Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №47/2002


ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Симон СОЛОВЕЙЧИК

Свобода – в высоком духе

Мы всем своим воспитанием приучены пренебрежительно относиться к духовной стороне нашей жизни. Недавно я принимал участие в телепередаче Владимира Познера "Мы". В конце разгорелся спор: что должна давать школа ребенку? Кто-то сказал: счастье; кто-то, видимо, мог сказать: знания; если бы было время, нашлись бы и другие ответы. Дошла очередь и до меня. Я сказал, что школа должна давать человеку дух.
"Дух? – искренне удивился ведущий. – А что такое дух?"
Я объяснил, насколько это было возможно за полминуты.
"Не думаю, чтобы в педагогических институтах будущим учителям говорили, что школа должна давать дух", – заметил, обращаясь к учительской по преимуществу аудитории, ведущий.
Действительно, не говорили.
В институтах, конечно же, говорят, что учитель должен быть личностью, примером для учеников, что он должен любить детей и знать свой предмет, то есть идут по поверхностному, внешнему слою видимой жизни.
В лучшем случае говорят о душевных качествах – и то в форме долженствования: учитель должен быть добрым, в меру строгим, справедливым.
Но высшего слоя внутренней жизни человека, определяющей душевные качества, духовного, не касаются.
Между тем если не выйти за этот высший уровень, обойти высокие и потому, казалось бы, ненужные, непрактичные понятия, то все разговоры о свободе попросту теряют смысл и сводятся к прозаическим вопросам: разрешать ли детям шуметь на уроках, вводить ли в школе самоуправление и прочее.
Но эти вроде бы практические разговоры вполне бессмысленны, потому что все эти разрешать или запрещать почти не влияют на самое главное – на внутреннюю свободу ребенка.
Ну что делать? Ну не получается. Сколько угодно примеров: вот будто бы свободная школа, где дети делают что хотят, но вырастают не свободными, а распущенными. Вот строгая школа с довольно суровой дисциплиной, а дети вырастают вольными людьми, раскованными и воспитанными.
И вот, наконец, самое загадочное и недоступное педагогике: в одном и том же классе, у одних и тех же учителей, при одной и той же системе вырастают и свободные дети, и сломленные, униженные, с комплексами...
Педагогика не объяснит этого парадокса. Или спишет различия на семейное воспитание, на прирожденные качества детей.
Судя по всему, ни один учитель не в состоянии вырастить весь класс, всю школу свободными людьми. Тут и в самом деле многое от семьи и от наследственности.
И все же к этому надо стремиться – не так ли?
Школа должна давать ребенку, подростку, юному человеку дух – точнее, укреплять его. Потому что лишь сильные духом (не волей – духом) действительно свободны.
Дух – это стремление, внутреннее и бесконечное стремление к бесконечному – к добру, правде и красоте. Для верующего дух в человеке – божественного происхождения, святой дух. Неверующий не может объяснить, откуда в нем дух, но он чувствует его в себе: в нем живет совесть, то есть тяготение к правде; в нем живет добро, то есть любовь к людям, к жизни; в нем красота, объемлющая правду и добро.
Все наши желания конечны, они могут исполниться наяву или в мечтах; лишь желание добра, желание правды, желание красоты – бесконечны, они никогда не могут быть удовлетворены, хотя мы испытываем радость, когда познаем истину, когда вдруг ощущаем в себе любовь, когда встречаемся с прекрасным в искусстве и жизни.
Вот где подлинная свобода – в духе, в бесконечном стремлении человека к бесконечному, к добру, правде и красоте.
Высокий дух, как и совесть, есть в каждом – поэтому-то воспитание свободных людей и возможно. Но есть люди – слабые духом, их тяга к высокому слаба, или крайне слаба, или даже вовсе незаметна; и есть сильные, очень сильные люди, при всех обстоятельствах выбирающие правду и путь правды, добро и жизнь в добре, красоту и жизнь с красотой.
Они-то и представляются нашему взору как внутренне свободные люди, и встреча с таким человеком радует и вдохновляет нас – хочется жить.
Внутренние силы каждого из нас ограничены, в маленьком ребеночке они очень слабы – но они есть, они укрепятся сами собой с возрастом – при условии, что мы будем поддерживать эти силы, если мы сами будем сильными духом, если в нас стремление к добру, правде и красоте достаточно велико.
Как без этого? Как учить детей, не понимая этого? Не понимая главного в учении?
Ведь все школьное учение в конечном счете сводится к тому, что мы научаем детей отличать правду от лжи, доброе от злого, красивое от некрасивого – и все для того, и только для того, чтобы в нем укреплялся дух, потому что другого способа, без учения, судя по всему, нет.

Колонка Симона Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы». Книгу можно заказать непосредственно в редакции. Для этого необходимо прислать письменную заявку на адрес редакции (в любой форме), с указанием количества экземпляров и обратного адреса.
Стоимость книги с учетом доставки – 46 руб. По вопросам оптовой закупки: тел. 249 28 77.

Рейтинг@Mail.ru