Симон СОЛОВЕЙЧИК
Мальчик, который всегда в пути
Но какой же должна быть эта школа, если она
не учит в старом смысле слова, то есть не ведет
прямой и ровной дорогой к аттестату, и в то же
время большие дети не бросают ее, а продолжают
учиться? Что это за учение? Для чего? Чему? Какое?
Сегодня школа похожа на тренировочный лагерь для
скалолазов. Все вместе карабкаются на высоченную
скалу; кто не долез – тот упал и разбился.
Может ли школа быть более щадящей?
Сегодня учитель в старших классах практически не
может вести уроки, если его ученики не собираются
получать аттестат и поступать в институты, то
есть если у них нет точной цели, обозначенной
документом.
Может ли школа учить всех и притом не разделяя, не
обижая детей, не унижая их достоинства, но с
разными результатами? Другими словами, может ли
среднее образование быть всеобщим, но без фальши?
Повторим, что механическое возвращение к
прошлому невозможно. Значит, надо понять, что
движение к школе, которая учит всех, но открыто
признает, что научить всех она не может, – это
движение вперед, а не назад, это движение от
единообразия к разнообразию.
Вот, может быть, главное слово – разнообразие.
Единообразная школа для больших детей
получалась относительно просто: одна партия,
один вид образования, одни программы, единые
отметки, одинаковые судьбы.
Некоторые горюют об этом времени, а для приличия
называют его “единым образовательным
пространством”. Из доклада в доклад кочует
несчастный мальчик, родители которого захотели
переехать в другой город или, того хуже, в
близлежащую страну. Что он будет делать, бедный?
Как он будет учиться в школе с непривычными
программами? Ради этого-то мальчика и вводятся
стандарты и заставляют всех других мальчиков и
девочек учиться единообразно.
Но не слишком ли велика жертва этому
гипотетическому переезжающему мальчику? Стоит
ли всем детям мучиться ради него? Похоже, что
этими ужасными с виду историями прикрывают страх
перед разнообразием. Ведь разнообразное
неудобно для управления. Разнообразие
предполагает неожиданную инициативу.
Однообразная школа оценивается легко. Она или
совпадает с государственным эталоном, или не
совпадает. Совпадает – отличная школа, не
совпадает – сменить директора. Разнообразные
школы оценивать очень трудно, потому что нет
единого критерия. Управление становится трудным.
Управленец – ненужным.
Где же выход?
Ведь и слово “разнообразие” тоже мало что
объясняет. Но может быть, выход в том, чтобы и нам
в наших законах перейти на реакционную с виду, но
по существу более человечную систему оценки
образования по годам, а не по программам и
стандартам.
По сегодняшним законам все дети должны
обязательно учиться до 15 лет. Это очень мало. Это
крайне низкая планка. Это черта интеллектуальной
нищеты.
Вот и давайте всем обществом добиваться, чтобы
планка эта постепенно повышалась, чтобы дети
обязательно учились (в школе или еще где-нибудь)
сначала до 16, потом до 17, потом до 18 лет. Вот и
давайте думать о такой школе, в которой большие
дети чувствовали бы себя хорошо, не заглядываясь
на аттестат. Чтобы не приходилось их силой
заталкивать в школу. Чтобы последние годы учебы
были в высшей степени полезны для всех – и для
тех, кто собирается поступать в институт, и для
тех, кто не собирается.
Должны быть какие-то другие предметы, другие
программы, другие книги. А главное, должно быть
другим поведение учителя в классе. Нам предстоит
научиться спокойно работать в классе, в котором
собраны дети не только разных способностей, но и
с разными жизненными целями, – вот что самое
трудное.
Приводят много цифр, показывающих, как наша
страна отстала от развитых обществ: у нас очень
низкая производительность труда, очень низкий
жизненный уровень, очень высокая детская
смертность.
Но никогда почему-то не приводят цифры, которые
показывают ужасающий разрыв в образовании
народа.
В нашей стране, которая гордится бесплатным
высшим образованием, гордится своей сильной
школой, в высшие учебные заведения после школы
поступают только 5-6 процентов выпускников, а если
считать с заочными, то уж никак не больше 10. В
Америке уже в 1973 году (когда мы вводили всеобщее
среднее) поступали в колледжи (они сравнимы с
институтами) 47 процентов выпускников. А в 1991 году
больше половины всех американских детей, 62
процента, продолжали образование в высших
учебных заведениях (колледжах). У нас бесплатно –
но не учат, у них платно – но учат.
Чтобы выпускникам школ легче было продолжать
образование, американцы сделали открытие,
которое они сами считают одним из крупнейших
социальных открытий века, – двухлетний колледж.
Он дает дальнейшее развитие, он дает начатки
профессии, он дает более широкую ориентацию в
мире. А главное – он все-таки учит больших детей в
ту пору их жизни, когда они только входят во вкус
учения.
Пройдут годы, и окажется, что у нас-то большинство
– с девятилетним (основным), а у них с высшим. Хотя
наши старшие школы всех и обязательно готовят в
вузы, а их школа поражает свободой, отсутствием
принуждения и разнообразием предоставляемых
возможностей.
Нет, мы вовсе не хотим сказать, что где-то за морем
есть идеал и надо его скопировать. Мы вовсе не
призываем подражать. Но это, как говорится, факты
для размышления. Может быть, хватит нам говорить
о гуманной, гуманистической и гуманитарной школе.
Может быть, пора подумать о школе, которая будет
более человечной, более доброй к большим детям,
перестанет выбрасывать их на улицу за
ненадобностью.
И уж во всяком случае все, кто хочет перейти из
девятого в десятый, должны иметь такую
возможность, – все без единого исключения.
Не исключайте детей из школы!
Колонка Симона Соловейчика
публикуется по материалам сборника «Воспитание
школы». Книгу можно заказать непосредственно в
редакции. Для этого необходимо прислать
письменную заявку на адрес редакции (в любой
форме), с указанием количества экземпляров и
обратного адреса.
Стоимость книги с учетом доставки – 46 руб. По
вопросам оптовой закупки: тел. 249 28 77.
|