Симон СОЛОВЕЙЧИК
Будем совестливы
Представить себе невозможно, как,
например, развивать в человеке совесть, какие
действия производить для этого; но несомненно,
что совесть сама развивается или, если так можно
сказать, укрепляется, становится главным во
внутреннем мире человека, коль скоро в классе
меньше принуждения, больше творчества, лучше
отношения – если все кругом честно.
Развитие совести непредставимо; но можно
представить себе поле, в котором человек
становится совестливым. Ведь если совесть – это
общая правда, с которой мы все живем, правда
внутри нас, то важно, откуда и как получает эту
правду ребенок.
Для пробуждения (развития? формирования?
укрепления? сохранения?) совести ребенок должен
расти в максимально правдивой атмосфере. Правда
– кислород воспитания. Я даже писал когда-то о
правдообращении – человек впитывает правду из
мира и поддерживает ее своею жизнью, передает ее
другим.
Свобода невозможна без правды. Когда сегодня
говорят, что нет свободы, то чаще всего имеют в
виду недостаток правды. Делай что хочешь –
свобода? Нет. Потому что нет правды.
Для отдельного человека свобода существует лишь
в связке с совестью, для общества – в связке с
правдой. Это понятно: у общества совести нет, как
нет физического сердца; общественная совесть –
это правда. Когда человека называют совестью
народа – это означает, что он всегда говорит
правду. Место это – народной совести – занять
очень легко, надо лишь всегда говорить правду.
Если говоришь ее в семье – совесть семьи. В
школьном классе – совесть класса. На педсоветах
– совесть школы.
Получается, что внутренняя свобода – это прежде
всего свобода правды. Не просто правдивость или
искренность, а вот это трудно передаваемое
состояние правды. Свободный человек несет правду
в себе, являет ее. Вокруг него свет правды –
поэтому-то он так выделяется среди других, а не
потому, что он свободно сидит, стоит, ходит,
движется. Принято говорить о таких людях, что они
служат правде; но они не служат, они свободны, они
выражают ее. Свободными людьми поддерживается
нравственность мира. Наша страна будет
становиться все более нравственной с ростом
числа свободных людей. А нынешние упреки в
безнравственности и бездуховности
неосновательны – какая же нравственность, какой
дух, если нет свободы и свободных людей, нет
свободного, то есть правдивого, слова?
Свобода не в том, что нет запретов; свобода в
правде и совести – общественной правде и личной
совести.
Учитель поддерживает, выражает правду и в том,
чему он учит, и в отношениях с детьми – и тем,
только тем позволяет детям жить по совести.
Пробуждает ее в ребенке, а не усыпляет. Внешне это
выражается в том, что он всегда справедлив.
Все это верно и понятно, если мы принимаем
основной постулат: совесть – правда внутри нас. В
мире есть правда, эта правда во мне – моя совесть.
Совесть – не обыденная честность. Двадцатый век
знал ужасных злодеев, которые действовали строго
по своим убеждениям; они способны были и на
подвиги злодейства ради своих убеждений. Они
были субъективно честны, но совести не знали –
отрицали высшую правду. Они были бессовестны, и
не случайно они называли совесть химерой и
хотели освободить людей от этой химеры – совесть
и фанатизм несовместимы. А им нужна была
фанатическая приверженность идее и идеологии.
Еще в начале
60-х годов шел в нашей стране журнальный спор, что
выше – совесть или партийность? Объявили, что
партийность – выше.
Но все, что будто бы выше совести, то есть выше
правды, безнравственно. Всюду, где пытаются
построить жизнь не по совести, а по каким-то иным
основаниям, даже если их и объявляют высшими,
например вековой мечтой человечества, – там нет
свободы.
Казалось бы, правда и совесть ограничивают
движения и поступки человека, а значит,
ограничивают безграничную свободу. Но тут мы
подходим к таким глубоким основаниям
человеческого духа, что обычные понятия
становятся неприменимыми. Нечто такое
происходит и в математике, когда дело доходит до
бесконечностей: одна бесконечность плюс еще одна
– это сколько? Одна бесконечность.
Так и с понятием "свобода": свобода и правда
– две бесконечности, составляющие одну. Поэтому
жизнь по правде, или жизнь по совести, что одно и
то же, и есть единственно возможная свободная
жизнь.
Общая, единая, единственная на всех правда и
существует в мире в виде совести всех людей и
каждого в отдельности, подобно тому как единый
язык народа живет – если оставить в стороне
книги – в языке каждого человека, говорящего на
этом языке.
Совесть – способ существования правды в
человеке; справедливость – способ существования
ее в обществе. Мы чувствуем правду в себе как
совесть и в своем окружении – как справедливость.
Правда есть всегда, а реальной справедливости
может и не быть, мы сами утверждаем ее своей
жизнью. И совесть есть в каждом, но не каждый
живет по совести, не каждый совестлив. Вертикаль
"правда – совесть" есть и без нас, а
горизонталь "справедливость – совестливость"
требует наших нравственных и педагогических
усилий, которые даются нам тем легче, чем сильнее
верим мы в существование правды и совести.
Так и получается, что педагогические усилия,
направленные на другого, невозможны без усилий
нравственных, направленных на себя.
Подставьте вместо слова "правда" слово "свобода"
– будет то же самое.
Тут и ответ на вопрос, как воспитать внутренне
свободного человека: будем совестливы, будем
поддерживать справедливость в классе и в школе –
и дети наши вырастут свободными людьми.
Боюсь, что другого, более простого ответа нет.
Колонка Симона Соловейчика
публикуется по материалам сборника «Воспитание
школы». Книгу можно заказать непосредственно в
редакции. Для этого необходимо прислать
письменную заявку на адрес редакции (в любой
форме), с указанием количества экземпляров и
обратного адреса.
Стоимость книги с учетом доставки – 46 руб. По
вопросам оптовой закупки: тел. 249 28 77.
|