Александр АДАМСКИЙ
Школа вымерзает
Какой странный образовательный год
получился! Какая фантастическая активность
вокруг школы! И какой мизерный эффект в
модернизации системы образования!
Школы мерзнут. Это не информация с мест – за
последние полтора месяца пришлось побывать в
Красноярском крае, Омской и Тюменской областях,
Тольятти, Ростове, Екатеринбурге, Ижевске, и
всюду в школах холодно. Это не недостаток работы
отдельных руководителей, это общая тенденция.
Значит, дело не в том, что отдельные регионы не
выполняют своих обязательств. Про
муниципалитеты вообще умолчим: куда им о школах
заботиться – снег бы расчистить! Зима ведь в
России, оказывается, снежная, особенно в Сибири и
на Урале, а чистить этот снег стоит дорого. Из
Омска, например, «Эврика» вырвалась накануне
снежной катастрофы, из-за которой город закрыли.
Школы мерзнут, с зарплатами началась та же
история, что и в прошлом году, – задолженность
уже превышает полтора миллиарда рублей. Обещали
же вице-премьеры В. Путину: «Мы забудем об этой
проблеме», – и забыли, наверное.
Школы мерзнут, учителя без зарплаты,
поставленное на село электронное железо во
многих школах стоит без выхода в Интернет из-за
финансовых и технических трудностей. Но самое, на
мой взгляд, главное – решение этих вопросов
находится вне влияния образовательного
ведомства, профессиональных сообществ и
общественных институтов образования.
Анализ происходящего в системе образования
показывает, что в России сложилась НЕ
образовательная система управления школой.
Точнее, не управления даже. Сформировались
условия для школы, в которых школе не выжить.
Ведомство оказалось в унизительном и просто
подчиненном состоянии: в силу корпоративной
ответственности выступать против сложившегося в
правительстве и вообще во власти отношения к
образованию как к сфере экономии средств и
оптимизации расходов Министерство образования
не может. Было бы странно, если бы член
правительства выступил против собственной
команды. Опираться на какой-то другой институт
управления федеральное министерство тоже не
может – думский комитет практически не обладает
влиянием, как показали последние слушания по ЕГЭ
и провал поправки, позволяющей отсрочку
городским учителям от призыва в армию.
Развитие общественных образовательных
институтов – нет такого проекта, не входит это в
программу модернизации.
В итоге ведомство, с одной стороны, монополист на
право проведения образовательных перемен, с
другой стороны – не имеет никакой возможности
влиять на системные процессы: экономику
образования, систему ресурсного обеспечения,
финансовые потоки, налоги, межбюджетные
отношения, контроль за расходованием средств или
поддержку экономических механизмов развития
образования.
Даже информационные потоки внутри образования
лишь отчасти регулируются ведомством – может
быть, это и хорошо, но в последнее время
министерство только и делает, что разъясняет
гражданам, что же хотел на самом деле сказать
министр и как его неправильно поняли: и в
отношении православия, и в отношении изменения
шкалы отметок, и с ЕГЭ, и с ГИФО...
Минэкономразвития, Минфин, прокуратура, Минтруда,
энергетика, Госсанэпиднадзор – это «высшие»
этажи школьной власти. Внизу – финансовые
управления, налоговики и КРУ, снова прокуратура,
теперь уже местная, систематически, с упрямством,
достойным лучшего применения, проверяющие
исполнение Закона «Об образовании»
образовательными учреждениями. Такое ощущение,
что все проблемы с криминалом прокуратура уже
решила – осталась школа, единственный рассадник
преступности: победят прокурорские школу – и
наступит правовое государство...
Вся эта армия «наверху» и «внизу» определяет
правила выживания для школы, а собственно
образовательные управления – от министерства до
районных отделов – никакой власти не имеют.
Гражданам предлагаются собственно учебные
нововведения, но они оказываются, в силу
сложившихся рычагов управления школой,
настолько оторванными от реальной жизни,
настолько фантазийными, что даже если в них есть
здравое зерно, как, например, в ЕГЭ, то
общественной поддержки все это не получает.
Наоборот – вызывает общественное раздражение...
Ведомственный способ управления образованием, в
частности школой, себя исчерпал. Это не вина
чиновников, они стараются освоить инновационные
проектные методы управления как могут, но
результат ниже затрат.
Конкурировать с ведущими министерствами и
экономическими структурами образовательное
ведомство не в состоянии. А выстраивать
партнерские отношения с местным сообществом,
бизнесом, религиозными кругами,
профессиональным сообществом, наукой или
региональной властью с позиции лидера – смешно.
Вот и приходится то подстраиваться, попадая в
неприятные ситуации, как в случае с православием;
то, перенапрягаясь, стягивать все ресурсы для
решения одной задачи – как в случае с ЕГЭ; то
откровенно привлекать к себе внимание шумными
заявлениями, лишь бы сохранить интерес
общественности, как в случае с 12-леткой или
изменением шкалы отметок.
В то же время заинтересованного в решении
школьных вопросов, эффективного органа
управления образованием в России нет. И, сколько
бы ни старались ведомственные доброхоты и
советники создать иллюзию эффективности, школы-то
мерзнут, зарплата учителям не повышается,
раздражение и недовольство общества школой
растет ...
И ведомство в этом не виновато. Оно ни при чем.
А других институтов управления школой – нет.
Может, это и есть основная задача модернизации
системы образования – создать эффективное
управление?
Иначе, сколько денег ни дадут, – все на ветер.
|