Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №46/2002


ПРОЕКТ ДОКУМЕНТА

Власть предъявила свой стандарт

Проект

Концепция реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы
(Публикуется в сокращении)

В отраслях бюджетной сферы занято примерно 15 млн. человек.
Состояние оплаты труда работников
бюджетной сферы
В настоящее время вопросы организации оплаты труда учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней, регулируются в соответствии с Федеральным законом "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" от 4 февраля 1999 г. № 22–ФЗ и Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 139–ФЗ "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы".
Сложившееся соотношение тарифной и надтарифной частей в структуре заработной платы работников бюджетных организаций в субъектах Российской Федерации составляет соответственно 62,3 процента и 37,7 процента.
Анализ надтарифных выплат показал, что систематизацию действующих норм оплаты труда трудно осуществить в рамках действующий системы оплаты труда на основе ЕТС. Кроме того, применение ЕТС осложняет проведение работы по дальнейшему совершенствованию системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и повышению ее уровня.
Существенные территориальные различия в стоимости жизни населения обусловливают необходимость в различных уровнях заработной платы по регионам страны. Установленные на федеральном уровне единые для всех территорий тарифные ставки и оклады ЕТС далеко не в полной мере учитывают дифференциацию уровней стоимости жизни по регионам Российской Федерации. В данном случае не решает проблемы и применение районных коэффициентов.
Со снижением темпов инфляции жесткая систематизация должностей в рамках ЕТС становится неоправданной. Применение системы оплаты труда на основе ЕТС в дальнейшем не позволит учитывать особенности и различия деятельности отдельных категорий работников различных отраслей бюджетной сферы.
Систематизацию надтарифных выплат с учетом требований Трудового кодекса Российской Федерации в нормативных правовых актах по отраслям бюджетной сферы трудно осуществить в рамках действующей системы оплаты труда на основе ЕТС.
В современных условиях в регулирование оплаты труда работников организаций бюджетной сферы требуется внесение принципиальных изменений.

Переход к отраслевым системам

На заседании у заместителя председателя Правительства Российской Федерации В.И.Матвиенко 28 марта 2002 года признано целесообразным развернуть работу по реформированию оплаты труда работников бюджетной сферы и переходу от организации оплаты труда на основе ЕТС к отраслевым системам оплаты труда, имея в виду необходимость их введения в действие с октября 2003 года.
Вместо ЕТС предлагается в каждой отрасли бюджетной сферы ввести свою систему оплаты труда, которая в полной мере способна отразить отраслевые различия.
Федеральные органы исполнительной власти определяют системы оплаты труда подведомственных учреждений на основе отраслевых особенностей в условиях труда. Размеры оплаты труда определяются с учетом выделяемых бюджетных ассигнований и наличием источников внебюджетных средств.
Переход на отраслевые принципы организации оплаты труда основывается на формировании тарифных систем, предусматривающих дифференциацию размеров оплаты труда работников в зависимости от уровня образования, специального стажа работников, квалификации, сложности выполняемых работ и особенностей деятельности отдельных организаций.
Для этого потребуются утверждение схем отраслевых систем оплаты труда, упорядочение системы надтарифных выплат, совершенствование нормирования труда, создание перечней профессий (должностей), которые могут быть переведены на срочные трудовые договоры, определение финансовых и иных прогнозных ограничений, устанавливающих объемы финансирования из бюджетов всех уровней и других характеристик.
Отраслевая система оплаты труда предусматривает включение в себя тарифных ставок, должностных окладов (ставок заработной платы), оплату труда в повышенном размере за работу в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных, и стимулирующие выплаты, включая надбавку за продолжительность непрерывной работы.
Введение отраслевой системы оплаты труда предусматривает утверждение нового порядка тарификации специалистов и служащих.

Отраслевые тарифные системы

Тарифная система по каждой из отраслей бюджетной сферы складывается из трех частей:
должностные оклады руководителей учреждений, дифференцированные по группам оплаты труда в зависимости от объема работ и специализации учреждений;
должностные оклады специалистов и служащих, дифференцированные в зависимости от сложности, социальной значимости труда и квалификации работников;
тарифные ставки (оклады) рабочих в соответствии с разрядами, отнесение к которым будет осуществляться на основе действующих выпусков Единого тарифно–квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).
Дифференциация размеров должностных окладов, тарифных ставок, ставок заработной платы по должностям руководителей, специалистов, служащих, профессиям рабочих предусматривается в зависимости от особенностей деятельности отдельных учреждений (сложности труда по видам учреждений), квалификации, сложности выполняемых работ, уровня образования, специального стажа.
Схемы разрабатываются по видам учреждений и организаций, входящим в отраслевую структуру. В этой связи осуществляется пересмотр отраслевой номенклатуры организаций и проводится их группировка по видам в зависимости от особенностей их деятельности и состава работников.

Тарификация и аттестация

Отраслевая тарифная система оплаты требует утверждения нового порядка тарификации и аттестации по всем категориям персонала и подготовки соответствующих проектов нормативных правовых актов.
Для обеспечения функционирования отраслевой тарифной системы необходимо по каждой отрасли бюджетной сферы и по категориям работников разработать и утвердить:
показатели и порядок отнесения организаций и их структурных подразделений к группам по оплате труда руководителей;
квалификационные характеристики и квалификационные требования к должностям работников;
порядок аттестации и категорирования руководителей, специалистов и служащих.
Подготовленные комплексы квалификационных характеристик и квалификационных требований по должностям работников будут применяться для формирования отраслевых разделов в Едином квалификационном справочнике руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).
Тарификация рабочих осуществляется в соответствии с выпусками ЕТКС. В этой связи следует подготовить необходимые дополнения и изменения в ЕТКС по профессиям рабочих в отраслях бюджетной сферы.

Надтарифные выплаты

Одновременно с изменением тарифной системы заработной платы работников организаций бюджетной сферы предусматривается осуществление упорядочения надтарифных выплат (действующих доплат, надбавок, повышений и других выплат) с целью приведения их в логичную и понятную систему, позволяющую осуществлять стимулирование труда работников в определенных условиях.
Основой для проведения этой работы является Трудовой кодекс Российской Федерации, в соответствии с которым потребуется обновление законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы.
Система надтарифных выплат включает:
оплату труда в повышенном размере за работу в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных;
надбавку за продолжительность непрерывной работы и другие стимулирующие выплаты.
Всего уровень надтарифных выплат, осуществляемых за счет бюджетных средств, будет составлять до 60 процентов фонда тарифных ставок.

Оплата труда в повышенном размере

Повышенная оплата труда за работу в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных, устанавливается в виде доплат к должностным окладам, ставкам заработной платы и тарифным ставкам (окладам).
Доплаты устанавливаются работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда, а также в других случаях выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Проведение упорядочения размеров и порядка установления указанных доплат предусматривает:
подготовку перечня надбавок, доплат, повышений тарифных ставок, подлежащих отмене;
разработку новых отраслевых систем доплат в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Подготовка новых систем осуществляется федеральными органами исполнительной власти.
Повышенная оплата труда работников, занятых в неблагоприятных климатических условиях, производится с учетом районных коэффициентов и надбавок к заработной плате в порядке и размерах, установленных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Стимулирующие выплаты

В целях материального поощрения качественной и эффективной работы в организациях
бюджетной сферы устанавливаются различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок.
Вознаграждение за продолжительность непрерывной работы в организациях бюджетной сферы устанавливается работникам, состоящим в штате этих организаций, в виде ежемесячной надбавки, исчисляемой в процентах к должностному окладу, ставке заработной платы, тарифной ставке (окладу) в зависимости от стажа непрерывной работы в данной отрасли.
Сроки и порядок установления вознаграждения за продолжительность непрерывной работы в других отраслях бюджетной сферы будут определяться в зависимости от наличия необходимых финансовых средств.
Ежемесячные надбавки к тарифной ставке за квалификацию – это отраслевые выплаты специалистам за высокую квалификацию и качество работы (например, за наличие ученой степени кандидата наук или доктора наук, за почетное звание, за звание профессора и доцента в высших учебных заведениях и др.).
Размеры, порядок и условия применения других стимулирующих выплат (доплат, надбавок, премий и других) определяются организациями самостоятельно и фиксируются в локальных нормативных актах или коллективных договорах.

Срочные трудовые договоры

Наряду с разработкой схем должностных окладов следует осуществить подготовку перечня профессий (должностей) работников, которые могут быть переведены на индивидуальные условия оплаты труда с заключением срочных трудовых договоров.
Такая система организации оплаты труда может быть предусмотрена для руководителей организаций и отдельных категорий высококвалифицированных работников.
Размеры оплаты труда (должностных окладов, ставок, компенсационных и стимулирующих надбавок, доплат и других выплат) по индивидуальным условиям предусматриваются в пределах фонда заработной платы без ограничения максимальными размерами.

Повышение роли субъектов РФ и органов местного самоуправления

Важная роль в решении накопившихся проблем в области оплаты труда работников бюджетных организаций должна быть отведена регионам. Это соответствует положениям Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что вопросы трудового права, в т.ч. и заработной платы, являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Только при их активном участии в регулировании заработной платы работников бюджетной сферы может быть учтено разнообразие территориальных особенностей в условиях труда, динамике потребительских цен и баланса доходов и расходов местных бюджетов.
Предусматривается расширение прав субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области организации оплаты труда работников бюджетной сферы. Субъекты Российской Федерации самостоятельно принимают решение о размерах тарифных ставок (окладов) и компенсационных выплат работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных (местных) бюджетов.
При введении отраслевых систем оплаты труда предлагается следующий порядок разграничения полномочий между центром и территориями.
На федеральном уровне
Введение отраслевых систем оплаты труда осуществляется Правительством Российской Федерации на основе федерального закона с целью соблюдения принципа единого подхода к тарификации работников различных отраслей бюджетной сферы с учетом сложности выполняемых работ и квалификации исполнителей.
Правительство Российской Федерации определяет сроки введения отраслевых систем оплаты труда, размеры должностных окладов, ставок заработной платы, тарифных ставок и других выплат, а также порядок и сроки их индексации (повышения) для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Отраслевые тарифные системы оплаты труда, подготовленные на федеральном уровне, могут быть рекомендованы для применения в субъектах Российской Федерации и в органах местного самоуправления.
На уровне субъекта РФ
Субъектам Российской федерации в рамках отраслевых систем оплаты труда будет предоставлена самостоятельность в определении сроков и размеров повышения должностных окладов, ставок заработной платы, тарифных ставок и других выплат работников организаций, финансируемых из бюджетов соответствующего субъекта.
Принятые в регионах уровни оплаты труда будут фиксироваться в законодательных актах субъектов Российской Федерации.
На уровне муниципальных образований
Органам местного самоуправления предоставляется право в рамках отраслевых систем оплаты труда самостоятельно определять сроки и размеры повышения должностных окладов, ставок заработной платы, тарифных ставок и других выплат работников организаций, финансируемых из местных бюджетов.
Таким образом, при определении уровня оплаты труда работников организаций бюджетной сферы территории смогут полностью ориентироваться на величину прожиточного минимума региона и на собственные финансовые возможности.
Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления получат возможность самостоятельно определять направления расходования собственных бюджетов. Одновременно повысится ответственность региональных органов государственной власти и муниципальных структур за уровень оплаты труда бюджетных организаций на собственных территориях.
Нормирование труда
Новая отраслевая система оплаты труда должна создаваться на основе полноценной нормативной базы для определения трудозатрат и необходимой численности персонала.
Одна из задач состоит в разработке норм и нормативов по труду, которые могли бы служить основой при подготовки штатных расписаний и расчета фондов оплаты труда организаций бюджетной сферы.
За последние десять лет нормативная база в организациях бюджетной сферы в значительной части устарела. Для определения объема предстоящих работ по пересмотру и совершенствованию норм и нормативов по труду необходимо провести инвентаризацию действующих материалов с привлечением отраслевых научно–методических организаций.
Создание и совершенствование нормативной базы является наиболее трудоемкой частью разработки новой системы оплаты труда. На основе совершенствования нормативной базы возможна разработка обоснованных предложений по сокращению численности работников организаций бюджетной сферы.
Финансирование
При проведении реформирования систем заработной платы работников организаций бюджетной сферы необходимо соблюдение финансовых ограничений при подготовке схем должностных окладов и других условий оплаты труда.
Введение в действие отраслевых систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы ориентировочно предполагается с 1 октября 2003 года. При введении отраслевых систем оплаты труда предлагается повысить оплату труда работников бюджетной сферы в среднем в 1,33 раза.
Повышение уровня оплаты труда работников организаций бюджетной сферы в указанных размерах обеспечивает опережающий рост заработной платы по сравнению с темпами роста потребительских цен.
На повышение оплаты труда работников организаций бюджетной сферы потребуются дополнительные средства из федерального бюджета в объеме 6,8 млрд. рублей.
Сроки введения и расходы, связанные с введением отраслевых систем оплаты труда для организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определяются субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов.

Государственная Дума Российской Федерации
Комитет по образованию и науке

04.12.2002


Р Е Ш Е Н И Е

О проекте Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы (в части образования)

(Публикуется в сокращении)
Обсудив проект Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, представленной Министерством труда и социального развития Российской Федерации и рассмотренной на заседании Правительства Российской Федерации 6 ноября 2002 года, Комитет отмечает следующее.
Принимаемые Правительством Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, администрациями субъектов Российской Федерации и муниципалитетами меры по повышению заработной платы и погашению задолженности по ее выплате работникам бюджетной сферы являются крайне недостаточными.
Так, задолженность по выплате заработной платы работникам образовательных учреждений, подведомственных субъектам Российской Федерации и муниципалитетам, составляет более 1 млрд. рублей по состоянию на 21 ноября 2002 года и по сравнению с состоянием на 1 октября 2002 года возросла более чем в 2 раза.
Переход к отраслевой системе оплаты труда для работников образования в представленном виде сохранит крайне низкий уровень оплаты труда работников образования, особенно среднего персонала и молодых специалистов; это по-прежнему обусловит необходимость их работы на нескольких ставках, поиска дополнительных источников дохода, что существенно сказывается на качестве преподавания.
В отраслевых системах оплаты труда, предложенных в проекте, предусматривается введение не фиксированных или минимальных размеров ставок и должностных окладов работников организаций бюджетной сферы, а лишь рекомендуемых.
Введение в действие отраслевой системы оплаты труда работников образования предусматривается за счет средств соответствующих бюджетов, при этом предполагается, что при определении уровня ставок и должностных окладов работникам образования субъекты Российской Федерации будут ориентироваться на собственные финансовые ресурсы. Расширятся права субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при принятии решений о размерах тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсационных выплат работникам образования. Однако в условиях отсутствия государственных гарантий минимальных размеров ставок отраслевых систем (единственной федеральной гарантией остается минимальный размер оплаты труда) следует ожидать, что увеличится дифференциация в уровне оплаты труда работников образования по регионам, возникнет неопределенность условий индексации оплаты труда работников образования в связи с ростом цен на товары и услуги. Такой подход ставит под угрозу сохранение единого образовательного пространства в стране.
Комитет обращает внимание на то, что в течение последних 10 лет не выполняются нормы Закона Российской Федерации "Об образовании" (пункты 2 и 3 статьи 41), в соответствии с которыми федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений ежегодно устанавливаются федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год, являются минимально допустимыми и определяются в расчете на одного обучающегося.
Комитет считает, что увеличение заработной платы работникам образования в 1,33 раза с 1 октября 2003 года станет по существу лишь компенсацией роста стоимости жизни со времени предыдущего увеличения заработной платы 1 декабря 2001 года. Такое увеличение является недостаточным и не решает задачи создания эффективной отраслевой системы оплаты труда работников образования, обеспечивающей стимулирование работы молодых специалистов и квалифицированных кадров в сфере образования.

На основании изложенного Комитет решил:

1. Считать неприемлемым для внедрения в систему образования проекта Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, разработанного Министерством труда и социального развития Российской Федерации, как ухудшающего действующую систему оплаты труда, не обеспечивающего гарантий увеличения заработной платы работников образования, не ведущего к реальному повышению их жизненного уровня, затрудняющего проведение общей федеральной политики в сфере общего образования.
2. Предложить Правительству Российской Федерации создать межведомственную комиссию по доработке проекта Концепции с участием депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
3. Предложить Правительству Российской Федерации при доработке проекта Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы:
– проектировать изменения в системе оплаты труда работников образования как самостоятельной категории работников бюджетной сферы на основе федеральных государственных гарантий оплаты труда в соответствии с конституционными обязанностями государства в сфере общего образования;
– предусмотреть повышение заработной платы работникам образования не менее чем в 2 раза;
– определить конкретный механизм, источники и сроки погашения сложившейся задолженности по заработной плате работникам образования до введения новой системы оплаты труда работников образования;
– с целью оптимизации бюджетных расходов на образование всех уровней активизировать деятельность по формированию нормативов финансирования в сфере образования.
4. Считать целесообразным рассмотреть вопрос о подготовке проекта федерального закона "Об отраслевой системе оплаты труда работников образования".
5. Рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в бюджетное законодательство, направленных на адресное структурирование трансфертов и субсидий в рамках финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, установив конкретные параметры на выплату заработной платы работникам образовательных учреждений, подведомственным субъектам Российской Федерации и муниципалитетам.
6. Предложить Министерству образования Российской Федерации при подготовке к парламентским слушаниям 14 января 2003 года на тему: "О концепции отраслевой системы оплаты труда работников образования" подготовить для обсуждения различные варианты размеров ставок заработной платы (окладов) работников образования, направленные на реальное повышение их заработной платы и стимулирующие работу молодых специалистов и квалифицированных кадров в сфере образования.
7. Направить настоящее решение в Правительство Российской Федерации, Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Центральный Комитет профсоюза работников народного образования и науки, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и средства массовой информации.

Председатель Комитета
А.В. ШИШЛОВ

Рейтинг@Mail.ru