Александр АДАМСКИЙ
Оказывается, наш министр –
прогрессивный
Новый министр образования Великобритании
Чарлз Кларк начал свою деятельность на посту
министра с сенсационного заявления.
Глава ведомства объявил, что родителей, чьи дети
будут прогуливать школу, судебные власти
привлекут к ответственности.
Еще в ноябре, когда группа английских директоров
по линии Британского совета участвовала в "Авторской
школе", многим показалось: встреча рядовых
представителей британского образования и
свободного эвриканского сообщества стала для
англичан шокирующей. При всей демократичности
английского общества оказалось, что обычная
рядовая школа в Англии – оплот консерватизма и
традиционности.
"Свободная философия "Эврики" вряд ли
применима в Англии", – написали координаторы
группы руководителям Британского совета.
И хотя у "Эврики" есть партнеры в
Соединенном королевстве, настроенные вполне
инновационно, а знаменитая школа Саммерхилл
многие годы
остается символом свободной педагогики, точка
зрения отобранных Британским советом директоров
остается более показательной – как если бы в
Англию поехали директора школ, отобранные
Министерством образования. Конечно, им более
понравилось бы введение "национальных
программ" – аналога наших стандартов, – чем
отсутствие уроков и классов в школе Саммерхилл.
И вот теперь заявление господина Кларка о
судебном преследовании за школьные прогулы.
Наверняка этот почин понравится нашим
консерваторам и чиновным теоретикам. "Если
даже в Англии власти начинают жестко
регламентировать образование, то что же тогда
делать нам – в переходный период?"
Ну что делать, что делать!.. Стандарты вводить,
обязательное образование делать принудительным,
школьную дисциплину укреплять, уставы школы
вешать на самом видном месте и организовывать
дисциплинарные комитеты, карать нарушителей и
вызывать родителей для общешкольного порицания!
И уж точно – никаких вольностей для учителей!
"Конечно! А вы что хотели? Скоро каждый учитель
по своей программе преподавать начнет, а потом
как дети поступать в вуз будут?"
В общем, заявление британского министра для
многих будет означать сигнал к беспощадной
критике либерализма и инновационной политики в
образовании.
Но тогда мы должны заявить: в России министр
образования занимает очень прогрессивные
позиции и, несмотря на ряд неосторожных решений и
заявлений, в своей деятельности демонстрирует
либеральные и современные взгляды.
Прежде всего – Министерство
образования терпимо относится к оппозиции.
Если министр не был бы так терпим и либерален, все
500 ведомственных вузов уже принимали бы
результаты ЕГЭ как миленькие.
Два года государство ведет эксперимент по
единому экзамену, и фрондирующие ректоры не
только сопротивляются, а, с нашей точки зрения,
просто саботируют это прогрессивное начинание и
не дают ему стать всеобщим. И еще говорят об
административном нажиме ведомства: вот если бы
министр заявил, что в случае саботажа ректоры
будут привлекаться к судебной ответственности,
– вот тогда результаты эксперимента были бы
намного показательнее, чем сейчас!
То же самое – с 12-леткой.
Министр мог просто ввести новый срок обучения
без всяких обсуждений и дискуссий, и мы уже давно
бы забыли, о чем спорили и какие у кого были
аргументы.
Кстати, недавно один из заместителей министра на
семинаре по попечительским советам уже начал
такую практику: заявил, что во всех школах по
распоряжению ведомства будут созданы попсоветы (это
на бюрократическом сленге так называются
попечительские советы – для краткости) и что
министерство будет проверять, как эти "попсоветы"
будут расходовать внебюджетные средства.
Если информационные агентства ничего не
перепутали, то наши чиновники вполне догоняют
английского руководителя.
Можно еще форму для председателя
попечительского совета ввести: если школа на 1500
учеников – полковник, если меньше – майор, для
начальных школ – прапорщик.
Какое счастье, что наш министр либеральнее своих
замов – и это так наглядно в случае с введением
предмета "православная религия"!
Несмотря на массовую поддержку в регионах,
несмотря на моления старушек-богомолок и митинги
коммунистического электората у стен
Государственной Думы, у министра все-таки хватит,
судя по всему, мужества отозвать злополучное
письмо.
И если это произойдет, если министр дезавуирует
свою рекомендацию, это будет означать, что
уровень благоразумия у нашего ведомства выше,
чем стремление защитить мундир любыми
средствами.
...У нашего образования есть два замечательных
свойства: несмотря на низкий уровень обеспечения,
школа остается школой – это первое.
И второе: управление школой в России зависит от
общественного мнения. Это очень осложняет само
управление, доставляет руководству отраслью
массу хлопот и неприятностей – на каждый роток
ведь не накинешь платок, но в этом основная
образовательная миссия отрасли.
Через вовлечение общества в образовательную
политику происходит развитие образовательного
сознания граждан.
На наш взгляд, это хотя и трудный, но более
эффективный способ общения с народом, чем угроза
судебного наказания.
Так вот англичане дали нам возможность оценить
собственного министра.
А то бы мы его все продолжали ругать, вместо того
чтобы восхищаться.
|