Образовательное сообщество:
фикция или реальная необходимость?
В Библиотеке главы города
Екатеринбурга состоялось неформальное и яркое
событие, организованное по инициативе группы
директоров школ Свердловской области,
съехавшихся из разных городов и поселков, чтобы
решить насущный вопрос: можно ли всерьез
говорить о формировании образовательного
сообщества или школа останется наедине со своими
трудностями?
Инициатива нашла поддержку и
заинтересованность у представителей
общественных организаций, политических партий,
высоких чиновников, депутатов и бизнесменов,
руководителей образовательных учреждений и
родителей. В обсуждении определилась приемлемая
форма диалога – дебаты. В дебатах могли
столкнуться полярные точки зрения, мнения,
весомые доводы и спорные аргументы...
«Горячая» тема была сформулирована так:
образовательное сообщество сегодня – это фикция,
дань моде, а не реальная перспектива. Ведь
очевидно, что сегодня в России нет гражданского
общества, заинтересованного в развитии школы и
предъявляющего ей социальный заказ, хотя
существуют реальные приметы становления
образовательных сообществ вокруг отдельных
«продвинутых» учебных заведений.
В дебатах приняли участие советник
Представителя Президента по вопросам
образования, представители депутатских центров
Государственной Думы (Е.Г. Зяблицева и Н.А.
Овчинникова), Министерства образования
Свердловской области, Управления образования г.
Екатеринбурга. Лицом к лицу с родительской и
педагогической общественностью они решали –
быть или не быть образовательному сообществу.
А.А. Бабетов (спикер, директор гимназии
«Корифей», г. Екатеринбург):
Становление образовательного сообщества – это
тема года: ее выдвигают на первый план областное
и федеральное министерства, заявляя о
необходимости широкой общественной поддержки
образования. Проблематика «образовательного
сообщества» стала приоритетной и для
инновационной образовательной сети «Эврика».
Тема оказалась действительно насущной.
Собралась инициативная группа руководителей
школ Свердловской области, которая решила
предложить свое видение проблемы и пути ее
решения.
На организационной стадии выявились
существенные противоречия, которые и привели к
выбору формы дебатов, когда исходная проблема
ставится в острой негативной форме и порождает
резкое расхождение взглядов, столкновение
гражданских позиций.
Прежде чем перейти к дебатам, необходимо
определиться с понятием «образовательное
сообщество». Оно не только включает участников
образовательного процесса (учеников, учителей,
родителей) и подразумевает связь между ступенями
образования, это не только школа + инфраструктура
ближайших окрестностей (микросоциум). Есть более
широкое и более конструктивное понимание
термина «образовательное сообщество» – как
сообщества людей, социальных групп, институтов,
объединенных единой целью – развитием
образования.
Дебаты начнут участники инициативной группы и
представят свои позиции.
А.Р. Калашникова (директор школы № 31,
г. Среднеуральск):
– Позитивный тезис. Формирование
образовательного сообщества – это насущная
потребность и общества, и школы, т.к. на
сегодняшний день это единственное средство
поддержать и продвинуть школу, «брошенную»
государством. Всем известны позитивные примеры,
правда, пока локальные, когда благодаря усилиям
депутатских центров, органов местного
самоуправления, родительских советов школы
получают конкретную помощь и новые стимулы для
развития. Например, депутат Государственной Думы
от нашего округа Муцоев в ответ на коллективное
обращение директоров ОУ выделил школам
Среднеуральска 50 компьютеров. Подобный опыт
нужно распространять и поддерживать
законодательно.
О.В. Калачина (декан ФПК
Свердловского областного педагогического
колледжа):
– Негативный тезис. Образовательное сообщество
– еще одна, спущенная «сверху» установка,
красивый лозунг, за которым ничего не стоит. Все
участники образовательного процесса сегодня
разобщены, обеспокоены только своими проблемами;
объединиться удается ненадолго и лишь на основе
«шкурного интереса». Общество не в состоянии
содержать школу и просто морально ее
поддерживать.
Красивые лозунги министерств и ведомств о
создании попечительских советов, фондов и т.д. не
поддержаны ни законодательной базой, ни
реальными механизмами внедрения. На практике все
начинания буксуют и тонут в равнодушии и
бюрократизме.
С.В.Мартьянов (помощник депутата
Государственной Думы РФ Е.Зяблицева):
– Общество, родители не должны брать на себя
содержание школы, поскольку никто не снимал эту
ответственность с государства: Конституцией
гарантирована бесплатность образования, и
нельзя отступать от этого принципа. Закон о
государственном стандарте предполагает единую
образовательную программу, которая, по нашему
мнению, должна финансироваться из федеральных
источников.
Еще один важный момент: наше собрание неполное –
здесь нет представителей религиозных конфессий,
а церковь сейчас оказывает благотворное влияние
на школу – в смысле морали. Если в школе нет
священников, кто формирует мораль, кто несет
ответственность за нравственность молодежи?..
В.А. Долганова (советник по
образованию депутата Государственной Думы РФ Н.Овчинникова):
– Образовательное сообщество существует, но оно
еще – маленький ребенок, не вставший на ноги.
Поэтому мы должны поступать как заботливые
родители – вместе растить и укреплять его. О
примере с Муцоевым: депутаты – это
представительная власть, они представляют наши
интересы. К ним надо идти не за подачками, а с
конструктивными предложениями, анализом
законодательства, программами развития.
Н.И. Говорухина (директор школы № 34,
г. Каменск-Уральский):
– Нам нужна система общей ответственности за
судьбу образования, тогда наше сообщество будет
действительно необходимо. Не следует заужать
проблему: школьное сообщество в узком смысле уже
существует – вы видите его плоды.
В.В. Некрашевич (Российский Союз
Молодежи):
– Вопрос – существует ли сообщество, другой
вопрос – действует оно или нет. Затраты на
образование и молодежную политику сейчас
рассматриваются не как долговременная
инвестиция, а как безвозвратный вклад. Молодежь и
образование у нас всегда идут по остаточному
принципу. Это положение нужно переламывать –
тормошить власть, но действовать и своими силами.
Мы приглашаем представителей образования к
сотрудничеству: ведь одна из главных проблем –
деление детей на «наших» и «не наших».
А у нас общая задача – воспитание гражданина
России.
Н.Н. Хридина (советник по
образованию Полномочного представителя
Президента РФ в УрФО):
– Наши выступления представляют собой модель
социальных отношений. Самые заинтересованные –
директора школ, самые активные – представители
партий и депутатских центров, а самые молчаливые
(пока) – родители и ученики.
О.А. Матвейчев (родитель):
– Сейчас все общество должно бить в набат и
выражать активное отношение к законодательным
инициативам и реформам, спускаемым «сверху». В
других странах на образование тратится не меньше
6–8% госбюджета; мы же от 3% еле-еле перешли к 4% –
чего же нам ждать от образования? Мне кажется,
общественность должна сказать свое слово.
Если государство не в состоянии обеспечить
образование, пусть даст «сеть» – реальные
инструменты, чтобы «рыбнадзор» не мешал. Сейчас
бизнесмены выражают готовность помочь, но это
практически невозможно – столько документов
нужно оформить... «Сверху» требуют, чтобы в каждой
школе была, например, охрана, а финансовые органы
запрещают родителям ее финансировать.
М.С. Ларкина (гимназия № 210 «Корифей»):
– Образовательное сообщество должно быть
многокомпонентным: государственная политика
должна инициироваться и обществом, и всеми нами.
С.Э. Ахметгалеева (председатель
родительского совета гимназии «Корифей»):
– Я знаю, чего хочу от школы. Мой ребенок должен
вырасти свободным, ответственным, умеющим решать
проблемы. Пока политики и чиновники думают, мы
создаем свой микромир. Убираешь лишние
компоненты из системы – и ты свободен, начинаешь
решать конкретные проблемы. Мы в «Корифее» стали
думать, как предложить свое видение власти и
обществу, – и у нас получилось! Мы, родители,
переживаем и делаем свое дело, пользуясь
наработанными ресурсами и связями. Получается
неплохо. Я считаю, что в узком смысле сообщество
есть, а в широком смысле нет. Где здесь
министерство, например? Я его не вижу, а может, и
не хочу видеть. Я хочу оптимистично изменять свой
микромир.
М. Дронова (Свердловское
региональное отделение партии «Яблоко»):
– Хочу поспорить. Нам нужно партнерство с
государством, и мы должны сами вырабатывать
механизмы взаимодействия. Я из высшей школы и
вижу, что выпускники школ не понимают
политической ситуации ни в городе, ни в регионе,
ни в стране, ни в мире; не имеют гражданской
позиции – значит, школа не дала. Задача –
возродить доверие у родителей и педагогов, чтобы
они могли договариваться между собой.
С.Э. Ахметгалеева:
– Несомненно, работа с государством необходима.
Но начинать нужно с себя: создать успешное
сообщество – а потом работать с государством.
И.А. Тихонова (ассоциация школьных
библиотек, г. Екатеринбург):
– Мы подошли к вопросу: попечительский совет –
это фикция? Родители сегодня не имеют условий для
нормальной благотворительности – не приходится
говорить о влиятельности попечительских советов.
Родителя можно убедить в чем угодно, чему
свидетельство – попытка включения
православного предмета в школьную программу. И
цели у нас разные: у продвинутых педагогов,
думающих управленцев, детей – и органов власти...
Власть не может не знать ситуации – она не хочет
знать, у нее другие интересы. Сегодня нужно
говорить об общественно-государственной
экспертизе, о тендерах, о конкуренции и т.п.
И.Ю. Виноградова (директор лицея №
110, г. Екатеринбург):
– Локальные образовательные сообщества есть, но
они нестабильны: человек вышел из школы – и вышел
из сообщества. На самом деле это не так. Если
проанализировать ситуацию в школах, то за нами,
поколением 45-летних, уже никто не стоит. За нами –
обвал. Если бы образовательное сообщество –
большое – показало людям эту проблему, может
быть, что-то удалось бы предпринять.
Модернизировать образование скоро будет некому!
Наш сегодняшний разговор – маленький шаг к
формированию сообщества.
С.Г. Карсканов (директор школы № 13, г.
Ирбит):
– Возьмем простой аспект – функция воспитания:
на одного ученика выделяется в месяц 3 рубля. На
эту сумму и воспитываем. А сейчас здесь есть хоть
один представитель бизнеса?.. Только на словах
все за детей... Сообщества нет, но оно необходимо.
Тарас Мазепа (ученик 10-го класса
гимназии «Корифей»):
– Я тоже считаю, что сообщества пока нет. Мало
внимания уделяется детям, не учитывается наше
мнение. Но и мы не научены активности и не
проявляем интереса. А нужно участвовать в
решении таких вопросов.
С.Г. Карсканов:
– Село брошено государством полностью. Можно ли
на селе создать сообщество?
А.А. Бабетов:
– Промежуточное резюме: остался без ответа
вопрос «что делать?». В этом отсутствие навыка,
который можно развивать такими встречами... Я
вижу, что у нас нет общих подходов к целям и
результатам образования. Гражданская позиция не
обеспечена национальной доктриной, стандартами
ее не заменишь... Мы редко привлекаем
сравнительный опыт для своих рассуждений.
Воспитание гражданственности не достигается
школьными программами. Моя личная точка зрения:
мы должны понять простые вещи – например, мы
живем уже не в великой стране, а просто в бедной. А
в какой стране мы хотим жить? Что мы можем сегодня?
Многие страны в подобных условиях приняли
общенациональное решение, отвечая на вопросы
«кто мы?», «чего мы хотим?». Тогда и ответ
становится ясным – стоит вкладывать в
образование или не стоит. Если мы будем только
сырьевой страной, зачем тогда огород городить?
В.И. Кадцын (старший инструктор ГУНН
Минюста):
– Я знаю, что это такое – отдать ребеночка в
хорошую школу. И еще я принимаю участие в
подготовке конвоиров – малопривлекательной
специальности. 5–7 месяцев – это суррогат
образования. В школе все сложно, и общество
должно влиять на принципиальные вопросы.
Н.Н. Хридина:
– На мне лежит груз государственной
ответственности. Я хочу повернуть вопрос в
другое русло: соотнести его с образовательным
пространством как сферой гражданского общества.
Мое мнение: образовательное сообщество есть и
роль его огромна, но эффект практически никем не
оценен. Нужно обязательно привлечь к нему
внимание. Говорить о едином образовательном
пространстве России или УрФО пока рано, хотя наша
область очень продвинутая. Нам всем нужно брать
наработки у других областей. Я с удовольствием
участвую в дебатах, потому что считаю: активная
позиция руководителей, учителей, родителей,
учеников позволит поставить верные цели и задачи.
Самая главная цель – уведомить президента, дать
информацию о том, что происходит на местах. То,
что сказано сегодня, – это и боль, и забота, и
воинствующий оптимизм. Это тоже неплохая позиция
– ведь сегодня государство неспособно дать нам
пресловутые 16%. Ректоры, вернувшиеся со встречи в
Москве, сообщили, что не всегда до президента
доходит реальная картина модернизации. Сегодня
заметно, что наш президент стал более
информирован. Хотя в каждом субъекте Федерации
созданы свои законы, свои правила. Сообщество
надо формировать на уровне УрФО. Следующую
встречу предлагаю провести с представителями
других областей. Давайте формировать активную
позицию. Сейчас стало употребляться понятие
«инвестиции в человеческий капитал», но каждый
понимает его по-своему.
Н.И. Степченко (начальник отдела
Управления образования, г. Екатеринбург):
– Если мы собираемся и хотим видеть общий
результат, то должны работать на перспективу. В
городском управлении есть программа, нацеленная
на такие шаги, мы предусматриваем рост
финансирования ОУ. Мы поддерживаем развитие
механизмов государственно-общественного
управления.
А вообще мы в России много декларируем, но мало
делаем конкретно.
С.В. Мартьянов:
– По-вашему, новая ассоциация – это головная
боль или полезное начинание?
Н.И. Степченко:
– Конечно, полезное, но нужно, наверное, дать
представительство по типам ОУ.
Р.Г. Радченко (директор
Гуманитарного центра «Театр»):
– Мы живем в неправовом пространстве, нас всех
подстригают под положение о средней школе. Я
считаю, сообщество необходимо. Государство – это
не закрома родины, а это мы (известный старый
слоган). Может, сообща мы сможем приблизить к себе
эти закрома?..
И.Ю. Виноградова:
– Финансирование если и увеличилось, то лишь
благодаря тому, что позиция директоров-просителей
стала уже мастерской. Создание ассоциации – это
необходимость. В частности, ассоциации
руководителей статусных школ, а управление
образования нашу инициативу не поддерживает.
Областная ассоциация – слишком громоздкая
структура, а вот ее реальные подразделения –
другое дело.
С.В. Мартьянов:
– В адресной поддержке нуждается в первую
очередь все-таки не социальная помощь, а
стимулирование лучших, одаренных детей.
Н.И. Говорухина:
– Нужно решать проблемы и массовых школ.
«Содрогать» сообщество должны не только мы, но и
родители: для этого нужно влиять на формирование
родительского мнения и коллективной позиции.
С.Э. Ахметгалеева:
– Активных родителей может увидеть и вытащить
только заинтересованный руководитель. И это
должен быть не одномоментный, а системный
процесс.
В.А. Долганова:
– Я и родитель, и бывший чиновник, и работник
структуры представительной власти. Это как раз
тот орган, которому можно выразить и
сформулировать образовательный заказ. Выстроить
взаимодействие мы пока не умеем. У меня
предложение: создать образовательную
информационную сеть – как базу данных о людях,
озабоченных проблемами развития образования.
О.В. Калачина:
– Ни в коем случае нельзя видеть проблему узко –
только как проблему руководителей ОУ. Нужно
решать ее комплексно, иначе мы вообще ее не решим.
А.А. Бабетов:
– Первый результат дебатов: нам удалось показать
и выразить некоторые социальные позиции. Это
важно, чтобы знать пространство, в котором ты
движешься. Мы дали друг другу ориентировки в
деятельности. Второй, практический, вывод:
решение собраться на уровне УрФО для обсуждения
этой проблемы. И третье: мне лично в практической
работе очень важна проясненность позиции –
чтобы строить свою деятельность, формировать
образовательную программу, видеть
стратегические перспективы. На мой взгляд,
сейчас в России такой единой стратегии нет. Но,
невзирая ни на что, мы должны определиться с
приоритетами. Все на обывательском уровне
понимают, что государство не может стопроцентно
содержать школу – но нет механизмов привлечения
иных финансовых источников. Этот вопрос должен
быть поставлен на следующем подобном форуме,
который обязательно состоится.
Благодарю всех участников дебатов и всех
заинтересованных слушателей.
К публикации подготовили
А. Бабетов, М. Калужская
|