Симон СОЛОВЕЙЧИК
Несвобода отупляет
СВОБОДА,
самовыражение и творчество...
Творчество и есть самовыражение, потому оно и
дает чувство свободы – и тем больше, чем ближе
человек к мастерству. Или, наоборот, если он, как
ребенок, к мастерству не стремится. Да, вот
причина, по которой ребенок свободен, когда
рисует или даже когда строит песочную крепость
на берегу реки: он не стремится к мастерству, он
не ждет оценки.
Ожидание оценки делает ребенка несвободным. Он
не выражает себя, не создает себя, он выполняет
чужое задание – он ничем не отличается от раба.
Его даже и бьют дома, если он плохо выполнит урок
и учительница поставит двойку, то есть
фактически пошлет домой записку с требованием
побить сына. А что другое значат наши записи:
«Надо лучше смотреть за ребенком»? Как могут
смотреть мама и папа, если они на работе? Они
только и могут что, вернувшись домой и заглянув в
дневник, отругать или отлупить ребенка – других
средств в их распоряжении нет.
Видимо, все-таки надо научиться обходиться без
отметок. Или, наоборот, ставить такое количество
отметок, что дети перестанут обращать на них
внимание, – так делает Виктор Федорович Шаталов.
Беда ведь не в отметках – отличнику они не
мешают, – а в детской зависимости от учительской
отметки.
В этом и заключается сложность всякого
несамостоятельного учения: это, пожалуй,
единственный род деятельности в жизни человека,
когда он сам не в состоянии оценить свой труд. Он
не знает, хорошо он справился с заданием или
плохо. Думает, что выучил урок, а начинает
отвечать – двойка.
Шаталов не ставит отметок за решение задач у
доски – ему нужно, чтобы ученик решал задачу
свободно, ничего не боясь; тогда его способности
обостряются и проявляются.
Да, конечно, здесь очень важный момент воспитания
внутренней свободы: отметки, зависимость от
учителя, крайне редкие творческие задания.
Добавим к этому, что иной ребенок до школы,
научившись писать печатными буквами, может и
рассказы писать, потому что никто не следит за
его грамотностью, никто не поправляет ошибки.
Когда же он приходит в школу, грамотность
становится главным – и он перестает писать.
Лев Толстой считал, что в детских сочинениях
нельзя поправлять грамматические ошибки; я часто
рассказываю об этом учителям маленьких детей, но
ни разу не встретил понимания. Недоумевают: а как
же научить грамотному письму?
Вот и получается, что мы ради грамоты, ради
почерка останавливаем развитие, глушим
свободное самовыражение, отучаем от творчества.
Тетрадки – любо посмотреть, но снова: какой ценой
это дается?
А ведь у нас та учительница начальной школы
считается хорошей, в классе которой чистые и
красивые тетради...
Принято считать, что главный вид деятельности у
младшего школьника – учебная деятельность. Но
так ли это? Не получается ли, что мы в первых
классах навсегда губим характер ребенка, отучаем
ученика от свободы?
Ведь и на уроках развивающего обучения, где
главное – диалоги, все равно учитель подводит к
правильному ответу, все равно темой дискуссии
остается далеко не самый интересный для ребенка
вопрос о падежных окончаниях прилагательных.
А нельзя ли хоть в первых классах, где объем
программных знаний не так уж велик и может быть
уменьшен, нельзя ли все обучение превратить – не
в игру, нет, а в творческий процесс?
Если бы перед учителями коммунарского толка
поставили такую задачу, они бы с ней справились.
Ведь научились же они всю жизнь подростков
превращать в процесс постоянного творчества и
девиз выдвинули: «Все творчески, иначе зачем?»
Между прочим, на коммунарских сборах ребята
очень быстро развиваются. Месяц – и не узнать
мальчика или девочку, умнеют на глазах.
От свободы люди умнеют. Свобода заставляет
думать, несвобода отупляет.
Если тебе не дали точных указаний, что и как
делать, приходится постоянно изобретать, искать
выход, приспосабливаться, а то и делать открытия.
Современные педагоги постоянно пишут о том, что
на их уроках дети будто бы делают открытия, но при
этом о свободе ребенка не упоминают.
В лучшем случае детям предлагают некоторый
выбор: чем мы сегодня будем заниматься? Это
кажется настолько прогрессивным, что дальше
некуда.
Но ведь выбор из двух-трех возможностей – не
свобода.
Не знаю, не специалист, но может быть, кто-то из
учителей напишет, как он делает уроки маленьких
детей свободными? И нельзя ли научить ребенка
писать не упражнениями, от которых слезы и слезы,
а в свободном творчестве? Как сделать, чтобы
ребенку и в самом деле приходилось думать на
уроке – не подыскивать ответ на заданный вопрос
(«Думайте, дети, думайте... Кто первым поднимет
руку? Саша догадался, молодец!»), а действительно
творить? Не догадываться, а сочинять,
конструировать, строить, воображать?
Вот чего нет у нас в школе: свободы воображения.
Поэтому и самые одаренные дети словно гаснут,
когда пойдут в первый раз в первый класс. А уж
когда во второй раз пойдут...
Мы беспокоимся о раннем умственном развитии.
Борис Павлович Никитин доказывает, что если
пропустить какой-то срок, то иные умственные
способности угаснут; но может быть, это относится
и к способности жить свободным?
Стало модным рассказывать про Моисея, который
сорок лет водил свой народ по пустыне, чтобы из
людей выветрились остатки рабства. Но никогда не
рассказывают, как учили детей в этих пустынных
школах. Скорее всего в них-то, в школах, все и дело.
Может быть, там знали секрет воспитания
свободных?
Колонка Симона Соловейчика
публикуется по материалам сборника «Воспитание
школы». Книгу можно заказать непосредственно в
редакции. Для этого необходимо прислать
письменную заявку на адрес редакции (в любой
форме), с указанием количества экземпляров и
обратного адреса.
Стоимость книги с учетом доставки – 46 руб. По
вопросам оптовой закупки: тел. 249 28 77.
|