Александр АДАМСКИЙ
Зарплата и демократия
На прошлой неделе
профсоюзы и депутаты требовали от государства
гарантий заработной платы учителям, увеличения
ее в два раза и сохранения Единой тарифной сетки.
При этом депутатам особенно похвастаться нечем:
федеральный бюджет 2003 года, который они приняли
совсем недавно, предусматривает увеличение
зарплаты бюджетника в 1,33 раза, но в октябре, когда
эти «в 1,33» станут меньше уровня повышения цен и
инфляции.
Профсоюзы за все годы напряженных боев: митингов,
забастовок и прочих шумных действий – тоже
особых успехов в борьбе с работодателем не
достигли. Зарплата учителя осталась мизерной, и
механизмов ее увеличения так и не выработали.
Поэтому единственный шанс отличиться на поле
заботы о простом учителе – война с
правительством, которое как может обижает
учителей, которых как могут защищают депутаты и
профсоюз.
Гнева, пафоса, критики, обличений и лозунгов –
много, а результат – полное и безоговорочное
поражение учительства на поле боя с зарплатой.
Точнее, с ее отсутствием. Как говорил в свое время
мэр одного дальневосточного города: «Мы сделаем
все, чтобы не дать увеличиться благосостоянию
наших граждан».
И что самое странное: ни один из генералов или
хотя бы полковников армии, ратующей за учителя,
так и не признал своего поражения! Все кругом
виноваты, а полководцы – все на белых конях, с
шашкой в руке, и поток орденов и званий, очередных
и внеочередных, на них так и сыплется.
И вот правительство, то есть Мин-труда,
предложило концепцию выхода из этого положения.
То есть даже и не концепцию, поскольку никакой
свежей гипотезы там нет: отмена ЕТС, передача
права определять зарплату регионам и
муниципалитетам и право ведомству разработать
методику расчета этой заработной платы. А
Президент России В. Путин параллельно внес в Думу
свои предложения по улучшению финансирования
общеобразовательных учреждений. В сегодняшнем
номере мы предлагаем нашим читателям аналитику и
концепции Минтруда и инициатив Президента. И то,
и другое, с нашей точки зрения и с точки зрения
экспертов Института образовательной политики
«Эврика», не без недостатков, но и не предмет
огульной, зубодробительной критики, шабаша,
который устроили депутаты и профсоюз.
– А какие государственные гарантии у учителя?
Господа, никаких гарантий для жесткого
регулирования автономного уровня власти быть не
может. И вы все это прекрасно понимаете. Как
только Президент станет наказывать губернатора
за недостатки в работе – закончится
демократическое государство и начнется
реставрация империи.
– И хорошо! – в сердцах закричит буйный радетель
за права учителя. – И пусть закончится! Никому не
нужна такая демократия, которая не может
накормить досыта учителя!
Уверяю вас, очень скоро вы услышите подобные
призывы на предвыборных митингах.
Я понимаю, что рискую вызвать агрессивное
несогласие, в том числе и у наших читателей, но
прошу дать мне возможность высказать свою точку
зрения.
Я не защищаю концепцию Минтруда, я вообще считаю,
что предмет обсуждения не столько сама концепция,
сколько принципиальные направления
образовательной политики, в том числе и
экономики образования, которые могут привести к
стабильности в системе образования. Поэтому для
меня во всем этом споре, пока, к сожалению, с моей
точки зрения, бессодержательном, есть один
главный вопрос. Очень сложный и неоднозначный. А
именно: должна ли школа зависеть от уровня жизни
людей в том месте, где эта школа находится?
Если не должна – пусть президент платит зарплату
учителю из федерального бюджета, и это
единственная государственная гарантия уровня
этой зарплаты.
Если не должна школа зависеть от того, как живут
граждане в том городе или селе, в котором она
находится, – значит, избранный мэр пусть платит
такую зарплату учителю, чтобы школа могла
работать. И пусть это станет главным условием его
переизбрания на следующий срок. Таким условием,
которое никакие пиаровские и избирательные
технологии не перешибут!
Это и будет гарантией и механизмом
ответственности.
Сейчас же учредителем по-прежнему будет
оставаться муниципалитет, но ему субвенции будет
присылать субъект Федерации ... из трансферта,
который пришлет федеральный центр.
Зарплату будет назначать регион – хотя не
является учредителем, по методикам
Минобразования, которое, в свою очередь
одурманенное стандартом, сведет эту методику к
зависимости уровня зарплаты от нагрузки учителя.
Я абсолютно убежден: наиболее эффективной
методикой начисления заработной платы учителю
являются «расчет по потребности» и надбавки
школьного или попечительского совета «за
достижения». В каждом регионе, в каждом городе и
селе абсолютно реально назвать ту сумму, которая
привлечет молодого способного мужчину в школу.
Эта сумма должна обеспечить удовлетворение
потребностей его и его семьи. Плата за жилье,
коммунальные услуги; еда, одежда, телефон, книги,
компьютер, отдых – то, без чего нормальный
человек не может жить. Там, где производят
материальные товары, – там это закладывается в
себестоимость, и поэтому ответственность за
зарплату лежит на самих работниках. Какого
качества и конкурентоспособности произвели
товар – так и живут.
В милиции и армии есть звания, должности и
награды. В спорте – достижения. Только в
образовании нет объективного и сиюминутного
показателя эффективности труда. Поэтому и
зарплаты такие маленькие, поэтому не идут
молодые и способные мужчины и женщины в школу.
А второе: отказываться от демократии из-за низкой
и несвоевременной зарплаты нельзя. Не потому, что
демократия важнее. А потому, что демократия – это
самый эффективный механизм улучшения жизни.
Только ею надо уметь пользоваться. А то ведь есть
специалисты, которые из любых деталей, даже самых
мирных, все равно соберут автомат Калашникова.
Вот они пока и воюют якобы за зарплату учителя, а
на самом деле – против демократии.
|