Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Если бастовать, то всем и до победы

Александр АДАМСКИЙВ конце февраля профсоюзные горны снова позовут учителей на митинги и забастовки в знак протеста против политики правительства, выраженной в задержке заработной платы и попытке реформировать систему оплаты труда.
...Один из самых тонких психологических американских фильмов – “День сурка”. В канун весны достают спящего сурка из его будки и смотрят, какую он тень отбрасывает. От этого зависит погода, а значит – и урожай. В таких случаях принято говорить: “Этот праздник корнями уходит в далекое прошлое, когда крестьяне верили приметам и не было еще бюро прогнозов”. Но фильм не о трудной крестьянской доле, а о том, что для журналиста, приехавшего на День сурка в провинцию, наутро все повторяется снова – он застрял во времени, эффект дежавю стал его кошмаром и вырваться из этого он не в состоянии, несмотря на самые радикальные меры. Каждое утро он просыпается в одной и той же гостинице и понимает, что это – День сурка, и каждую ночь засыпает с мыслью, что проснется завтра, а просыпается... вчера.
...Борьба профсоюзов и популистов-политиков за зарплату учителей – День сурка в образовательной политике. Правительство гасит пожары, вице-премьер В.Матвиенко проводит угрожающие селекторные совещания с губернаторами, изыскиваются внутренние резервы, кое-как затыкаются дыры – и все стихает...
Показательная кампания по изыскиванию средств для учителей продолжается как раз до конца учебного года – затем всех отправляют в отпуск, с грехом пополам выдав часть причитающихся каникулярных денег. В августе профсоюзы грозятся не начинать учебный год, но каждый раз почему-то начинают, а осенью и зимой становится ясно, что ничего не изменилось: зарплата не повышается, задержки по выплатам растут – и снова весеннее обострение профсоюзной борьбы. С тем же результатом.
И думские политики, страдальцы за учительскую зарплату, добиваются того же результата.
И не только в деле отстаивания материальных условий учителя.
Сокрушительное поражение потерпела школа в Думе, когда не прошла поправка, дающая отсрочку учителям городских школ от солдатчины.
А на прошлой неделе был распространен пресс-релиз, в котором было объявлено об очередном поражении в битве за зарплату учителей. И снова – в Думе.
Группа депутатов подготовила заявление о правительственной концепции реформирования системы оплаты труда “бюджетников”.
Далее цитирую по тексту пресс-релиза фракции “Яблоко”:
“По мнению авторов документа, переход от ЕТС к отраслевым системам оплаты труда должен осуществляться лишь при существенном, не менее чем в 2 раза, увеличении расходов федерального бюджета на выплату зарплат работникам бюджетной сферы”.
При голосовании в Государственной Думе заявление поддержали фракции “ЯБЛОКО” (17 из 17 человек), СПС (27 из 32), КПРФ (81 из 82), Агропромышленная депутатская группа (42 из 43). Фракции “Единство”, ОВР, “Регионы России”, ЛДПР заявление не поддержали. В результате было набрано 199 голосов при необходимом минимуме в 226.
Заявление не приняли.
Это скорее всего означает, что сражение за повышение заработной платы учителя в этом году вдвое – как предлагает Комитет по образованию и науке – также будет проиграно.
И законы, позволяющие правительству провести свою концепцию изменения системы оплаты труда, тоже пройдут.
И государственных гарантий минимального, но приемлемого уровня учительской зарплаты тоже не будет.
Зато ряд политических деятелей получат вместе с профсоюзами шанс прокричать: “Мы старались – нам помешали! Мы хорошие – голосуйте за нас!”
Давайте все-таки оценивать эффективность борцов за учительские права не по их усилиям и затраченной энергетике, а по результату.
А результат десятилетия забастовок и показательных атак на правительство – нулевой.
Так, может быть, сменить тактику?
Может быть, дело все-таки в этой пресловутой системе оплаты труда?
Может, осмелиться и предложить президенту платить зарплату учителю прямо из федерального бюджета?
И голосовать не за абстрактные государственные гарантии (как их установить, если по Конституции у нас регионы – субъекты и имеют право распоряжаться собственными средствами?), а за реальную заработную плату?
Я полагаю, что уж если бастовать – то всем и до победного конца. А устраивать сезонные забастовки для галочки, расписываться в собственной неспособности победить – это политиканство. Учитель в глазах общества превращается в записного протестанта, люмпена, доведенного к тому же до отчаяния безрезультатностью своей борьбы.
Дело политика, я думаю, найти успешные средства достижения цели, а не подсчитывать провалы.
Иначе День сурка станет вечным. Как и нищета учителя.

Ну разве не так?

Рейтинг@Mail.ru