрослых
инноваций и постоянно действующих ученических
центров: аналитического, пресс-центра и т.д. К
примеру, гимназия “Дидакт” выступила с
инициативой сетевого родительского форума: если
дети являются модераторами проекта, если они
присоединят свои голоса к родительским мнениям
или вступят с ними в принципиальный диалог, то он
может стать одной из программ “Эврики-Хогвартс”.
Можно взяться за организацию сетевых
эвриканских олимпиад (только для школ “Эврики”!),
за создание и сопровождение детской новостной
ленты, за детскую социологическую лабораторию.
Инструкции для взрослых
волшебников
Мы начинаем новый виток проекта “Эврика-Хогвартс”.
Подготовительный этап, как обычно, будет сетевым,
но на этот раз каждая эвриканская школа (представляющая
ее команда), участвующая в общей работе, выходит в
большую сеть “Эврики” со своим локальным
проектом.
Программу ваших дальнейших действий можно
назвать просто: семь шагов.
ПЕРВЫЙ ШАГ – определение тематики. Ваш
проект должен предлагать свое креативное
направление преобразования “обычной” школьной
жизни. Спектр возможных тем практически ничем не
ограничен, кроме общей цели и временных рамок.
ВТОРОЙ ШАГ – консолидация команды как проектной
группы; определение основных целей, задач и работ
по избранной тематике.
ТРЕТИЙ ШАГ – создание специальной страницы на
сайте вашей школы, ее структурирование под
задачи и технологические параметры проекта.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ – выход в “большую” “Эврику”.
Сетевая презентация проекта, общеэвриканская
рассылка “визитной карточки” команды и проекта.
Набор дистантных участников (обязательно
продумайте “бонусы”, т.е. возможные формы
поощрения для активных участников, лидеров, – в
этом можно опереться на поддержку “главного
штаба” “Эврики-Хогвартс” либо найти местных
меценатов).
ПЯТЫЙ ШАГ – старт сетевого этапа (регулярная
публикация ваших достижений + публикация отчетов
от удаленных участников). Возможны новости,
обзоры, обсуждения, информационные обмены и т.п.
ШЕСТОЙ ШАГ – “живая” презентация и первый отчет
о проделанной работе над проектом на апрельской
“Эврике”. Презентация электронных страниц.
Реклама и “рекрутирование” участников.
СЕДЬМОЙ ШАГ – развитие сетевого проекта;
активная фаза информационного обмена и
публикаций. Возможно подключение отдельных
экспертов “Эврики” (по договоренности),
участников либо руководителей других
эвриканских проектов в качестве экспертов-консультантов.
Мария КАЛУЖСКАЯ,
координатор проекта “Эврика-Хогвартс”,
гимназия “Корифей”, г. Екатеринбург
|