Олег СМОЛИН
Компьютер учителя не заменит
В последнее время в России
проводится много экспериментов в области
образования. Отношение к ним разное. Некоторые
говорят, что проводить их можно, но народ жалко.
Другие, как и мы в комитете, – что нужно различать
эксперименты. И, конечно, есть такие, которые мы
поддерживаем. Один из них – эксперимент по
использованию в обучении дистанционных, или
телекоммуникационных, технологий. Он проходит в
России с 1997 года. По этому поводу в Москве даже
проводился специальный конгресс ЮНЕСКО, где
Россия представила интересную программу. А в
конце декабря в Государственной Думе во втором
чтении рассматривается Закон «О внесении
изменений и дополнений в Законы «Об образовании»
и «О высшем и послевузовском образовании» в
части дистанционных образовательных
технологий».
Почему мы поддерживаем эти технологии? По
следующим основным причинам.
Первое. Они позволяют давать образование
практически в любой географической точке, что
имеет огромное значение для нашей страны – с
большой территорией и огромным количеством
малых поселений.
Второе. Дистанционные технологии позволяют
индивидуализировать обучение. В идеале –
написать для каждого собственную учебную
программу.
Третье. Дают возможность отбирать для чтения
лекций самых квалифицированных преподавателей.
Например, профессор Сергей Петрович Капица
читает лекции в Современном гуманитарном
университете для 140 тысяч (!) студентов по всей
территории России и бывших республик Советского
Союза.
Четвертое. Как это ни странно, после первых
серьезных вложений в спутниковое телевидение,
компьютерные сети и т. п. образование по
дистанционным технологиям оказывается дешевле,
чем по обычным. Лекции того же самого Капицы
можно тиражировать, не заставляя его
пересказывать их до бесконечности, и
соответственно заплатить один раз.
Пятое. Образование могут получать такие
категории людей, которые ограничены в
передвижении. Речь идет об инвалидах с тяжелыми
нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Шестое. Мы можем сильно продвинуться в
осуществлении известных лозунгов ЮНЕСКО,
некогда популярных и у нас: «Непрерывное
образование!» и «Образование для всех!».
И, наконец, благодаря таким технологиям
Российская Федерация в состоянии позволить себе
экспорт высококачественного образования в
страны ближнего и дальнего зарубежья. Причем,
поскольку его качество сравнимо с зарубежным, а в
некоторых случаях выше (при низшей цене), наша
конкурентоспособность оказывается довольно
высокой. Это имеет не только экономическое,
культурное, но и геополитическое значение. Не
секрет, Америка и Европа давно рассматривают
свое образование как способ воздействия на
будущую политическую элиту других стран, с тем
чтобы эта элита была более благожелательной к
своей альма-матер – стране, давшей ей
образование.
Когда готовились действующие законы в области
образования, в нашей стране дистанционные
технологии находились в зачаточном состоянии. И
сейчас требуются изменения, легитимизирующие
эти методы обучения. Изменения и вносятся. Смысл
их очень простой.
Первое. Министерство образования сможет
установить особые процедуры лицензирования для
тех, кто использует дистанционные
образовательные технологии.
Второе. Уравниваем в правах тех, кто учится
разными способами. Мы считаем, что от количества
времени, проведенного в аудитории, результат не
всегда зависит. Студенты должны иметь одинаковые
права.
В настоящее время удалось согласовать текст,
подготовленный ко второму чтению, с
представителями президентской администрации,
правительства и Министерства образования. Это
было непросто, поскольку поправки президента и
правительства часто шли в противоположных
направлениях. Но накопленный законодательный
опыт в нашем комитете таков, что мы сумели
объединить ужа и ежа. Конечно, закон, который
будет принят, слабее, чем хотели бы участники
эксперимента, развивающие дистанционные
технологии. Однако он значительно сильнее того,
что хотели бы принципиальные противники
технологий.
В заключение хочу сказать вот о чем.
Дистанционные методики преимущественно
применяются в профессиональном обучении. Но
существует мнение, не лишенное оснований, что
именно эти технологии определят образование в
будущем. Считается, что если доиндустриальная
цивилизация характеризовалась системой
«учитель – ученик», прямого, непосредственного
индивидуального обучения (мы помним, как
Аристотель гулял со своими учениками по садам
Афин), если индустриальная – отличалась классно-урочной
системой, то постиндустриальное общество будет
отмечено дистанционными образовательными
технологиями. Я уверен: в этой позиции есть доля
правды. Вместе с тем не сомневаюсь: ничто не
заменит учителя, ведь образование – и по закону,
и по смыслу, и по жизни – процесс в первую очередь
воспитания и во вторую – обучения. Человек
всегда будет тосковать по живому общению, и даже
в самых современно оборудованных классах ему
станет не хватать доброго слова педагога.
Думаю, что дистанционное образование станет
хорошим помощником преподавателю. А принятие
закона о новых технологиях позволит нам
продвинуться вперед и не отстать от наиболее
передовых индустриальных стран. Заканчивая свое
выступление при принятии закона в первом чтении,
я позволил себе ремарку личного характера,
сказав, что некоторые московские газеты называют
меня главным противником реформ в Госдуме. Слухи
об убиенных мною младенцах от образования
преувеличены. Я рад представить Думе один из
самых реформистских законов, вводящих в России
дистанционное образование. А ведь реформа – это
то, что сохраняет все лучшее от старого, открывая
дорогу новому.
|