Нина ПОЛИЧКА
Попечительство – институт
образовательной политики
Диалог с властью от имени школы
Импульсом к созданию попечительских советов
стало принятие ряда нормативных документов, как
то:
– Указ Президента Российской Федерации № 1134 от 31
августа 1999 года "О дополнительных мерах по
поддержке общеобразовательных учреждений в
Российской Федерации";
– Постановление Правительства Российской
Федерации № 1379 от 10 декабря 1999 года "Об
утверждении примерного положения о
попечительском совете общеобразовательного
учреждения".
В частности, в общеобразовательных учреждениях
Хабаровского края в настоящее время создано 124
попечительских совета. Имеются опыт работы и
определенные результаты. Так, в 2000 г. для
обеспечения функционирования и развития
общеобразовательных учреждений Хабаровского
края были привлечены внебюджетные средства в
размере 15,2 млн. рублей, за счет которых
проводились работы по текущему ремонту школ,
приобретение школьной мебели и средств обучения,
отвечающих современным требованиям.
Однако основной потенциал попечительских
советов школ пока не задействован. Он
заключается не в финансовой помощи, а в
возможности попечительских советов влиять на
само содержание образования. Кроме того,
попечительские советы общеобразовательных
учреждений могут выполнять функцию партнерского
соуправления школой, влиять на цели и содержание
образования, на школьную политику. В задачи
попечительского совета школы входит утверждение
ее бюджета и образовательной программы, решение
кадровых вопросов управления образовательным
учреждением.
Пока у попечителей есть лишь право на
согласование программы, а понятия школьного
бюджета вообще не существует, т.к. попечительство
сводится, помимо поиска средств, к переговорам
между продвинутыми попечительскими советами и
продвинутыми мэрами по поводу бюджета школы. При
этом основная деятельность объединений
попечителей – попытаться занять свое место в
государственном образовании, с одной стороны, и
построение собственной гражданской,
общественной линии в образовательной политике –
с другой.
Каждое действие власти – президента, парламента,
правительства – нуждается в оценке со стороны
общественного института образовательной
политики. Сейчас реакция общества на изменения в
образовании выявляется исключительно с помощью
социологических опросов и исследований.
Выясняется при этом, что подавляющая часть
граждан не имеет никакого представления о
намерениях власти или ведомств и уже поэтому
относится ко всему, что происходит или может
происходить в образовании, скептически.
Чиновники считают, что недоверие граждан к
действиям власти можно преодолеть
информированностью, и прилагают колоссальные
усилия по выстраиванию так называемого PR –
размещению материалов в прессе, разъяснению, что
и как делается. Однако отчужденность власти и
граждан через информированность не
преодолевается, она преодолевается через
вовлеченность граждан в процесс принятия
решения. А для этого нужны специфические
гражданские институты. Поэтому на вопрос: "Нужны
ли власти союзы попечителей, гражданские
объединения в области образовательной политики?"
– ответ очевиден.
Если попечительские советы и союзы будут
функционировать как общественные институты
реформирования образования, то они смогут
заложить фундамент государственно-общественного
управления общеобразовательными учреждениями.
Если будет преобладать либеральный вектор – на
многообразие, свободу и права граждан, то
движение попечительства не только выживет, но и
станет одним из основных гражданских институтов
в России. По той простой причине, что сможет
отражать интересы подавляющего большинства
населения.
Заметим, что сегодня в России сложился
единственный в своем роде опыт "серой
благотворительности" – когда богатые люди
дают школе деньги, при этом стараясь скрыть свою
роль, не афишировать, не предавать гласности. Они
опасаются и налоговиков, и просто бандитов, и
зависти. В таких условиях нужны более тонкие,
более эффективные условия поощрения
благотворительности и попечительства. Например,
преференции при муниципальных или региональных
тендерах на бюджетные заказы.
В любом случае движение попечительства – это еще
и экономический институт образовательной
политики, потому что без эффективных
благотворительных фондов не может быть решена
проблема доступности образования. Для
обеспечения доступности качественного
образования всем слоям населения должна
существовать широкая сеть благотворительных
фондов, поддерживающих тех, у кого не хватает
средств на качественное образование, а желание и
способности есть.
Попечительские советы общеобразовательных
учреждений – это новая для России форма
организации населения, в связи с чем большинство
советов испытывают значительные трудности при
определении содержательных основ деятельности.
Доказательством служат неоднократные обращения
руководителей школ в государственные и
муниципальные органы управления образованием.
Основная масса вопросов – порядок выборов
органов самоуправления, их компетенция,
процедуры функционирования попечительских
советов. Эти условия должны определяться
самостоятельно образовательным учреждением.
Наличие в общеобразовательных учреждениях двух
советов, совета школы и попечительского совета,
являющихся органами самоуправления, вносит
дополнительные сложности в процесс развития
попечительской деятельности. В советы школ и
попечительские советы вошли люди, которые берут
на себя инициативу выражать интересы родителей
по вопросам образования детей, но эти люди не
имеют опыта анализа ситуации, определения
проблем, поиска решений, направленных на
перспективу. Это люди, которые готовы к диалогу
со школой от имени общества, но не готовы к
диалогу с властью от имени школы.
Для развития попечительства как общественного
института реформирования образования
необходимо просвещение попечителей, вовлечение
их в сложную проблематику подготовки
подрастающего поколения, а также разработка
эффективных методик соуправления школой со
стороны попечительских советов и механизмов
взаимодействия попечительских советов с
законодательными и исполнительными органами
власти. Благоприятной правовой среды для
развития попечительского движения пока не
создано.
Основными проблемами развития попечительского
движения в сфере образования в настоящее время
являются:
неподготовленность многих руководителей
образовательных учреждений к демократизации
внутришкольного управления;
отсутствие у людей, обеспокоенных положением
системы общего образования, знаний и опыта в
решении проблем, связанных с реформированием
системы образования, а также умения работать в
попечительских советах;
несовершенство нормативно-правовой основы
деятельности попечительских советов
общеобразовательных учреждений;
отсутствие методического обеспечения процесса
соуправления школой со стороны попечительских
советов и сложившихся механизмов взаимодействия
попечительских советов с законодательными и
исполнительными органами власти.
Привлечение местного сообщества к
развитию образования
Государство (или публичная власть) не может
только своими силами обеспечить устойчивое
развитие общества ввиду огромного количества и
сложности возникающих задач. Так называемые "социальные
технологии”, должны вовлекать в образовательную
политику новые общественные структуры,
представляющие собой объединение
представителей бизнеса, некоммерческого сектора
и органов власти.
Кроме того, сущность социальных технологий может
быть раскрыта как система методов выявления и
использования скрытых потенциалов социальной
системы в соответствии с целями ее развития.
Отсюда следует, что использование новых
социальных технологий для решения социальных
проблем местного сообщества может
рассматриваться как привлечение
интеллектуального потенциала социума к
социальному управлению. Это в свою очередь
создаст новые организационные механизмы участия
науки в процессе разработки и обсуждения
социальной политики.
Однако анализ состояния муниципального
управления показывает, что существующая власть,
как правило, не только не способна сегодня
поднять активность своих граждан в решении
существующих проблем, но, наоборот, отключает их
от адекватного реагирования, притупляет
бдительность. В связи с этим перед обществом
стоит задача огромной значимости – убрать все
бюрократические фильтры на пути научных идей,
включить интеллектуальный потенциал населения в
цивилизованный механизм выработки и реализации
ответственных решений.
Проблема привлечения интеллектуального
потенциала местных сообществ к решению задач
государственного и муниципального управления в
России находится лишь в стадии осмысления,
первых теоретических исследований и начальных
практических шагов. Необходима разработка новых
организационных механизмов, которые бы
обеспечивали постоянное привлечение
интеллектуального потенциала местных сообществ
к участию в управлении системой образования.
Такой могут быть муниципальные конкурсы
инновационно-образовательных проектов. Такие
конкурсы могут объявляться органами управления
образованием для поиска наиболее оптимальных
решений актуальных проблем муниципальной
системы образования. Организация таких
конкурсов может осуществляться, например, по
следующему положению.
Проект
Положение о конкурсе муниципальных
инновационно-образовательных проектов
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение определяет
условия проведения конкурса и реализации
проектов, направленных на развитие системы
общего образования в городе.
1.2. Учредителем конкурса является администрация
города.
1.3. Автором проекта (далее Автор) могут быть:
граждане, проживающие в городе; творческие
коллективы; учреждения и организации всех форм
собственности.
1.4. В той мере, в какой проект представляет собой
объект авторского права, на него
распространяется действие соответствующих норм
гражданского законодательства.
1.5. Правовой основой конкурса муниципальных
инновационно-образовательных проектов является
положение "О муниципальном заказе".
2. Порядок проведения конкурса проектов.
2.1. Для участия в конкурсе Автор подает
письменную заявку в администрацию города.
2.2. Требования к оформлению заявки:
1. Титульный лист.
Ф.И.О. автора, название Автора (в соответствии со
свидетельством о регистрации), подающего заявку.
Юридический статус Автора (для организации).
Почтовый адрес (с индексом), номер телефона, факса,
адрес электронной почты (при наличии).
Руководитель проекта: Ф.И.О., должность, адрес,
телефон, факс, адрес электронной почты (при
наличии).
Бухгалтер проекта: Ф.И.О., должность по месту
работы, адрес, телефон, адрес электронной почты (при
наличии).
Срок выполнения проекта (количество месяцев).
Запрашиваемая сумма.
2. Краткая аннотация заявки
(не более 1 страницы).
Краткое изложение идеи проекта: цель, задачи;
ожидаемые результаты
проекта; аудитория, которая получит пользу от
проекта.
3. Сведения об авторе проекта
(не более 1 страницы).
Основные направления деятельности, опыт,
достижения и результаты в той сфере, на развитие
которой направлен проект.
4. Описание проекта
и его обоснование:
обоснование проблемной ситуации (какую проблему
будет решать проект, в чем ее причина, какова
ситуация в муниципальной системе общего
образования);
цели и задачи проекта;
исходные теоретические положения;
этапы проекта и план-график (мероприятия,
порядковый номер месяца) их выполнения,
прогнозируемые результаты по каждому этапу;
перечень учебно-методических разработок,
обеспечивающих программу проекта;
предварительные расчеты по кадровому,
экономическому, материально-техническому и
научному обеспечению эксперимента;
общая смета проекта и ее обоснование, источники
финансирования;
квартальные сметы;
средства контроля и обеспечения достоверности
результатов проекта;
долгосрочное влияние проекта, его значение для
развития муниципальной системы образования;
дальнейшее развитие проекта;
предложения по возможному распространению
результатов проекта при условии его окончания.
2.3. Оценку проектов осуществляют
экспертные группы. В состав экспертной группы
входят представители администрации города и (или)
структурных подразделений администрации,
депутаты, а также представители общественности.
Состав экспертной комиссии утверждается
постановлением мэра.
2.4. Экспертная группа правомочна вынести решение,
если в ее заседании принимает участие не менее 2/3
утвержденного состава.
2.5. Рассмотрение проекта проводится в два этапа.
На первом этапе в экспертную группу подаются
первые три документа (титульный лист, краткая
аннотация проекта, сведения об участниках
проекта), на основе анализа которых экспертная
комиссия делает вывод о соответствии проекта
приоритету развития системы общего образования
города и возможности его реализации. В случае
положительного решения экспертной группы автор
проекта получает приглашение к участию во втором
этапе.
На второй этап Автор представляет полный
комплект документов, указанных в пункте 2.2, на
основе анализа которых экспертная группа дает
окончательное заключение.
2.6. По результатам второго этапа экспертизы
оформляются протокол и заключение экспертной
группы. О принятых решениях экспертная группа
сообщает автору проекта.
2.7. Заключение подписывается всеми членами
экспертной группы с указанием особого мнения
членов группы, которые выразили несогласие с
принятым решением.
2.8. В заключении указывается целесообразность
реализации проекта, даются рекомендации о
содействии деятельности авторам проекта, а также
записываются предложения (в случае
необходимости) по кадровому, научному,
организационному, материально-техническому,
правовому и финансовому обеспечению
рассмотренного проекта.
2.9. В заключение также включаются обращения к
различным ведомствам и организациям о возможном
долевом участии финансирования работ, связанных
с реализацией проекта.
2.10. На основании положительного заключения
экспертной группы управление образования издает
приказ об утверждении программы проекта и сроков
его реализации. В случае необходимости издается
совместный приказ с другими структурными
подразделениями администрации города (культуры,
здравоохранения и др.). С Авторами проекта
заключается договор о реализации проекта.
2.11. В случае отрицательного результата
экспертизы заявки Автор проекта может подать
заявку в экспертную группу повторно, но не ранее
чем через год.
3. Условия реализации муниципального
инновационно-образоватального проекта.
3.1. Реализация проекта финансируется
управлением образования администрации города за
счет бюджетных средств, отпущенных на отрасль
"Образование" в соответствии с договором
между управлением образования и автором проекта.
Финансирование осуществляется поквартально в
соответствии с планом-графиком. Началом первого
квартала считается день подписания договора.
Первый платеж осуществляется в течение 10 дней
после подписания договора. Последующее
финансирование осуществляется поквартально
после утверждения содержательного и финансового
отчетов за предыдущий квартал, которые подаются
Автором не позднее 5 дней после окончания каждого
квартала.
Размер финансирования на квартал
устанавливается в соответствии с квартальными
сметами.
3.2. К финансированию проекта Авторы могут
привлекать дополнительные средства из других
источников.
3.3. Оценку хода реализации проекта и его
результатов проводит экспертная комиссия,
утверждаемая управлением образования. В состав
комиссии входят специалисты управления
образования, депутаты и представители
общественности.
Экспертиза проекта со стороны других органов
управления образования и ведомств не
допускается.
3.4. Финансирование проекта может быть
приостановлено в следующих случаях, если:
по мнению экспертной комиссии, цели проекта не
могут быть достигнуты;
в ходе реализации получены отрицательные
результаты;
Автором проекта нарушены законодательство или
условия договора.
Нарушениями условий договора, влекущими за собой
прекращение финансирования, являются:
непредставление в срок отчетов о выполненной
работе;
нарушения в бухгалтерском учете;
представление фальсифицированных документов
или информации;
использование средств проекта для расходов, не
утвержденных программой проекта.
В случае прекращения финансирования проекта все
неиспользованные средства должны быть
возвращены на счет управления образования, все
невыплаченные средства по проекту должны быть
аннулированы, а оборудование, приобретенное в
ходе реализации проекта, должно быть передано
управлению образования.
3.5. По завершении программы проекта и получении
положительных результатов управление
образования распространяет результаты в системе
общего образования города.
|