Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2003


ШКОЛА ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

“Эврика” за рубежом

С 3 по 10 марта 2003 года “Эврика” и “Управление школой” проводят учебу попечителей в Великобритании – в графстве Линкольншир и Лондоне.
Сегодня мы познакомим наших читателей с маршрутом русских попечителей в Англии и теми, кто будет принимать участников эвриканской программы.


Роберт Палеторп и Джон Гиббс – директора линкольнских школ, главные организаторы стажировки русских попечителей в Линкольне. Они были на “Эврике” в ноябре и собираются приехать в апреле.

Поездом от Лондона до Линкольна около трех часов езды. Город и его многочисленные памятники – след завоевания Англии римлянами две тысячи лет назад. Римляне построили город, провели каналы от моря и вообще заложили основы городской жизни.
Но, кроме памяти о римлянах, в замке Линкольна хранится уникальный экземпляр Великой Хартии – практически первого законодательного акта, закрепляющего свободу граждан. “Никто не может быть заключен в тюрьму кроме как по приговору суда” – решили король Джон и бароны еще в XIII веке.


Дэл Годдард – депутат местного совета графства Энфилд, член попечительского совета нескольких школ, консультант в области управления – будет вести заключительную сессию стажировки русских попечителей в Лондоне.

В графстве около 3000 школ и других учебных заведений. Основная тема стажировки русских попечителей в марте 2003 года – бюджет школ.
Как формируется бюджет школы?
Какова роль попечителей при формировании школьного бюджета?
Как связано государственное финансирование и местное управление школой?
В Великобритании зарплата учителей в любой школе одинакова – кроме доплат учителям Лондона ввиду безумной дороговизны. То есть зарплата если и зависит от местных условий, то не от уровня доходов, а от стоимости жизни в том или ином месте.
А вот содержание школ во многом лежит на плечах местных бюджетов.
Начальник местного образовательного ведомства графства Линкольншир доктор Черил Берри увлечена подготовкой к приему русских попечителей. Разница между английским общественным управлением школой и зарождающимся российским – очевидна. В Великобритании попечители не являются спонсорами и не помогают школе материально. Это представители местного сообщества, которые определяют стратегию школы. Влияют на бюджет и на кадровые назначения.


Александр Пятигорский, выдающийся российский философ и филолог, эмигрировал из СССР в семидесятых, сегодня живет в Лондоне. В одном из следующих номеров “УШ” читайте его интервью: школа и церковь.

В России современные попечители – это в основном люди, пекущиеся о материальном состоянии школы. Разница очевидна, и никто не собирается превращать российское попечительство в английское общественное управление и наоборот.
Поэтому “Эврика” пытается сохранить само слово “попечительство” и не подменять его уродливым “управляющий советом”. Для России традиционно попечительство над школой, из этого и вырастает общественное управление.
Кстати, правительство Великобритании тратит большие деньги на подготовку попечителей для школ. Члены попечительских советов учатся управлять школами, чтобы разбираться в тонкостях образовательной политики.
Доктор Черил Берри считает, что роль попечителей в управлении школами огромна: от них зависят о назначение директоров, и приоритеты школы, и позиция политических деятелей в отношении образования. Все признают, что правительство Тони Блэра резко увеличило ассигнования на образование, на школы в частности. Теперь важно эффективно потратить правительственные средства – так, чтобы и граждане, и экономика, и местное сообщество почувствовали отдачу от школы. В Великобритании сильное влияние имеет школьная инспекция, но при ее проведении инспекторы обязательно встречаются с попечителями, и без учета их мнения итоговый результат инспекции не может появиться на свет.
Русские попечители будут участвовать в заседании школьных советов, беседовать с директорами школ и местными попечителями, чиновниками органов управления, независимыми консультантами и управленцами, имеющими опыт взаимодействия с общественными управляющими школ.
Основная цель первой сессии – получить представление о том, как школьная администрация и попечители составляют школьный бюджет, откуда приходят деньги и как тратятся.

Телефон для контактов: (095) 702 34 59
Адрес электронной почты: eureka@online.ru
Подробная информация на сайте www.eurekanet.ru

Полосу подготовил Александр ЗОРКИЙ

Рейтинг@Mail.ru