Александр АДАМСКИЙ
Забытое чтение между строк
Давно мне не
приходилось применять почти забытую способность
читать между строк.
В годы застоя власть бессовестно лгала – на
каждом шагу, по поводу и без повода. Самым ярким
примером, о котором мне недавно рассказал
известный московский директор, было собрание
московской общественности по поводу выдвижения
К. Черненко кандидатом в депутаты Верховного
Совета очередного созыва. В Кремле собрались
тысячи людей, его выдвинули, про него говорили
хвалебные речи и убеждали самих себя, что лучшего
кандидата в депутаты не найти. И все было бы
хорошо, если бы все присутствующие не знали точно,
что несчастный Константин Черненко умер
накануне ночью. И докладчики, и рядовые участники
мистического собрания это знали, но официального
сообщения не было, и покойного Черненко
продолжали выдвигать в депутаты.
Власть лгала, а газеты были печатным органом этой
лжи, и понять из их сообщений и комментариев, что
происходит на самом деле, было сложно:
приходилось читать между строк.
Но времена изменились, и открытость современной
власти и профессионализм СМИ давно приучили нас
к тому, что мы не только знаем, что происходит во
власти, но и через эту информированность
участвуем в политике.
И способность читать между строк понемногу
перестала быть нужной...
А тут вдруг оказалось, что рано ее списывать за
ненадобностью, что даже в такой области, как
образовательная политика, далеко не самой
болезненной по сравнению с ЖКХ или войной в Чечне,
реальные события скрыты от общества и к нам
попадают второстепенные детали событий, а суть
их приходится снова вычитывать между строк.
...Сопоставим два сообщения информационных
агентств.
“Выступая во вторник 11 февраля на встрече с
французскими бизнесменами, В.В.Путин сказал:
“Что касается социальной системы, есть
несколько вариантов решения этой проблемы.
Первый, и самый главный, если мы говорим о
бюджетном финансировании, то, по моему глубокому
убеждению, финансировать надо не само учреждение,
не больницу, не учебное заведение как таковые.
Платить надо за качество и количество
оказываемых услуг”.
“Пролечили” энное количество больных – за это
количество и должны получить деньги. Если люди
идут учиться не в высшее учебное заведение Х, а в
высшее учебное заведение У, больше денег получит
У. Это общий принцип, который нужно реализовать в
нашей стране. Это не просто, но это один из
наиболее эффективных путей решения проблемы.
“Вместе с тем мы должны и будем сохранять
бесплатную сферу социального обеспечения – в
образовании и медицине – как базовую. У нас еще
много проблем в этих сферах. Поэтому я показал
вам путь, по которому мы идем очень аккуратно и
осторожно. Параллельно будем развивать платные
социальные системы – для той категории людей,
которые хотят и могут платить”.
За последние месяцы это самая яркая попытка
Президента предъявить обществу свою позицию по
образованию. И – в отличие от всех предыдущих –
самая ясная и определенная.
Можно было ожидать, что в скором времени эту
позицию, этот путь, который указал Президент,
начнут комментировать представители ведомства и
граждане узнают подробнее, что же имел в виду В.Путин.
И вот, через 10 дней после парижского заявления
Президента, состоялась его встреча с министром
образования.
Цитируем сообщение информационных агентств.
“Владимир Путин провел в четверг рабочую
встречу с министром образования Владимиром
Филипповым. Министр доложил главе государства о
том, что в 2/3 субъектов Федерации зарплата
учителям выплачивается регулярно.
Только в некоторых районах, в частности в
Иркутской и Кировской областях, учителя не
получили зарплаты еще за декабрь, сказал
Филиппов.
Он также сообщил Президенту, что в Госдуму внесен
законопроект, согласно которому подчиненность
образовательных учреждений поднимается с
муниципального уровня до субъектов Федерации.
Филиппов рассказал, что к рассылке в каждую школу
России готовы по 100 томов русской художественной
литературы. В это собрание входят не только
художественная классика XIX века, но и наиболее
значимые произведения XX века, в том числе
Пастернак, Солженицын и другие...
Отвечая на вопрос Президента о том, как проходит
снабжение школ компьютерами и подключение школ к
Интернету, министр сказал, что в этом году
завершилось снабжение сельских школ
компьютерами – по 2–3 на каждую. Теперь
начинается снабжение городских школ, которые
получат не по 2–3 компьютера, а компьютерные
классы”.
Еще некоторые агентства передали информацию, что
Президент попросил министра помочь оснастить
спортивные залы школ оборудованием и инвентарем,
которого не хватает.
Надо полагать, министр не отказался выполнить
“непрофильную” просьбу.
А что же относительно парижского заявления
Президента?
...Если на встрече двух ключевых руководителей,
министра и Президента, тема президентского
послания осталась за кадром, – о чем же они тогда
говорили?
28 февраля из плакатов на митингах и пикетах мы
узнаем об этом.
“Я показал вам путь, по которому мы идем очень
аккуратно и осторожно”, – сказал В.Путин
французским предпринимателям.
Может, он покажет этот путь и Министерству
образования?
|