Александр АДАМСКИЙ
Конкуренция в образовании порождает
инновации
На этой неделе
удалось побывать на уникальной конференции,
посвященной взаимодействию образования и
местного сообщества. Конференция проводилась не
в столице и не в областном центре, и приглашение
прислали не Российская академия образования, и
не министерство. Я получил приглашение на
международную конференцию от главы волостной
администрации села Кротово Кинель-Черкасского
района Самарской области.
Подробнее об этой конференции читайте в нашем
специальном репортаже. А сейчас я хочу
остановиться на одном важном обстоятельстве,
характерном для образования Самарской области и
не характерном, к сожалению, для нашей системы
образования в целом.
Все директора школ, с которыми мне удалось
пообщаться в Кинель-Черкасском районе, как само
собой разумеющееся, обсуждают конкуренцию школ.
Так в других регионах обсуждают нехватку денег,
необходимость ремонта и невнимание властей:
– Где взять деньги? Крыша течет, сантехника
требует замены, учебников не хватает, зарплата у
учителей низкая...
Все так и у кинель-черкасских директоров: школе №1
нужно заканчивать ремонт, школе № 2 –
дооборудовать кабинеты, всем нужны компьютеры и
в библиотеки вот уже несколько лет, кроме
учебников, не покупают книг. Но разница в том, что
директора обсуждают не сами по себе беды, а то,
как привлечь в школу больше учеников, чтобы
получить больше денег по утвержденному в области
нормативу.
А привлечь можно только придумав и организовав у
себя в школе что-то новое и отличающее ее от
других. Кинель-Черкассы – село большое, три школы,
сельчане очень хотят учить своих детей в самой
лучшей школе, да и из соседних сел детей возят
сюда.
Оказалось, что самарский норматив – мощный
механизм развития самой школы, но уже не только
по инициативе отдельных директоров или учителей,
а как способ выиграть конкурентную борьбу за
увеличение финансирования. А деньги, в общем,
немалые – каждый ученик приносит в школу около 6
тысяч рублей. 5–6 учеников – это зарплата для
одного учителя или увеличение премиального
фонда.
Директор одной школы в качестве дополнительного
аргумента для родителей называет проектный
подход. А, например, другой директор –
возможность родителей активно влиять на жизнь
школы и в том числе на бюджетную политику.
Разрабатываются инновационные проекты, учебные
курсы, привлекаются талантливые учителя,
школьные библиотеки переоборудуются в медиатеки,
каждый директор находится в поиске усиления
конкурентоспособности своей школы. Вместо
выпрашивания и выбивания из начальства
дополнительных средств – интенсивная работа по
обновлению школы.
Больше всего меня поразило, что конкуренция
стала бытом, и поэтому инновационные проекты
перешли из разряда экзотики в разряд
неотъемлемого атрибута экономической жизни.
Образование, превращаясь в конкурентную сферу,
переходит из просто социального сектора в
производственный.
Означает ли это, что гуманитарная,
интеллектуальная, духовная основа образования
уходит в прошлое и становится препятствием на
пути конкуренции школ?
Нет.
Означает ли это, что происходит коммерциализация
образования, что формируется угроза
приватизации, что деньги станут править бал в
школе, что произойдет сокращение школ, массовое
увольнение персонала и полный крах так
называемой бесплатной системы образования?
Нет.
Означает ли это, что фундаментальный характер
российской школы, которым мы так гордимся,
качественная подготовка и хороший
общеобразовательный уровень выпускников
превратятся в узкопрофильную подготовку в
конкретный вуз, а школы станут непомерно
большими?
Нет, как раз наоборот.
Хочу обратить внимание читателей на механизм
Самарской модели. Руководство области и местные
власти не вынуждают школы профилироваться, или
приниматься за инновации, или вводить единый
экзамен. Власть, в том числе образовательная,
крайне редко вмешивается в собственно
образовательную деятельность школы. Но власть
создала условия, когда школа, директор, учителя и
родители могут делать то, что им выгодно. Не то,
что положено согласно последнему инструктивному
или рекомендательному письму Минобразования, а
то, что привлечет больше учеников. Причем в этом
заинтересованы не только учителя, но и родители,
и дети.
– Чья школа лучше, те ученики и живут в школе
лучше, – так говорят сами ребята.
И здесь ответы на те вопросы, которые мы только
что поставили.
Школа должна быть лучше, и решают это не
экспертная комиссия и не чиновники органа
управления, а местное сообщество, граждане,
которые отправляют своих детей в эту школу.
Не будет в школе глубокого общего образования –
не пойдут.
Станет школа «слишком коммерческой» – родители
заберут своих детей, им не отметки за деньги
нужны, а развитие ребенка и знания.
Другое дело, что учителя теперь могут убеждать
родителей: нынче для успешного продвижения
ребенка по жизни нужны не формальное заучивание
сведений, а способность к самоопределению и
сотрудничеству. Если смогут доказать – не
чиновникам, не инспектору и даже не эксперту, а
родителям своего села, – то дети пойдут в ту
школу, в которой преобладает развивающая
педагогика. Не смогут – никакая поддержка
чиновников или ученых такой школе не поможет.
...С моей точки зрения, конкуренция и инновации –
близнецы-сестры. Жаль только, что в основном наша
система работает по принципу социального
обеспечения образованием населения, а не по
правилам конкурентной борьбы школ. Поэтому и
школы убогие, и учителя – как сироты.
А что же вы еще хотите от собеса?
|