Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №46/2002


ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Симон СОЛОВЕЙЧИК

Будем совестливы

Представить себе невозможно, как, например, развивать в человеке совесть, какие действия производить для этого; но несомненно, что совесть сама развивается или, если так можно сказать, укрепляется, становится главным во внутреннем мире человека, коль скоро в классе меньше принуждения, больше творчества, лучше отношения – если все кругом честно.
Развитие совести непредставимо; но можно представить себе поле, в котором человек становится совестливым. Ведь если совесть – это общая правда, с которой мы все живем, правда внутри нас, то важно, откуда и как получает эту правду ребенок.
Для пробуждения (развития? формирования? укрепления? сохранения?) совести ребенок должен расти в максимально правдивой атмосфере. Правда – кислород воспитания. Я даже писал когда-то о правдообращении – человек впитывает правду из мира и поддерживает ее своею жизнью, передает ее другим.
Свобода невозможна без правды. Когда сегодня говорят, что нет свободы, то чаще всего имеют в виду недостаток правды. Делай что хочешь – свобода? Нет. Потому что нет правды.
Для отдельного человека свобода существует лишь в связке с совестью, для общества – в связке с правдой. Это понятно: у общества совести нет, как нет физического сердца; общественная совесть – это правда. Когда человека называют совестью народа – это означает, что он всегда говорит правду. Место это – народной совести – занять очень легко, надо лишь всегда говорить правду. Если говоришь ее в семье – совесть семьи. В школьном классе – совесть класса. На педсоветах – совесть школы.
Получается, что внутренняя свобода – это прежде всего свобода правды. Не просто правдивость или искренность, а вот это трудно передаваемое состояние правды. Свободный человек несет правду в себе, являет ее. Вокруг него свет правды – поэтому-то он так выделяется среди других, а не потому, что он свободно сидит, стоит, ходит, движется. Принято говорить о таких людях, что они служат правде; но они не служат, они свободны, они выражают ее. Свободными людьми поддерживается нравственность мира. Наша страна будет становиться все более нравственной с ростом числа свободных людей. А нынешние упреки в безнравственности и бездуховности неосновательны – какая же нравственность, какой дух, если нет свободы и свободных людей, нет свободного, то есть правдивого, слова?
Свобода не в том, что нет запретов; свобода в правде и совести – общественной правде и личной совести.
Учитель поддерживает, выражает правду и в том, чему он учит, и в отношениях с детьми – и тем, только тем позволяет детям жить по совести. Пробуждает ее в ребенке, а не усыпляет. Внешне это выражается в том, что он всегда справедлив.
Все это верно и понятно, если мы принимаем основной постулат: совесть – правда внутри нас. В мире есть правда, эта правда во мне – моя совесть. Совесть – не обыденная честность. Двадцатый век знал ужасных злодеев, которые действовали строго по своим убеждениям; они способны были и на подвиги злодейства ради своих убеждений. Они были субъективно честны, но совести не знали – отрицали высшую правду. Они были бессовестны, и не случайно они называли совесть химерой и хотели освободить людей от этой химеры – совесть и фанатизм несовместимы. А им нужна была фанатическая приверженность идее и идеологии. Еще в начале
60-х годов шел в нашей стране журнальный спор, что выше – совесть или партийность? Объявили, что партийность – выше.
Но все, что будто бы выше совести, то есть выше правды, безнравственно. Всюду, где пытаются построить жизнь не по совести, а по каким-то иным основаниям, даже если их и объявляют высшими, например вековой мечтой человечества, – там нет свободы.
Казалось бы, правда и совесть ограничивают движения и поступки человека, а значит, ограничивают безграничную свободу. Но тут мы подходим к таким глубоким основаниям человеческого духа, что обычные понятия становятся неприменимыми. Нечто такое происходит и в математике, когда дело доходит до бесконечностей: одна бесконечность плюс еще одна – это сколько? Одна бесконечность.
Так и с понятием "свобода": свобода и правда – две бесконечности, составляющие одну. Поэтому жизнь по правде, или жизнь по совести, что одно и то же, и есть единственно возможная свободная жизнь.
Общая, единая, единственная на всех правда и существует в мире в виде совести всех людей и каждого в отдельности, подобно тому как единый язык народа живет – если оставить в стороне книги – в языке каждого человека, говорящего на этом языке.
Совесть – способ существования правды в человеке; справедливость – способ существования ее в обществе. Мы чувствуем правду в себе как совесть и в своем окружении – как справедливость. Правда есть всегда, а реальной справедливости может и не быть, мы сами утверждаем ее своей жизнью. И совесть есть в каждом, но не каждый живет по совести, не каждый совестлив. Вертикаль "правда – совесть" есть и без нас, а горизонталь "справедливость – совестливость" требует наших нравственных и педагогических усилий, которые даются нам тем легче, чем сильнее верим мы в существование правды и совести.
Так и получается, что педагогические усилия, направленные на другого, невозможны без усилий нравственных, направленных на себя.
Подставьте вместо слова "правда" слово "свобода" – будет то же самое.
Тут и ответ на вопрос, как воспитать внутренне свободного человека: будем совестливы, будем поддерживать справедливость в классе и в школе – и дети наши вырастут свободными людьми.
Боюсь, что другого, более простого ответа нет.

Колонка Симона Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы». Книгу можно заказать непосредственно в редакции. Для этого необходимо прислать письменную заявку на адрес редакции (в любой форме), с указанием количества экземпляров и обратного адреса.
Стоимость книги с учетом доставки – 46 руб. По вопросам оптовой закупки: тел. 249 28 77.

Рейтинг@Mail.ru