Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №48/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Школа вымерзает

Какой странный образовательный год получился! Какая фантастическая активность вокруг школы! И какой мизерный эффект в модернизации системы образования!
Школы мерзнут. Это не информация с мест – за последние полтора месяца пришлось побывать в Красноярском крае, Омской и Тюменской областях, Тольятти, Ростове, Екатеринбурге, Ижевске, и всюду в школах холодно. Это не недостаток работы отдельных руководителей, это общая тенденция. Значит, дело не в том, что отдельные регионы не выполняют своих обязательств. Про муниципалитеты вообще умолчим: куда им о школах заботиться – снег бы расчистить! Зима ведь в России, оказывается, снежная, особенно в Сибири и на Урале, а чистить этот снег стоит дорого. Из Омска, например, «Эврика» вырвалась накануне снежной катастрофы, из-за которой город закрыли.
Школы мерзнут, с зарплатами началась та же история, что и в прошлом году, – задолженность уже превышает полтора миллиарда рублей. Обещали же вице-премьеры В. Путину: «Мы забудем об этой проблеме», – и забыли, наверное.
Школы мерзнут, учителя без зарплаты, поставленное на село электронное железо во многих школах стоит без выхода в Интернет из-за финансовых и технических трудностей. Но самое, на мой взгляд, главное – решение этих вопросов находится вне влияния образовательного ведомства, профессиональных сообществ и общественных институтов образования.
Анализ происходящего в системе образования показывает, что в России сложилась НЕ образовательная система управления школой. Точнее, не управления даже. Сформировались условия для школы, в которых школе не выжить.
Ведомство оказалось в унизительном и просто подчиненном состоянии: в силу корпоративной ответственности выступать против сложившегося в правительстве и вообще во власти отношения к образованию как к сфере экономии средств и оптимизации расходов Министерство образования не может. Было бы странно, если бы член правительства выступил против собственной команды. Опираться на какой-то другой институт управления федеральное министерство тоже не может – думский комитет практически не обладает влиянием, как показали последние слушания по ЕГЭ и провал поправки, позволяющей отсрочку городским учителям от призыва в армию.
Развитие общественных образовательных институтов – нет такого проекта, не входит это в программу модернизации.
В итоге ведомство, с одной стороны, монополист на право проведения образовательных перемен, с другой стороны – не имеет никакой возможности влиять на системные процессы: экономику образования, систему ресурсного обеспечения, финансовые потоки, налоги, межбюджетные отношения, контроль за расходованием средств или поддержку экономических механизмов развития образования.
Даже информационные потоки внутри образования лишь отчасти регулируются ведомством – может быть, это и хорошо, но в последнее время министерство только и делает, что разъясняет гражданам, что же хотел на самом деле сказать министр и как его неправильно поняли: и в отношении православия, и в отношении изменения шкалы отметок, и с ЕГЭ, и с ГИФО...
Минэкономразвития, Минфин, прокуратура, Минтруда, энергетика, Госсанэпиднадзор – это «высшие» этажи школьной власти. Внизу – финансовые управления, налоговики и КРУ, снова прокуратура, теперь уже местная, систематически, с упрямством, достойным лучшего применения, проверяющие исполнение Закона «Об образовании» образовательными учреждениями. Такое ощущение, что все проблемы с криминалом прокуратура уже решила – осталась школа, единственный рассадник преступности: победят прокурорские школу – и наступит правовое государство...
Вся эта армия «наверху» и «внизу» определяет правила выживания для школы, а собственно образовательные управления – от министерства до районных отделов – никакой власти не имеют.
Гражданам предлагаются собственно учебные нововведения, но они оказываются, в силу сложившихся рычагов управления школой, настолько оторванными от реальной жизни, настолько фантазийными, что даже если в них есть здравое зерно, как, например, в ЕГЭ, то общественной поддержки все это не получает. Наоборот – вызывает общественное раздражение...
Ведомственный способ управления образованием, в частности школой, себя исчерпал. Это не вина чиновников, они стараются освоить инновационные проектные методы управления как могут, но результат ниже затрат.
Конкурировать с ведущими министерствами и экономическими структурами образовательное ведомство не в состоянии. А выстраивать партнерские отношения с местным сообществом, бизнесом, религиозными кругами, профессиональным сообществом, наукой или региональной властью с позиции лидера – смешно. Вот и приходится то подстраиваться, попадая в неприятные ситуации, как в случае с православием; то, перенапрягаясь, стягивать все ресурсы для решения одной задачи – как в случае с ЕГЭ; то откровенно привлекать к себе внимание шумными заявлениями, лишь бы сохранить интерес общественности, как в случае с 12-леткой или изменением шкалы отметок.
В то же время заинтересованного в решении школьных вопросов, эффективного органа управления образованием в России нет. И, сколько бы ни старались ведомственные доброхоты и советники создать иллюзию эффективности, школы-то мерзнут, зарплата учителям не повышается, раздражение и недовольство общества школой растет ...
И ведомство в этом не виновато. Оно ни при чем.
А других институтов управления школой – нет.
Может, это и есть основная задача модернизации системы образования – создать эффективное управление?
Иначе, сколько денег ни дадут, – все на ветер.

Рейтинг@Mail.ru