Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Забытое чтение между строк

Александр АДАМСКИЙДавно мне не приходилось применять почти забытую способность читать между строк.
В годы застоя власть бессовестно лгала – на каждом шагу, по поводу и без повода. Самым ярким примером, о котором мне недавно рассказал известный московский директор, было собрание московской общественности по поводу выдвижения К. Черненко кандидатом в депутаты Верховного Совета очередного созыва. В Кремле собрались тысячи людей, его выдвинули, про него говорили хвалебные речи и убеждали самих себя, что лучшего кандидата в депутаты не найти. И все было бы хорошо, если бы все присутствующие не знали точно, что несчастный Константин Черненко умер накануне ночью. И докладчики, и рядовые участники мистического собрания это знали, но официального сообщения не было, и покойного Черненко продолжали выдвигать в депутаты.
Власть лгала, а газеты были печатным органом этой лжи, и понять из их сообщений и комментариев, что происходит на самом деле, было сложно: приходилось читать между строк.
Но времена изменились, и открытость современной власти и профессионализм СМИ давно приучили нас к тому, что мы не только знаем, что происходит во власти, но и через эту информированность участвуем в политике.
И способность читать между строк понемногу перестала быть нужной...
А тут вдруг оказалось, что рано ее списывать за ненадобностью, что даже в такой области, как образовательная политика, далеко не самой болезненной по сравнению с ЖКХ или войной в Чечне, реальные события скрыты от общества и к нам попадают второстепенные детали событий, а суть их приходится снова вычитывать между строк.
...Сопоставим два сообщения информационных агентств.
“Выступая во вторник 11 февраля на встрече с французскими бизнесменами, В.В.Путин сказал: “Что касается социальной системы, есть несколько вариантов решения этой проблемы. Первый, и самый главный, если мы говорим о бюджетном финансировании, то, по моему глубокому убеждению, финансировать надо не само учреждение, не больницу, не учебное заведение как таковые. Платить надо за качество и количество оказываемых услуг”.
“Пролечили” энное количество больных – за это количество и должны получить деньги. Если люди идут учиться не в высшее учебное заведение Х, а в высшее учебное заведение У, больше денег получит У. Это общий принцип, который нужно реализовать в нашей стране. Это не просто, но это один из наиболее эффективных путей решения проблемы.
“Вместе с тем мы должны и будем сохранять бесплатную сферу социального обеспечения – в образовании и медицине – как базовую. У нас еще много проблем в этих сферах. Поэтому я показал вам путь, по которому мы идем очень аккуратно и осторожно. Параллельно будем развивать платные социальные системы – для той категории людей, которые хотят и могут платить”.
За последние месяцы это самая яркая попытка Президента предъявить обществу свою позицию по образованию. И – в отличие от всех предыдущих – самая ясная и определенная.
Можно было ожидать, что в скором времени эту позицию, этот путь, который указал Президент, начнут комментировать представители ведомства и граждане узнают подробнее, что же имел в виду В.Путин.
И вот, через 10 дней после парижского заявления Президента, состоялась его встреча с министром образования.
Цитируем сообщение информационных агентств.
“Владимир Путин провел в четверг рабочую встречу с министром образования Владимиром Филипповым. Министр доложил главе государства о том, что в 2/3 субъектов Федерации зарплата учителям выплачивается регулярно.
Только в некоторых районах, в частности в Иркутской и Кировской областях, учителя не получили зарплаты еще за декабрь, сказал Филиппов.
Он также сообщил Президенту, что в Госдуму внесен законопроект, согласно которому подчиненность образовательных учреждений поднимается с муниципального уровня до субъектов Федерации.
Филиппов рассказал, что к рассылке в каждую школу России готовы по 100 томов русской художественной литературы. В это собрание входят не только художественная классика XIX века, но и наиболее значимые произведения XX века, в том числе Пастернак, Солженицын и другие...
Отвечая на вопрос Президента о том, как проходит снабжение школ компьютерами и подключение школ к Интернету, министр сказал, что в этом году завершилось снабжение сельских школ компьютерами – по 2–3 на каждую. Теперь начинается снабжение городских школ, которые получат не по 2–3 компьютера, а компьютерные классы”.
Еще некоторые агентства передали информацию, что Президент попросил министра помочь оснастить спортивные залы школ оборудованием и инвентарем, которого не хватает.
Надо полагать, министр не отказался выполнить “непрофильную” просьбу.
А что же относительно парижского заявления Президента?
...Если на встрече двух ключевых руководителей, министра и Президента, тема президентского послания осталась за кадром, – о чем же они тогда говорили?
28 февраля из плакатов на митингах и пикетах мы узнаем об этом.
“Я показал вам путь, по которому мы идем очень аккуратно и осторожно”, – сказал В.Путин французским предпринимателям.
Может, он покажет этот путь и Министерству образования?

Рейтинг@Mail.ru