Окончание. Начало см. в
№ 3 от 16–22 января.
Гигиенические требования к условиям
обучения
в общеобразовательных учреждениях
Санитарно-эпидемиологические правила –
СанПиН 2.4.2. 1178-02*
2.12.6. Требования к соблюдению правил
личной гигиены сотрудниками пищеблока.
К работе на пищеблок допускаются здоровые лица,
прошедшие медицинский осмотр в соответствии с
действующими приказами и инструкциями, а также
прослушавшие курс по гигиенической подготовке
со сдачей зачета.
Контроль за соблюдением сроков прохождения
медосмотров возлагается на медработника
учреждения. На каждого работника заводится
личная медицинская книжка, в которую вносят
результаты медицинских обследований, сведения о
перенесенных инфекционных заболеваниях, о сдаче
санитарного минимума.
Персонал пищеблока обязан соблюдать следующие
правила личной гигиены:
– приходить на работу в чистой одежде и обуви;
– оставлять верхнюю одежду, головной убор,
личные вещи в гардеробной;
– коротко стричь ногти;
– перед началом работы тщательно мыть руки с
мылом, надевать чистую санитарную одежду в
специально отведенном месте, после посещения
туалета тщательно мыть руки с мылом, желательно
дезинфицирующим;
– при появлении признаков простудного
заболевания или кишечной дисфункции, а также
нагноений, порезов, ожогов сообщить
администрации и обратиться в медицинское
учреждение для лечения;
– сообщать обо всех случаях заболеваний
кишечными инфекциями в семье работника.
Сотрудникам в пищеблоках не разрешается:
– при изготовлении блюд, кулинарных и
кондитерских изделий носить ювелирные изделия,
покрывать ногти лаком, застегивать санодежду
булавками;
– принимать пищу, курить на рабочем месте.
Прием пищи и курение разрешаются в специально
отведенном помещении или месте.
Ежедневно перед началом смены медработник
проводит у всех работающих осмотр открытых
поверхностей тела на наличие гнойничковых
заболеваний. Лица с гнойничковыми заболеваниями
кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами,
а также с катарами верхних дыхательных путей к
работе не допускаются, а переводятся на другую
работу. Результаты осмотров заносятся в журналы
установленной формы. В каждом пищеблоке должна
быть аптечка с набором медикаментов для оказания
первой помощи.
Приложение 2 (рекомендуемое)
Комплекс упражнений на «физкультурных минутках»
(ФМ)
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую,
статическую, динамическую нагрузки на отдельные
органы и системы и на весь организм в целом,
требуют проведения на уроках ФМ для снятия
локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения. 1.
Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле. 1–2 –
отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3–4
– голову наклонить вперед, плечи не поднимать.
Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы
направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п.
Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
3. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом
левую руку занести через правое плечо, голову
повернуть налево. 2 – и.п., 3–4 – то же правой рукой.
Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук. 1.
И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – правую руку
вперед, левую вверх; 2 – переменить положения рук.
Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить
вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед.
Темп средний.
2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на
поясе. 1–2 – свести локти вперед, голову
наклонить вперед. 3–4 – локти назад, прогнуться.
Повторить 6–8 раз, затем руки вниз и потрясти
расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. – сидя, руки вверх, 1 – сжать кисти в кулак, 2
– разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки
расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.
Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища. 1. И.п. –
стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко
повернуть таз направо, 2 – резко повернуть таз
налево. Во время поворотов плечевой пояс
оставить неподвижным. Повторить 6–8 раз. Темп
средний.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–5 –
круговые движения тазом в одну сторону; 4–6 – то
же в другую сторону. 7–8 – руки вниз и
расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз.
Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь. 1–2 – наклон вперед,
правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая,
сгибаясь, вдоль тела вверх. 3–4 – и.п., 5–8 – то же в
другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из
упражнений для разных групп мышц с учетом их
напряжения в процессе деятельности.
Приложение 3 (рекомендуемое)
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся 1-й
ступени на уроках с элементами письма
1. Упражнения для улучшения мозгового
кровообращения. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 –
поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот
головы налево, 4 – и.п., 5 – плавно наклонить
голову назад, 6 – и.п., 7 – голову наклонить вперед.
Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц
кисти. И.п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать
кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз,
затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти
кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц
туловища. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову,
1 – резко повернуть таз направо; 2 – резко
повернуть таз налево. Во время поворотов
плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4–6
раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. –
стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс,
2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4
– левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 –
левую руку вверх, 7–8 – хлопки руками над головой,
9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку
на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку
на пояс, 13–14 – хлопки руками по бедрам. Повторить
4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2–3 раза – средний, 4–5
– быстрый, 6 – медленный.
Примечание: продолжительность совмещенных
уроков сокращается до 40 мин, последних уроков –
до 35 мин.
В 1-м классе продолжительность уроков составляет
в I полугодии 30 мин, во II – 35 мин.
Второй перерыв (20 мин) используется для питания
детей. Третий (20 мин) – для игр на свежем воздухе.
Во 2-м варианте в первом классе после 3-го урока
проводится 2,5-часовой перерыв, во время которого
организуются обед, сон, игры. В условиях полного
совмещения проводятся уроки физкультуры, труда,
пения, рисования.
Приложение 6 (рекомендуемое)
Гигиенические требования к расписанию уроков
Современными научными исследованиями
установлено, что биоритмологический оптимум
умственной работоспособности у детей школьного
возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти
часы отмечается наибольшая эффективность
усвоения материала при наименьших
психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся 1-й
ступени основные предметы должны проводиться на
2–3-х уроках, а для обучающихся 2-й и 3-й ступени –
на 2, 3, 4-х уроках.
Неодинакова умственная работоспособность
обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее
уровень нарастает к середине недели и остается
низким в начале (понедельник) и в конце (пятница)
недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в
течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (или)
среду. На эти дни в расписание уроков включаются
либо наиболее трудные предметы, либо средние и
легкие по трудности предметы, но в большем
количестве, чем в остальные дни недели. Изложение
нового материала, контрольные работы следует
проводить на 2-4-х уроках в середине учебной
недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на
домашнюю подготовку, не должны группироваться в
один день.
При составлении расписания уроков рекомендуем
пользоваться таблицей И.Г. Сивкова (1975 г.), в
которой трудность каждого предмета ранжируется
в баллах.
Дополнением к таблице И.Г. Сивкова могут служить
данные опроса обучающихся современных
общеобразовательных учреждений, которые к
наиболее трудным предметам относят информатику,
профильные дисциплины, новые для них предметы.
Указанные предметы следует оценивать не менее
чем в 10 баллов.
При правильно составленном расписании уроков
наибольшее количество баллов за день по сумме
всех предметов должно приходиться на вторник и (или)
среду. К такому распределению недельной учебной
нагрузки следует стремиться при составлении
расписания для 9–11-х классов.
Для обучающихся в 5–11-х классах распределять
учебную нагрузку в недельном цикле следует таким
образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по
сумме баллов за день) приходилась на вторник и
четверг, в то время как среда была бы несколько
облегченным днем.
Расписание составлено правильно, когда
наибольшее число баллов за день приходится на
крайние дни недели или когда оно одинаково во все
дни недели.
|