Александр АДАМСКИЙ
Россия и Беларусь объединились
Российские
налогоплательщики теперь будут оплачивать
высшее образование граждан братской республики.
Об этом мы узнали из обновленных правил приема в
вузы, опубликованных на днях в “Российской
газете” после утверждения их в Министерстве
юстиции.
Но эта новость – из разряда политических и для
родителей, чьи дети оканчивают школу в этом году,
имеет не такое жизненно важное значение, как
другие новшества.
Правда, конкурс в российские вузы возрастет, но
не так сильно, чтобы из-за этого серьезно
пострадали наши дети.
Хотя сам по себе факт примечательный: если за
доступ к газу или российской нефти между нашими
странами идет коли не борьба, то по крайней мере
жесткий диалог, если по отношению к другим
странам Президент Путин придерживается рыночной
стратегии, призывая ректоров активнее выходить
на этот рынок, то Беларусь – особая статья.
С точки зрения долгосрочной перспективы этот шаг
– бесплатное обучение граждан соседнего
государства – даст для объединения больше, чем
даже введение общей денежной единицы.
Но тех, кто сегодня сражается за место в
университете, особенно москвичей, обновленные
правила приема повергли в полное уныние.
Дело в том, что министерство отменило
совмещенные экзамены.
Почти все московские родители, у которых дети в
этом году поступают в вуз, определили своих
выпускников в школы, которые имеют особые
договорные отношения с вузами.
Эти договорные отношения означают, точнее –
означали, что в апреле или мае-июне, то есть
намного загодя, в школах проводятся выпускные
экзамены, а по тем предметам, которые сдаются в
этот вуз, эти же экзамены считаются и
вступительными.
Теперь это право школ и вузов иметь особые
договорные отношения отменили.
– Но ведь закон обратной силы не имеет! – скажет
любой читатель, даже не юрист. – Если договора
были заключены до принятия закона, они должны
быть выполнены.
Конечно, и формально запрет на “совмещенные”
экзамены действует только со следующего года. Об
этом сразу в нескольких изданиях заявили
официальные представители Минобразования.
Но, кроме законов и официальных постановлений и
приказов, есть еще политика и зависимость вузов
от руководства.
Уже многим, прежде всего московским вузам,
“посоветовали” выдвинуть встречный план – по
собственной инициативе расторгнуть заключенные
со школой договора: с юридической точки зрения
это возможно, наверняка даже оговорено в самом
договоре.
Формально такая позиция выглядит не только
оправданной с государственной точки зрения, но и
справедливой: если по Конституции у всех
выпускников равные права, то слабые сельские
школы, не заключившие договора с вузами,
проигрывают в сравнении с сильными московскими.
А совмещенные экзамены с юридической точки
зрения настолько уязвимы, финансовые отношения
носят иногда такой скрытый нелегальный характер,
что любого ректора можно легко подловить и
устроить такую образцово-показательную порку,
что он может лишиться не только места, но и
свободы.
Поэтому уговорить ректора отменить такие
договора уже в этом году нетрудно.
Но теперь представим себе родительское собрание,
на котором огорченным гражданам классный
руководитель, или директор школы, если у него
хватит мужества, или ректор, если он порядочный
человек, объявят о переменах и будут объяснять
причины, по которым дети оказались обманутыми.
...Наша страна устроена по антидетским правилам,
образовательная политика в России – это система
мер наказания детей по любому поводу, а чаще
всего без повода. По сути дела, педагогическая
ситуация такова: общее положение дел ущемляет
права одних детей. И это надо изменить. Можно ли
сделать так, чтобы права других при этом не были
ущемлены?
Или это обязательно – наносить тяжелейшую
травму тысячам ребят, которые не по своей воле
оказались втянуты в эту ситуацию и теперь у них
навсегда останется не просто обида на
государство, а устойчивое недоверие ко всем
правилам и нормам, устанавливаемым государством.
Теперь будущая элита навсегда усвоит, что в
России правила меняются по ходу игры.
...Вернемся на родительское собрание, где
разгневанные родители и подставленные учителя
вынуждены будут объясняться с детьми. То есть уже
не с детьми, а с вполне взрослыми гражданами,
которые почувствовали себя обманутыми.
Это самые трудные дни в воспитании юного
человека.
Но что же делать? Объединиться в этот момент с
ребенком в ненависти и обиде и бушевать по поводу
всеобщей несправедливости?
Да, мир устроен несправедливо и обман
подстерегает на каждом шагу. Но главное – не
ожесточить ребенка, чтобы первая крупная обида
на мир не сломала его, не разуверила в
справедливости.
Постарайтесь, пожалуйста.
...Зато у белорусов радость – будут в России
учиться. В свободной, демократической стране – у
нас с правами человека намного лучше.
|