Симон СОЛОВЕЙЧИК
Свобода – в высоком духе
Мы всем своим воспитанием приучены
пренебрежительно относиться к духовной стороне
нашей жизни. Недавно я принимал участие в
телепередаче Владимира Познера "Мы". В конце
разгорелся спор: что должна давать школа ребенку?
Кто-то сказал: счастье; кто-то, видимо, мог сказать:
знания; если бы было время, нашлись бы и другие
ответы. Дошла очередь и до меня. Я сказал, что
школа должна давать человеку дух.
"Дух? – искренне удивился ведущий. – А что
такое дух?"
Я объяснил, насколько это было возможно за
полминуты.
"Не думаю, чтобы в педагогических институтах
будущим учителям говорили, что школа должна
давать дух", – заметил, обращаясь к
учительской по преимуществу аудитории, ведущий.
Действительно, не говорили.
В институтах, конечно же, говорят, что учитель
должен быть личностью, примером для учеников, что
он должен любить детей и знать свой предмет, то
есть идут по поверхностному, внешнему слою
видимой жизни.
В лучшем случае говорят о душевных качествах – и
то в форме долженствования: учитель должен быть
добрым, в меру строгим, справедливым.
Но высшего слоя внутренней жизни человека,
определяющей душевные качества, духовного, не
касаются.
Между тем если не выйти за этот высший уровень,
обойти высокие и потому, казалось бы, ненужные,
непрактичные понятия, то все разговоры о свободе
попросту теряют смысл и сводятся к прозаическим
вопросам: разрешать ли детям шуметь на уроках,
вводить ли в школе самоуправление и прочее.
Но эти вроде бы практические разговоры вполне
бессмысленны, потому что все эти разрешать или
запрещать почти не влияют на самое главное – на
внутреннюю свободу ребенка.
Ну что делать? Ну не получается. Сколько угодно
примеров: вот будто бы свободная школа, где дети
делают что хотят, но вырастают не свободными, а
распущенными. Вот строгая школа с довольно
суровой дисциплиной, а дети вырастают вольными
людьми, раскованными и воспитанными.
И вот, наконец, самое загадочное и недоступное
педагогике: в одном и том же классе, у одних и тех
же учителей, при одной и той же системе вырастают
и свободные дети, и сломленные, униженные, с
комплексами...
Педагогика не объяснит этого парадокса. Или
спишет различия на семейное воспитание, на
прирожденные качества детей.
Судя по всему, ни один учитель не в состоянии
вырастить весь класс, всю школу свободными
людьми. Тут и в самом деле многое от семьи и от
наследственности.
И все же к этому надо стремиться – не так ли?
Школа должна давать ребенку, подростку, юному
человеку дух – точнее, укреплять его. Потому что
лишь сильные духом (не волей – духом)
действительно свободны.
Дух – это стремление, внутреннее и бесконечное
стремление к бесконечному – к добру, правде и
красоте. Для верующего дух в человеке –
божественного происхождения, святой дух.
Неверующий не может объяснить, откуда в нем дух,
но он чувствует его в себе: в нем живет совесть, то
есть тяготение к правде; в нем живет добро, то
есть любовь к людям, к жизни; в нем красота,
объемлющая правду и добро.
Все наши желания конечны, они могут исполниться
наяву или в мечтах; лишь желание добра, желание
правды, желание красоты – бесконечны, они
никогда не могут быть удовлетворены, хотя мы
испытываем радость, когда познаем истину, когда
вдруг ощущаем в себе любовь, когда встречаемся с
прекрасным в искусстве и жизни.
Вот где подлинная свобода – в духе, в бесконечном
стремлении человека к бесконечному, к добру,
правде и красоте.
Высокий дух, как и совесть, есть в каждом –
поэтому-то воспитание свободных людей и возможно.
Но есть люди – слабые духом, их тяга к высокому
слаба, или крайне слаба, или даже вовсе незаметна;
и есть сильные, очень сильные люди, при всех
обстоятельствах выбирающие правду и путь правды,
добро и жизнь в добре, красоту и жизнь с красотой.
Они-то и представляются нашему взору как
внутренне свободные люди, и встреча с таким
человеком радует и вдохновляет нас – хочется
жить.
Внутренние силы каждого из нас ограничены, в
маленьком ребеночке они очень слабы – но они
есть, они укрепятся сами собой с возрастом – при
условии, что мы будем поддерживать эти силы, если
мы сами будем сильными духом, если в нас
стремление к добру, правде и красоте достаточно
велико.
Как без этого? Как учить детей, не понимая этого?
Не понимая главного в учении?
Ведь все школьное учение в конечном счете
сводится к тому, что мы научаем детей отличать
правду от лжи, доброе от злого, красивое от
некрасивого – и все для того, и только для того,
чтобы в нем укреплялся дух, потому что другого
способа, без учения, судя по всему, нет.
Колонка Симона Соловейчика
публикуется по материалам сборника «Воспитание
школы». Книгу можно заказать непосредственно в
редакции. Для этого необходимо прислать
письменную заявку на адрес редакции (в любой
форме), с указанием количества экземпляров и
обратного адреса.
Стоимость книги с учетом доставки – 46 руб. По
вопросам оптовой закупки: тел. 249 28 77.
|