Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Останется ли школа светской?

Александр АДАМСКИЙВниманию, которое Минобразования уделяет отношениям с Русской Православной церковью, может позавидовать любой другой общественный институт.
Очевидно, что будущий нерушимый и неравный союз школы и православной религии является приоритетом для ведомства. Нерушимый – потому что это министерство будет существовать вечно, вечный – потому что церковь завоевывает дух школы, а это вам не профили или стандарты, – это одним широкомасштабным экспериментом не отменишь и не утвердишь. Дух, как известно, сам себя творит.
Ни инновации в образовании, ни наука или общественное управление, ни зарубежные связи, ни поиск инвесторов или спонсоров министерских или других программ руководство отрасли не интересуют. На это все нет ни времени, ни сил, ни, честно говоря, квалифицированных кадров внутри аппарата ведомства.
Зато похвала Патриарха, благословение и словечко перед Президентом министерству гарантированы – демонстрация полного и безоговорочного преклонения российского образования перед РПЦ.
Вот и знак особый Патриарху вручили – никто о нем и не слыхал прежде, никого им вроде бы и не награждали, а Рождественские чтения открыли именно процедурой награждения первого лица РПЦ почетным знаком Минобразования, как будто сглаживая впечатление от неуклюжего продавливания учебного предмета “Православная культура” в светские российские школы.
Единственное, что во всем этом безвкусном спектакле сводит на “нет” усилия старательных чиновников, – это то, что ни сами деятели церкви, ни деятели образования, ни тем более родители и ученики всерьез эту мельтешню не воспринимают. Кроме одной странной родительской организации, устроившей митинг возле Минобразования в поддержку усилий министерства по введению учебного предмета “Православная культура”, никаких родительских требований в пользу этого нововведения не поступало. Ни в школы, ни в органы управления образованием.
Наоборот, многие родители выражали крайнюю обеспокоенность тем, что органы управления на местах и особенно директора школ проявят такую же подобострастную активность, как и ведомство.
Нет, никакого ажиотажа, все спокойно. Только политики и некоторые губернаторы возбудились было, но быстро поняли, что все это – нарушение Закона и Конституции и лучше не проявлять суетливой активности.
Итак, школа пока осталась светской.
Пока.
На самом деле экспансия церкви по отношению к школе – лишь часть проблемы школьной автономии.
Государство, точнее ведомство, отказывает школе в самостоятельности, в автономии, и то, что Министерство образования так откровенно передает церкви часть собственных полномочий по государственному управлению школой, – очень симптоматично. Ведомство в принципе не рассматривает школу как самостоятельную единицу в образовании. Школа для ведомства – структурное подразделение в вертикали управления системой образования.
Все по стандарту, все по команде, и как скажут “сверху”, так все и будет.
А поскольку политики, особенно думские, не в ладу с базовыми представлениями о гражданских свободах и демократических устоях открытого общества, то даже те из них, кто считает себя чуть ли не либералами, уж демократами точно, становятся на деле проводниками жестко централизованной образовательной политики.
Министерство образования считает, что школе можно указать и она примет церковь как еще один орган управления образованием.
Дело даже не в светскости, точнее – не только в светскости как нейтралитете относительно религии. Дело в самой сути автономии школы.
С моей точки зрения, школа в современном открытом и демократическом обществе нейтральна, она вне политики, вне религии, вне идеологии.
Независима, нейтральна, автономна.
Тогда эта школа – институт образования, основа гражданского общества и возможность самоопределения каждого гражданина.
А если школа подвержена влиянию и вынуждена проповедовать то классовую ненависть, то православное смирение, то экономическую культуру в массы нести, то... Школы в таком случае не будет: она растворится в чуждом ей содержании – останется лишь фабрика по изготовлению заранее заданных компетенций. Только теперь это будет профильная фабрика по изготовлению компетенций.
На выбор: изволите религиозные компетенции – пожалуйста, а хотите информационно-бухгалтерские – сделаем, вы нам только скажите. Даже не скажите, а только намекните кивком головы, мимолетным взглядом, репликой, только обозначьте верное направление, мы уж в лепешку расшибемся – сделаем.
Останется ли школа светской – это даже не вопрос превращения ее в религиозную, это вопрос сохранения школы вообще. Потому что школа как институт культуры, как институт общественного развития возможна, с нашей точки зрения, только как автономный институт, независимый не только от церкви, но и от самого государства. Так же, как от государства не зависят ни культура, ни экономика, ни религия. Государство устанавливает правила, но мы не принадлежим государству.
А вот тотальная власть государства над школой как раз и позволяет ему относиться к ней как к рабыне: заставлять работать с утра до ночи и не кормить досыта. И уступать домоганиям посторонних.

Рейтинг@Mail.ru