Александр АДАМСКИЙ
С Новым годом, подвижники!
Уходит в прошлое 2002
год. Становятся воспоминаниями его удачи и
трудности. На фоне беспорядочных метаний
образовательной власти в ухо-дящем году для меня
стали особенно очевидны усилия подвижников
образования.
Я думаю, в новом году мы будем уже менее трепетно
относиться к заявлениям высших руководителей
относительно школы, к громким предложениям и
указаниям, исходящим из кабинетов чиновников.
В прошедшем году для многих, для меня в частности,
стало особенно ясно, что жизнь школьная
определяется в основном делами и помыслами
учителей, директоров и родителей.
Надо признать, у первого заместителя министра
образования Виктора Болотова хватило мужества
заявить: «...в минувшем году Министерством
образования была совершена серьезная ошибка.
Речь идет о письме от 22 октября 2002 года об
изучении в школах основ православной культуры»
(«Первое сентября», №90 (1166), 28.12.2002).
Это заявление – дорогого стоит, потому что на
моей памяти это первый случай в новейшей истории
министерства и системы образования вообще, когда
второе лицо в ведомстве признает серьезный
промах.
Здесь, правда, возникает два вопроса: почему не
подписывавший злополучное письмо В. Болотов
объявляет об ошибке и почему, если письмо
ошибочное, его не отзовут? Ситуацию необходимо
обнулить – начать все с начала, не оставляя
никаких остаточных явлений.
Но в любом случае мы еще раз хотим поздравить В.
Болотова с мужественным поступком и
поблагодарить его за то, что ответственность за
школу оказалась сильнее желания защитить честь
мундира.
Значит, и чиновники могут совершать поступки. Это
ведь тоже своего рода подвижничество.
Общественный настрой на инициативы ведомства в
прошлом году был скорее скептический, чем
положительный.
И в новом году можно ожидать усиления иронии и
недоверия к действиям ведомства со стороны
граждан. Я это пишу для того, чтобы стало ясно:
главные школьные надежды граждане будут
связывать не с чиновниками, к которым все станут
относиться критичнее, а с подвижниками –
учителями и директорами, которые на самом деле
станут определять жизнь школы.
– Как, – возможно, спросит удивленный читатель,
– нищие учителя, бесправные директора, загнанные
в угол безденежьем, налогами и административным
нажимом со стороны местного начальства, станут
определять жизнь школы? Возможно ли это?
Непросто и нелегко, но возможно.
И через усиление общественного управления, и
через влияние подвижников.
Так случилось, что в сети «Эврика» собрались
сильные и преданные своему делу подвижники
школы.
С восторгом мы все переживаем деятельность
Евгения Ямбурга, вы дающегося педагога
российской школы, отстаивающего свободу и
независимость образования от агрессии
бюрократии. И его учительская работа, и поддержка
инициатив других школ, мощное противостояние
административно-казарменной модернизации – это
и есть подвижничество, которое влияет на
общественное мнение сильнее, чем любые заявления
записных советников и пропагандистов от
образования.
Примером подвижничества стала и деятельность
Зои Халюты, героически сражающейся за сельскую
школу против настырных и часто не брезгующих
никакими средствами ведомственных чиновников.
Идея сельского университета не является
магистральной линией развития высшего
образования – не до того: ректоры сражаются за
монополию против частных университетов, против
ЕГЭ, поэтому сельское образование видится ими
только как расширение рынка образовательных
услуг. Хотя омские ректоры Халюту и
педуниверситет поддерживают, но даже их усилий
недостаточно – все держится на подвижничестве.
Все держится на подвижничестве в российской
школе – и школьное хозяйство, и учеба, и вся
школьная жизнь.
И мы хотим поздравить с Новым годом всех друзей и
читателей «Управления школой», всех тех, кто
своим трудом и каждодневными невидимыми
усилиями делает возможным само существование
школы.
Мы обещаем вам, что в новом году будем, так же как
и в прошлом, освещать ваш труд, ваши находки, ваши
победы.
Обещаем, что будем поддерживать вас в трудную
минуту, какие бы силы на вас ни обрушились,
защищать и спасать всех, кого мы сможем защитить
и спасти. А кого не сможем – не оставим в
одиночестве, без сочувствия и доброго слова.
Человек жив добрым словом и сочувствием, как
живой водой, и поэтому в Новом году мы всем вам
желаем Доброго Слова.
Удачи и радости!
|