Дмитрий РАСТИМЕШИН
Менять законы или провоцировать стачки?
Профсоюзы не могут решить проблему
зарплаты учителей
26 – 28 февраля учителей снова
вывели на улицу – бороться за зарплату. Но
система оплаты труда регулируется жесткими
нормами Трудового кодекса. Профсоюзы опять
опоздали – на этот раз всего лишь на год.
Сетования лидеров псевдопрофсоюзов на сложности
в предшествующих диалогах с властью перед
принятием Трудового кодекса несостоятельны.
Несколько примеров эффективной работы других
сообществ: 6 миллионов инвалидов объединились и
добились принятия нового закона, который резко
увеличил их льготы; общественная организация,
представляющая интересы 12 миллионов беженцев,
добилась принятия закона о беженцах, который дал
им наконец минимальную государственную защиту.
Сообщество журналистов фактически сорвало
принятие поправок к закону, которые, на их взгляд,
ущемляли свободу слова. Голодающие
авиадиспетчеры добились своего. Перекрывавшие
Транссиб и добившиеся ареста мэра Ленинска-Кузнецкого
шахтеры нашли компромисс с властью. Это лишний
раз доказывает, что институты гражданского
общества в России могут эффективно работать, а
крупнейшие российские ассоциированные
профсоюзы бюджетников занимаются лишь имитацией
общественной деятельности.
Трудовой кодекс все определил
Трудовой кодекс бескомпромиссно и жестко уже
определил оплату труда учителей как классно-поурочную.
Горячо обсуждаемая вариативность этой системы
лежит в плоскости полемики в жанре популизма.
Абзац 5 статьи 11 ТК определяет, что особенности
правового регулирования труда отдельных
категорий работников устанавливается этим самым
кодексом. В главе 52 “Об особенностях
педагогического труда” продублированы нормы
Закона РФ “Об образовании”, декларирующие 36-часовую
рабочую неделю и право на творческий отпуск не
реже одного раза в 10 лет. “В зависимости от
должности и(или) специальности педагогическим
работникам образовательных учреждений с учетом
особенностей их труда продолжительность
рабочего времени (нормы часов педагогической
работы за ставку заработной платы) определяется
Правительством РФ”.
В соответствии со ст. 21 педагог обязан исполнять
нормы труда, предусмотренные трудовым договором,
и зарплату будет получать в соответствии со
своей квалификацией, сложностью труда,
количеством и качеством выполненной работы. В
соответствии со ст. 104 ТК в школах по-прежнему
будет вестись суммированный учет рабочего
времени. В соответствии со ст. ст. 129, 130, 143 ТК РФ
трудовая функция педагога будет оплачиваться по
Тарифной системе оплаты труда. Тарификация работ
и присвоение тарифных разрядов будет
производиться с учетом Единого
квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих.
В образовательной отрасли продолжают
действовать типовые штаты школ и ДОУ,
утвержденные приказами Минобразования СССР
тиража 1971, 1986, 1987 годов. Эти документы являются
жестким ограничителем прав ОУ на формирование
штатного расписания. И никакой иной системы
оплаты труда, помимо почасовой, не предполагают.
Один из уважаемых управленцев в образовании,
узнав, что они обжалуются в настоящее время в
суде, дал этому акту отповедь: ведь это
единственные документы хоть как-то защищающие
школы в процессе бюджетного планирования. Такова
же реакция практиков на отмену ЕТС.
А директору во всей этой схеме оплаты по-прежнему
отведена роль технического калькулятора и
простого оформителя. А если он будет плохо
выполнять свои обязанности по калькуляции и
оформлению трудовых договоров, то предусмотрена
новая норма ТК: в соответствии с п. 2 ст. 278
трудовой договор с руководителем организации
может быть расторгнут в связи с принятием
собственником (читай: главой муниципалитета)
решения о досрочном расторжении договора. Мотивы
принятия такого решения могут быть любыми.
Не менее важными являются обойденные
общественной дискуссией процедуры и механизмы
государственных гарантий получения заработной
платы (а не ее “выплаты”).
Речь не идет о принятой, но запоздавшей на
десятилетие норме КЗОТ, предоставляющей
работнику право прекращения работы и получения
за вынужденный прогул жалкого ныне
инфляционного процента. Это скорее пиаровский
ход власти по отношению к бюджетникам, чем
реально пугающая ее ответственность.
Власть регулирует, но не
гарантирует
Противоречие действующих норм федеральных
законов заключается в следующем. Государство как
гарант Конституции статьями 3, 4, 28 Закона РФ “Об
образовании” взяло на себя функцию
регулирования прав, обязанностей, полномочий
работодателей и работников.
В соответствии с п.п. 11, 13, 16 ст. 28 Закона РФ “Об
образовании” в области образования ведению
Российской Федерации в лице ее федеральных
органов государственной власти и органов
управления образованием подлежат:
– установление порядка, аттестации
педагогических работников;
– регулирование трудовых отношений,
установление норм труда и федеральных
нормативов его оплаты в образовательных
учреждениях;
– установление обязательных на территории РФ
минимальных размеров ставок заработной платы и
должностных окладов работников образовательных
учреждений, соответствующих профессионально-квалификационных
групп и работников государственных органов
управления образованием;
– установление образовательного ценза
педагогических работников.
Указанная компетенция очевидно следует
также из содержания п. 4 ст. 4 Закона РФ “Об
образовании”.
Поэтому сегодня педагоги и в целом трудовые
коллективы школ – это трудармия по типу
создававшихся Троцким, а также в период великой
экономической депрессии в США 30-х гг. прошлого
века. Только в США трудармии создавались с целью
утилизации не востребованного на рынке
низкопроизводительного труда для строительства
общественно полезных объектов, а педагогическая
трудармия в России рекрутирована для
воспроизводства не востребованных на рынке
личностей.
Хотя формально лицом, заключающим трудовой
договор со стороны работодателя, является
директор ОУ, фактический объем прав и
обязанностей сторон определен на федеральном
уровне. Поэтому ни руководитель ОУ, ни работник
почти полностью не свободны при заключении
такого рода договоров. А оплачивать предлагается
субъекту Федерации, причем в разных размерах – в
зависимости от финансовых возможностей.
Таким образом, трудовые отношения в образовании
урегулированы жесткими федеральными
нормативами, неизменными в рамках принятого
Трудового кодекса. Вместе с тем федеральная
власть отказалась выполнять свои обязанности по
оплате их труда.
Возможно, умышленно выведена из общественного
диалога важнейшая составляющая данной проблемы
– объем обязанностей работников бюджетной сферы
по заключенным ими трудовым договорам в связи с
введением новой концепции оплаты. Ведь,
устанавливая какой-то минимум ставки оклада за
проделанную работу, центральная власть либо
субъект Федерации должны установить в тарифно-квалификационном
справочнике объем прав, обязанностей,
квалификационных требований к работникам.
Верховный суд РФ не смог осенью прошлого года
отменить тарифно-квалификационные
характеристики в образовательной отрасли, так
как отмена очевидно нелигитимного акта
относится к компетенции районных судов.
Верховный суд своим определением признал
Постановление Минтруда априори неправовым актом.
В настоящее время вопрос о признании его
недействующим находится на рассмотрении в
Басманном районном народном суде гор. Москвы.
Однако обязанность руководящих работников
проходить аттестацию по несуществующим
критериям Верховный суд РФ ризнал законно на них
возложенной.
Отсутствие в педагогической трудармии легально
существующих тарифно-квалификационных
характеристик продолжается восьмой год. Правда,
возникают случаи массового дезертирства: в 2002
году перед плановой массовой аттестацией только
в Ярославской области из школ уволилось две
тысячи педагогов, не желающих переносить
предстоящую унизительную процедуру.
|