Марина Аромштам
Первая леди сто пятнадцатого
королевства
– Где бы вам стоило побывать, так это в
сто пятнадцатом, – сказали мне в Управлении
образования Ярославля. – Правда, мы эту
заведующую в глаза никогда не хвалим: она такая
авантюристка! Все у нее не так, как у людей. Вечно
бежит впереди локомотива. Но вокруг ее детского
сада растут розы. И, что удивительно, их никто не
ломает…
А вот и не миф...
– Вы собираетесь в сто пятнадцатый? Понятно,
понятно. – Завистливый вздох одной из местных
заведующих. – У нас, конечно, не то. Там-то все в
золоте: ковры, зеркала… И – как словесный итог,
закрепляющий этакую гнусную несправедливость, –
неравенство условий педагогического труда: –
Сравнивать нельзя. Никак нельзя.
Зависть коллег и двусмысленные оценки
начальства – что может сильнее раззадорить
журналиста? Конечно, я хочу побывать в сто
пятнадцатом!
Миф о неслыханных богатствах детского сада,
управляемого заведующей авантюрного склада,
растаял тут же, как мы переступили порог.
Никакого золота. И зеркала исключительно в
необходимых местах, честное слово. Чистота и
порядок – да. Но если бы этим все исчерпывалось,
миф не имел бы под собой почвы. Все дело было в
воздухе…
Так вот. Воздух был правильным. И этот правильный
воздух наполнял собой правильное, умно
устроенное пространство, каждая деталь которого
выполняла четкую рабочую функцию, не желая быть
просто избыточным украшением.
И кабинет заведующей был правильным: не большой и
не маленький, не убогий и не шикарный, не
оглушающий посетителя роскошью, но
подчеркивающий достоинство Хозяйки.
Сама Хозяйка любезна без заискивания, одета без
всякой вычурности, но по последней моде, где
простота дорогого стоит.
Первая мысль: "Смотрите-ка: а заведующая-то –
настоящая Леди!" – сразу и без сомнений
укореняется в сознании. Этого вполне достаточно,
чтобы объяснить всевозможные слухи и домыслы, но
мало, чтобы удовлетворить журналистское
любопытство. А потому:
– Мы слышали, у вас вокруг детского сада растут
розы. И, говорят, их никто не ломает. У этого
странного для нашей страны обстоятельства
должно быть какое-то объяснение.
Поделитесь?
Как создать образовательный
интерьер
Наталья Зеленцова приехала в Ярославль около
десяти лет назад, имея некоторый опыт
заведования маленьким садом в Рыбинске, ощущение
гораздо более серьезных собственных
возможностей и четкие представления о том, чего в
детском саду не должно быть. Избавиться
предстояло от "тотальной убогости дошкольного
учреждения, от прежнего стиля управления, от
привычного внешнего облика педагогов (халат и
тапочки, на чепчик уже не хватает), а заодно и
предъявить новые требования к их внутреннему
содержанию. Для начала девяностых – неплохой
стартовый капитал, если учесть, что в это время
дошкольное образование в прежнем своем виде
неудержимо распадалось и разлагалось,
поверхность образовавшейся пустоши густо
порастала новыми педагогическими идеями и
программами, а чиновники пребывали в
растерянности и толком не понимали, за что и с
кого им теперь можно спрашивать.
Самое время – взять новостройку.
"Мы удачно открылись, – вспоминает Зеленцова.
– А это очень важно. От старта многое зависит.
Здесь от государства нужно взять по максимуму.
Потом таких возможностей уже не будет".
Взять у государства можно, но сложно. Тут нужно
"знать ходы" и уметь “нажимать на кнопки".
Обычно заведующие такими секретами не любят
делиться: лаз у каждого свой. Как и методы борьбы
с финансово-бухгалтерским кретинизмом. Иногда
хочется взглянуть в ясные очи человека,
определившего законы функционирования "предметно-образовательной
среды" таким образом, что во время проверок КРУ
педагоги должны прятать собственные,
принесенные из дому электрочайники и
магнитофоны в помойные корзинки или в ящики с
ветошью. А то ведь найдут и "опишут"! Был твой
магнитофон, починенный для высоких целей
просвещения родным мужем. А тут в одночасье стал
"общественным" и "в плохой сохранности".
И из твоего же семейного бюджета тебе за этот
магнитофон или чайник придется расплачиваться!
Ситуация, которую на иностранный язык перевести
невозможно.
Как и инструкцию, согласно которой в каждую
группу детского сада положено по одному большому
стулу. Подумаешь, там работает трое взрослых! Во-первых,
в какой группе детского сада вы этих троих в
последнее время видели, да еще и одновременно? А
если они случайно там окажутся, посидят по
очереди – не барыни! Что касается письменных
столов, то они – вообще только для "элиты",
для сотрудников подготовительных групп. Тут
готовят детей в школу и потому стол между
педагогами и воспитанниками оправдан: этакая
междоусобная граница. А другие пусть будут рядом
с детьми. Вот какой гуманизм. То, что стол – не
граница, а личное рабочее пространство
воспитателя, как кроватка, стульчик и шкафчик
ребенка, – не важно.
Но для Зеленцовой наличие в группах личного
пространства педагогов оказалось
принципиальным вопросом. Поэтому столы и стулья
в детском саду появились: "Правил без
исключений не бывает. А если исключение
случается, то почему этим исключением не могу
быть я?" Кроме убежденности в своей правоте,
сыграла роль неразбериха в хозяйственном
механизме управления. Один бумагу на стулья
выписывает, другой отчет принимает. И если в
бумаге числится стул стоимостью во столько-то
рублей, то, подсуетившись, можно приобрести на
эту же сумму два стула.
Правда, тащиться за ними надо далеко – на какую-нибудь
загибающуюся или, наоборот, только народившуюся
загородную фабрику, где стулья продаются по
оптовым ценам, без накруток.
– Мы многое приобретали сами. Не ленились искать,
ездить, составлять сметы, добывать транспорт и
грузить. Вот пример: нужно купить покрывала на
детские кровати. Казалось бы, зашел за угол – и
купил. Только во что эти легко доставшиеся
покрывала через год превратятся? А мы через
знакомых отыскали фабрику в Подольске, где за эти
же деньги нам сшили стеганые покрывала на заказ,
согласно нашим требованиям и параметрам. И они
прослужили нам десять лет. Та же ситуация со
шторами, с мебелью. Мы старались покупать вещи, не
только отвечающие нашим эстетическим запросам,
но и прочные, добротные, с расчетом на долгий срок.
Конечно, я не могла доверить это завхозу. Как
можно поручить такое дело человеку со средним
образованием, мало что смыслящему в дизайне
детского учреждения? Мне же не просто вещи нужны!
Мне нужны элементы интерьера, составляющего
образовательную среду!
Здесь должен работать каждый штрих. Потом мы
поняли, что сильно сэкономим, если будем с какими-то
работами справляться самостоятельно, на "своей
территории". Тогда мы купили подержанные
швейные машинки и взяли в штат модельера…
Топ-модель сада
– Модельер – это кто же? По-моему, в штатном
расписании такой должности нет. Вы имели в виду
кастеляншу?
Наталья Николаевна имела в виду то, что сказала.
Кастелянша, объяснила она, ей не нужна: с
обязанностями сортировать и хранить белье
справится и прачка. Ей в детский сад нужен был
именно модельер. Поэтому она своим указом, в
рамках дарованной государством свободы
распоряжаться фондами зарплаты, ввела ставку
модельера в штатное расписание и дала объявление:
"В образовательное учреждение "Начальная
школа – детский сад" № 115 требуется модельер".
– И ко мне пришел нужный
высококвалифицированный специалист, к которому
все окружающие так и стали относиться – с
уважением и пиететом. Благодаря появлению
модельера мы смогли создать костюмерную и
превратить свои праздники в настоящие шоу с
неожиданными перевоплощениями и переодеваниями.
А эти шоу, в свою очередь, совершенно изменили к
нам отношение родителей. Раз мы можем такое, к нам
нельзя относиться несерьезно.
Модельер оказался не единственной
экстравагантной деталью в кадровой политике
Зеленцовой.
При входе в детский сад дежурит не ворчливая
нянечка, не сомнительного вида охранник, а…
администратор. Приветливая интеллигентная
женщина за специальным столиком. На стене –
расписание работы всех сотрудников, на столе –
телефоны и специальный пульт, с помощью которого
она может связаться с любым из помещений
детского сада. Посетителю не надо метаться по
коридорам и стучаться во все двери в поисках
нужного лица. "Вам Марию Ивановну? Она сейчас
на занятии в музыкальном зале. Алло! Музыкальный
зал? К Марье Ивановне посетитель. Обращаясь к
посетителю: “Она спустится к вам через
пятнадцать минут. Садитесь, пожалуйста".
И посетитель доволен уважительным к себе
отношением, и администратор преисполнен
достоинства и чувства ответственности за
выполняемую работу. Соседям на вопрос, где ты
сейчас работаешь, сообщается с плохо скрываемой
гордостью: "Администратором. В сто пятнадцатом".
Соседи понимающе кивают: "На такую престижную
должность просто так не возьмут! Там, небось,
конкурс!"
Конкурсная основа – еще один секрет работы
знаменитого комплекса. В учреждении Н.Н.
Зеленцовой "Начальная школа – детский сад"
нет вакансий. Там в наличии не только по два
воспитателя в каждой группе, но и няни.
– Каждая няня получает тысячу рублей в месяц –
на сто больше заведующей. Почему же ей тут не
работать? – пожимает плечами Наталья Николаевна.
– Но это сейчас. А раньше? Как и откуда "добывали"
сотрудников?
Я спрашиваю осторожно и незаметно оглядываюсь:
вдруг золото, на которое мне намекали, откуда-нибудь,
да и сверкнет.
– Мы с самого начала брали в штат педагогов и
помощников педагогов только на конкурсной
основе.
– Но по всей России стон и жалобы на отсутствие
кадров?!
– Сочувствую коллегам.
Итак, извечного противоречия "кадры решают все!"
и "как решить проблему кадров?" здесь не
существует. Не существовало с самого начала. "Я
сразу сказала себе: родители доверяют мне самое
дорогое, что у них есть, – ребенка. Поэтому у меня
не может быть недостатка в педагогах и не может
быть случайных сотрудников. Воспитатели должны
любить детей и должны уметь работать, а я должна
им доверять. Контролировать каждый шаг
воспитателя или няни – не в моем стиле".
В городе появились объявления: "Комплексу "Начальная
школа – детский сад" № 115 требуются… Прием на
работу – на конкурсной основе".
Как в престижных фирмах, Зеленцова зачисляла
своего будущего работника в штат не сразу.
Сначала – трехмесячный испытательный срок. С
теми, кто не пришелся ко двору, расставалась без
жалости и без колебаний. Особо привечала
педагогов с имиджем "проблемный" – тех, кто
в обычной садовской жизни не угоден, не удобен,
слишком много критикует. "Конфликт конфликту
рознь. Трения между педагогами и начальством
часто возникают из-за того, что воспитатель с
высоким творческим потенциалом не может
реализоваться в своем детском саду. Для нас такой
работник – находка. Установка на творческий
поиск – это то, что я ценю превыше всего: не
всегда удобно для заведующей, но очень полезно
для коллектива в целом – тонизирует, заставляет
все время поднимать планку".
Трехмесячному испытательному сроку
предшествовало собеседование. "Для меня было
важно все: и внешний облик человека, и его речь, и
его интересы: какую музыку он слушает, какие
книги читает. Я задавала много провокационных
вопросов: как человек собирается выстраивать
отношения с заведующей, с коллегами, с родителями
своих воспитанников? что считает недопустимым в
педагогической практике? в жизни?"
Не скрываю радостного удивления: "Первый раз
слышу, чтобы при приеме на работу интересовались
кругом чтения будущего педагога! И какие же книги
перечислила тогда ваша нынешняя коллега –
методист Светлана Анатольевна?"
Выясняется, что Светлана Анатольевна
предпочитает классическую литературу. Больше
всего любит Шекспира (в особенности сонеты),
Толстого и Булгакова. "А еще меня спросили, –
вспоминает Светлана Анатольевна, – о моих
недостатках и о моем честолюбии. Не помню, что я
тогда ответила. Думаю, что все "рабочие"
недостатки того времени во многом были ответом
на авторитарное поведение моей бывшей
заведующей… А знаете, что случилось со мной
после перехода на новую работу? По бывшему своему
садику мы все ходили в тапочках. Со стилем сто
пятнадцатого сада это не вязалось. Я сняла
тапочки и перестала чувствовать себя бабушкой.
Сегодня я живу с чувством, что я – женщина,
знающая себе цену".
"Уважающая себя", "уважаемая", "ценная"
– пытаюсь сосчитать, сколько раз уже прозвучали
в разговоре эти слова. И решаюсь еще на один
вопрос – с подковыркой. "Книжный" критерий
задел меня за живое: "Скажите, а если авторы,
которых называет потенциальный работник, – за
пределами круга вашего чтения? Я имею в виду, что
задается более высокая планка, чем ваша?" – "Мне
бывает стыдно. Но это не может меня остановить. Я
не разделяю убеждений некоторых заведующих,
будто подчиненный не может знать больше
начальника: как, мол, тогда блистать интеллектом?
Знаете, есть пословица: "Король делает себе
свиту, а свита делает короля".
Свита, судя по всему, получилась что надо.
Зеленцова эта понимает и о сотрудниках своих
думает. На сегодняшний день бурная деятельность
комплекса уже позволяет детскому саду иметь "доходные"
деньги. 50% всех этих доходов тратятся на
материальную поддержку сотрудников.
Кроме энергичных, "зараженных работой"
женщин, в коллективе есть и представители
мужского пола – плотник, водитель садовского
автомобиля и сторож. Все трое активно участвуют в
педагогической жизни садика.
Плотник, например (он же по совместительству Дед
Мороз) заведует прекрасно оснащенной столярной
мастерской: что-то он в ней все время пилит, клеит,
мастерит. Дети приходят сюда на экскурсии. Здесь
и инструменты посмотреть можно, и про хитрости
плотницкого дела кое-что узнать. Плотник-то – с
образованием, бывший путешественник,
интеллигент, с детьми общается прекрасно.
А водитель автобуса, видимо, "инфицированный
общим творческим вирусом", недавно начал
играть на трубе – как в далеком пионерском
детстве.
Цветник женщины, умевшей колдовать
Итак, "проблемные" сотрудники Королевства
сто пятнадцать претворяют избыток энергии в
методики, картины, книги и балы, плотник вырезает
в своей заповедной мастерской "каменные цветы",
шофер автобуса играет на трубе. А вокруг детского
сада растут розы, и их никто не ломает. Может,
Зеленцова умеет колдовать?
Главная причина несчастий, случающихся на
территории детских садов, – подростковое
варварство. Бороться с ним практически
невозможно: ведь для тринадцати-четырнадцатилетних
тусовщиков невероятно привлекательны уютные
кукольные домики и беседки, а для дворовой
футбольной разминки вполне пригоден школьный
стадиончик. Маловат, конечно. Но другого в районе
нет. Тот факт, что окурки, бумажки и пустые
бутылки из-под пива (не говоря уж о матерных
автографах на заборах и стенах) – не лучшие
атрибуты в жизни дошкольников, подростков мало
волнует.
А вот педагогов сто пятнадцатого это волновало
очень сильно. Если уж придерживаться законов
эстетики, так во всем. В том числе и на участках.
И Зеленцова разработала план, который должен был
бы по праву войти во все учебники по
педагогической стратегии и преподаваться в
качестве классического образца поведения
заведующей ХХI века. Начинался он нелогичным с
точки зрения вышесказанного лозунгом: "Подросток
– тоже человек".
Первым делом Наталья Николаевна добилась, чтобы
местные социальные службы соорудили в соседних с
детским садом дворах точно такие же беседки и
домики, как на территории детского сада. После
этого забредавшим на участки непрошеным гостям
вежливо, но настойчиво указывали на более
подходящую для них базу отдыха. Разъяснительную
работу вели и по квартирам, с родителями "нарушителей
границ": это было самым утомительным и
неприятным занятием. Но Наталью Николаевну в
районе знали и уважали, а потому отмахнуться от
нее или хлопнуть перед носом дверью не решались.
Другую часть проблемы составляла спортивно
ориентированная молодежь. Зеленцова встретилась
с местными фанатами футбола и предложила: "Хотите
иметь стадион? Я попробую помочь. Собирайте
подписи". Активисты, возбужденные идеей
здорового образа жизни, обежали окрестные дома и
собрали сотни три подписей под воззванием,
ратовавшим за постройку стадиона в микрорайоне.
После чего Наталья Николаевна "дала бумаге ход".
В результате консолидации сил детско-взрослой
общественности стадион построили!
И вот когда местные подростки получили от жизни
причитающиеся им блага в виде беседок и
спортивного комплекса, на заборе детского сада
появились выразительные вывески: "Осторожно!
Злая собака!", а в штатном расписании – новая
должностная единица: сторожевой питбуль.
Питбуль приступает к выполнению своих
обязанностей с семи часов вечера и заканчивает в
десять. Он и на довольствии государственном
состоит – вместо одной воспитательницы, которая
по соображениям диеты отказалась питаться в
детском саду.
Кроме страшного питбуля, который приходит в
детский сад на службу в отсутствие детей, в сто
пятнадцатом есть еще одна собака – "для
внутреннего пользования". Зовут ее Ричард. (Брали
лабрадора, а получилось, как обычно, – "лайка с
овчаркой"). Ричард живет в детском саду все
время. Дети его знают и любят. В плотницкой
мастерской для него и будку специальную сделали
– как на картинке. У Ричарда свои функции. Он
несет ночную вахту вместе со сторожем.
По отношению к сторожу Наталья Николаевна, как и
в других случаях, в поддавки не играет. "Сторож
все равно ночью спит. Бороться с этим бесполезно.
Лучше я сделаю так, чтобы он чувствовал себя
комфортно". Поэтому у сторожа есть "законная"
кровать и "законный" телевизор. А еще –
Ричард. Он хоть и добрый, но чужого слышит
прекрасно, лает громко и "солидно".
Достаточно громко, чтобы сторож проснулся и
принял необходимые меры. Питание Ричарда
оплачивается из дополнительных средств: еще
одной воспитательницы на диете в штате не
оказалось.
Вот так.
И розы в сто пятнадцатом растут. И альпийская
горка, которую сложили родители, поражает своим
великолепием. И никто ничего не ломает.
На душе от этого становится просто замечательно.
Даже в светлое будущее – и то начинаешь верить.
Жалко только, что подобная жизнь до сих пор
расценивается нами как "бег впереди
локомотива".
А ведь это – всего лишь НОРМАЛЬНО.
И еще жалко, что в сто пятнадцатом не выписывают
газету "Управление школой”. А то был бы повод
говорить: нас читают и там, где никто не ломает
розы.
|