Олег СМОЛИН
Отраслевая система оплаты труда
Как уже знает читатель, среди
пяти «угроз» российскому учителю в 2003 году одна
из главных заключалась в попытке перехода на
отраслевую систему оплаты труда. Мы уже говорили,
что в принципе эта идея правильная, однако
разработанная Министерством труда
правительственная концепция по этому вопросу
страдает двумя трудноизлечимыми заболеваниями.
Во-первых, это попытки отменить государственные
гарантии в области заработной платы.
Правительство соглашается гарантировать во всех
регионах лишь минимальную зарплату, которая
составит с октября текущего года 600 рублей. А во
всем остальном – давать регионам рекомендации,
на основе которых они сами будут строить системы
заработной платы. Поэтому фактически, называя
свою концепцию отраслевыми системами оплаты,
правительство ведет речь о региональных или даже
муниципальных системах.
Последствия вполне понятны. Регионы-доноры от
этого ничего не потеряют, скорее выиграют. А
регионы дотационные и депрессивные, которых
абсолютное большинство, безусловно проиграют.
Второй порок предлагаемой системы – попытка
ввести новую систему оплаты труда практически
при тех же деньгах. Не раз говорилось, что
правительство предлагает повысить заработную
плату педагога на 33% с октября, тогда как со
времени предыдущего повышения прожиточный
минимум в стране вырастет на 40%. Следовательно,
учитель в плановом порядке должен стать беднее.
В последнее время в борьбе вокруг перехода на
отраслевую систему оплаты труда появились
серьезные новации. 14 января Профсоюз работников
образования и науки пикетировал Государственную
Думу и Министерство труда. В самой Думе проходили
парламентские слушания по этой проблеме. Их ход
во многом показателен.
Депутаты практически всех фракций высказывались
против отраслевой системы по модели
правительства: Ирина Хакамада («Союз правых сил»),
один из лидеров «Яблока», председатель Комитета
по образованию и науке Госдумы Александр Шишлов,
Тамара Плетнева (фракция КПРФ), Олег Шеин (группа
«Регионы России») и др. В результате рекомендации
парламентских слушаний получили целый ряд
важных положений. В частности, комитет предложил
правительству в 2003 году провести обычную
индексацию заработной платы, переход же на
отраслевую систему считать возможным с 2004 или 2005
года, как предлагали некоторые участники
слушаний, но лишь при двух условиях.
Первое. Увеличение фонда заработной платы,
включая тарифную и надтарифную части, не менее
чем в два раза. Второе – сохранение федеральных
гарантий, установление на уровне Федерации
минимальных размеров всех ставок и окладов в
системе образования. При этом регионы и органы
местного самоуправления, где им позволяют
финансы, вправе увеличивать заработную плату
бюджетникам.
В поддержку комитета высказалось Министерство
образования России, что бывает нечасто,
поскольку внутри правительства существует очень
жесткая дисциплина и обычно тех представителей
министерств, которые нарушают единство
правительственной команды, подвергают серьезным
санкциям.
Выступая на парламентских слушаниях, помимо
предложений, включенных в рекомендации, я вынес
ряд других. Например, подготовку силами комитета
специального законопроекта об отраслевой
системе оплаты труда в образовании,
парламентского запроса на имя М. Касьянова – по
этому вопросу и приглашение его на пленарное
заседание Государственной Думы.
На следующий день, 15 января, в день открытия
весенней сессии Госдумы 2003 года, такое
предложение было внесено мной при обсуждении
повестки дня. После бурных дискуссий нам удалось
набрать минимально необходимое количество
голосов для принятия решения и пригласить на 12
февраля Михаила Касьянова в Государственную
Думу. К сожалению, полное единство депутатов на
парламентских слушаниях не подкрепилось при
голосовании о приглашении премьер-министра.
Довожу до читателя результаты голосования (по
выступлению «за» приглашение): ЛДПР – 100%,
Компартия – 99%, Агропромышленная группа – 98%,
группа «Народный депутат» – 93%, «Регионы России»
– 64%, «Союз правых сил» – 6%, «Единство» – 1%,
«Яблоко» – 0%, «Отечество – вся Россия» – 0%.
Думаю, эти результаты позволяют читателю понять
разницу между заявлениями и реальной позицией
депутатских фракций и групп. В целом
складывается впечатление, что в предвыборный год,
наша Государственная Дума, обычно голосующая за
все, что ей предлагают «сверху», не пропустит
правительственный закон о переходе на
отраслевые системы оплаты труда, если там не
будет реальных дополнительных денег и гарантий
сохранения уровня заработной платы по всей
стране. Это именно то, чего требуют профсоюзы
работников образования, науки, культуры и
медицины, уже договорившиеся об акции протеста в
феврале. Будем надеяться, что вопрос удастся
урегулировать парламентским путем, поскольку он
в принципе предпочтительнее подобных акций.
Думаю, в 2003 году перехода на отраслевые системы
оплаты труда не будет. И это тот самый случай,
когда можно сказать: не было бы счастья, да
несчастье помогло. От приближающихся выборов в
Государственную Думу учителя получают первые
скромные результаты.
|