Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2003


ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Симон СОЛОВЕЙЧИК

Ресурсы нашей школы

Сейчас такое время: все составляют или сочиняют проекты школьной реформы. Обычно их начинают с описания современного положения в образовании и, как правило, положение это описывают в самых мрачных тонах – иначе зачем же реформа?
Но попробуем подойти к проблеме с другого конца и задуматься не над тем, что же нам нужно, а над тем, что же у нас есть, каковы ресурсы нашей школы. Может быть, это подскажет, какого же рода реформы нужны, если они нужны.
Духовные или, лучше сказать, духовно-нравственные ресурсы. Это главные ресурсы школы, и если судить в целом, то их следует оценить исключительно высоко. В наше время принято говорить о некоем упадке духовности; но при этом не указывают, что имеется в виду под словом «духовность». Что же именно падает или даже вовсе разрушено, по мнению некоторых авторов и ораторов?
Если понимать под словом «духовное» нечто определенное, а именно стремление к добру, к правде и красоте, присущее огромному большинству людей, то должно отметить, что в русском учителе такое внутреннее стремление очень высоко. Русский учитель – подвижник, бессребреник, он не падает духом в самых тяжелых, порой невыносимых для учителя условиях, он честно выполняет свой долг, он обладает способностью воспрянуть духом при малейших признаках свободы.
Огромные духовные ресурсы нашей школы позволяют верить в ее будущее.
Моральные ресурсы – общий опыт соблюдения утвердившихся в обществе правил отношения к людям, к детям, соблюдения и уважения человеческих прав, опыт достижения педагогических целей лишь нравственными средствами.
Духовное идет из глубины веков, из народной толщи, из религиозно-нравственного опыта. Мораль же больше подвержена сиюминутным обстоятельствам жизни и службы, больше зависит от административных требований, от бытовых целей. Мораль более конформна, более усреднена.
Опыт последних десятилетий не способствовал повышению морального ресурса нашей школы. Учитель живет в подчинении, его заставляют поступаться гордостью и ставить ложные отметки, ему приходится вписываться в коллектив школы, «сверху» нацеленной не на детей и их благо, а на формальные показатели успеваемости и внешнюю дисциплину. Он сталкивается с грубостью и невежеством администрации и сам грубеет. Сама система распределения нагрузки и, следовательно, заработной платы приводит к зависимости от руководства со всеми вытекающими дурными для морали последствиями.
А главное, тяжелая моральная атмосфера в школе невыносима для духовно высоких людей, изматывает их. Нервная система многих учителей истощена.
Моральный ресурс нашей школы почти исчерпан и нуждается в значительном пополнении.
Интеллектуальные ресурсы, в отличие от духовных и нравственных, поддаются некоторому сравнению с такими же ресурсами зарубежной школы – хотя оно и будет заведомо приблизительно.
Поскольку первое, а часто и единственное требование к нашему учителю – хорошо знать свой предмет, то предметное обучение в наших педагогических вузах поставлено, судя по всему, существенно лучше, поэтому интеллектуальный уровень нашего учительства и, следовательно, интеллектуальный ресурс можно оценить достаточно высоко. Наш учитель преподает по неизмеримо более сложным программам, чем его зарубежные коллеги.
Но учительский профессионально развитый интеллект складывается из двух составляющих – научной (предметной) и педагогической.
Насколько предметная эрудиция и общий кругозор нашего учителя превосходят учителя зарубежного, настолько же его педагогическое мышление отстает. У нашего учителя искаженные представления о педагогике, отрывочные сведения из психологии, набор его средств для решения педагогических задач беден и чаще всего сводится к тому или иному виду принуждения.
Инновационный ресурс – тяга к новому, готовность к переменам. Этот важный ресурс в значительной степени израсходован несколькими школьными реформами, которые вызывали большие ожидания, а в действительности ничего не принесли. Однако работа педагогов-новаторов прошлых лет и сегодняшний педагогический поиск учителей показывают, что стремление к новому, несмотря на общую усталость и разочарование от реформ, все еще очень сильно в учительстве.
Управленческий ресурс – наличие опытных администраторов, способных управлять школой воодушевляя. Таких кадров мало, как и в прежние времена. Управленческий, административный ресурс школы требует значительного пополнения, тем более что от управленцев в значительной степени зависит моральный уровень школы.
Серьезнейшая проблема школы – недостаток педагогически сильных и специально подготовленных директоров.
Материальный ресурс школы ниже всякой критики. Одно то обстоятельство, что детям приходится учиться в две, три, а то и в четыре смены, говорит само за себя. Школа ощущает недостаток во всем. Если бы не самоотверженность учительства, о которой говорилось выше, многие школы просто закрылись бы из-за нехватки педагогов. Об оплате учительского труда и говорить нечего – школа унижена до крайности.
Подведем итоги: наша школа жизнеспособна потому, что учительство обладает очень высокими духовно-нравственными качествами, серьезными интеллектуальными ресурсами, тягой к новому. Но все реформы, которые предполагаются и планируются, должны быть направлены на моральную атмосферу школы, на педагогический интеллект, на управленческий ресурс и, конечно же, на ресурс материальный.

Колонка Симона Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы». Книгу можно заказать непосредственно в редакции. Для этого необходимо прислать письменную заявку на адрес редакции (в любой форме), с указанием количества экземпляров и обратного адреса.
Стоимость книги с учетом доставки – 46 руб. По вопросам оптовой закупки: тел. 249 28 77.

Рейтинг@Mail.ru