Александр АДАМСКИЙ
Выживет ли единый экзамен
6–7 декабря в Москве пройдет съезд
ректоров России. Это единственная
профессионально-общественная организация,
которая по своему влиянию и возможностям
определять образовательную политику не уступает
Министерству образования.
Поэтому интерес к съезду большой, да и
последствия могут быть самые серьезные. Тем
более что на 10 декабря, по информации из аппарата
Госдумы, назначены парламентские слушания
“Итоги второго года эксперимента по Единому
государственному экзамену и государственному
именному финансовому обязательству”, на которых
решения съезда ректоров могут стать основой
парламентской позиции по вопросу модернизации
системы образования России.
К сожалению, мы вынуждены признать, что основная
проблема модернизации системы образования – это
НЕ модернизация Министерства образования.
Думаем, что менять систему, не меняя хоть в какой-то
степени орган управления этой системой, –
напрасный труд.
Забегая вперед, скажем, что основным результатом
такой попытки стало общественное отторжение
инициатив ведомства уже независимо от
содержания этих инициатив. Критическая масса
общественно неприемлемых министерских
нововведений создала в обществе психологическое
отторжение любых перемен в образовании. Почти
еженедельные объявления о намерениях крупных,
радикальных изменений, провозглашение
крупномасштабных экспериментов с невидимыми не
то что результатами – с невидимыми целями,
настойчивое продавливание антидетских проектов,
таких как 12-летка, – все это привело к тому, что в
общественном сознании сформировалось
устойчивое негативное отношение к
образовательным переменам.
У граждан нет возможности скрупулезно
разбираться, какая инициатива исходит от
министерства, а какая – от учителей. Раздражение
и негатив настолько сильны, что само упоминание
об инновационных проектах в образовании
вызывает недоверие. Уже стало хорошим тоном в
прессе и на телевидении подтрунивать и над
экспериментами в образовании.
Лидеры модернизации обычно нелестно отзываются
об учителях-новаторах эпохи перестройки,
иронично оценивают их идеи и замыслы. Но позволю
себе напомнить, что в середине и в конце 80-х годов
общественное признание деятелей образования,
решившихся на изменение школы, было таким мощным,
что его вполне можно назвать всенародным.
Телевизионные встречи в Останкине с Шаталовым,
Амонашвили, Щетининым, Ильиным транслировались в
самое престижное время и приковывали к себе
внимание всей страны.
Есть такое признание и восхищенное внимание к
идеям современных реформаторов школы?
Наоборот – полное отторжение.
И самое печальное, что из-за пены 12-летнего
обучения, поспешного внедрения модных
компетентностей и профилей, из-за пренебрежения
к модернизации школьной экономики, из-за
мифического широкомасштабного эксперимента,
безответственной провокации с внедрением
учебного предмета “православная культура”,
шараханий с системой отметок, – из-за всего этого
стало возможным, в ряду со всем этим,
дискредитировать самую важную часть
модернизации – ЕГЭ.
У противников Единого государственного экзамена
изначально практически не было аргументов.
Коррупция в вузах запредельная, негативное
влияние двойного экзаменационного стресса на
ребенка очевидно, невозможность для детей из
глубинки попасть в хороший университет тоже
очевидна, да и отставание российского высшего
образования от требований бизнеса, который хочет
конкурировать на рынке, хоть еще и не так
очевидно, но уже оформляется.
И все трудности, связанные с переходом на ЕГЭ,
тоже известны и предсказуемы: и пока низкий
уровень тестов, и вообще проблема тестирования, и
большое количество организационных трудностей
– все это вполне объяснимо, хоть и не снимает
ответственности со взрослых за те трудности,
которые приходится переносить детям в условиях
эксперимента.
Но теперь, когда ЕГЭ попало в один ряд с
нововведениями (подчас абсурдными), когда в
обществе сформировалось раздражение против
инициатив ведомства, когда только большими
усилиями самих ректоров и руководителей
регионов можно продвинуть Единый
государственный экзамен, – в этот самый момент
съезд ректоров может легко похоронить эту идею.
Потому что отдать право определять уровень
подготовки абитуриента машине, вместо того чтобы
самим решать, кто готов учиться в вузе, а кто нет,
– это значит лишиться права на экзаменационную
ренту, на подготовительные курсы, на
репетиторство, на возможность “решать вопросы”,
используя право принимать или не принимать
ребенка в вуз.
Кроме того, тревога ректоров об утрате
первенства в образовании, о том, что вузы, только
отбирая себе “достойный материал” , могут
хорошо готовить кадры для народного хозяйства, –
на самом деле попытка лишить гражданина права на
образование. Потому что если такое право у
гражданина России есть, то его нельзя
ограничивать уровнем образования.
Право пойти в детский сад ничем не отличается от
права записаться в вуз. Это от бедности и
стремления регулировать элиту в своих интересах
государство ввело испытательный экзамен для
абитуриентов. Каждый из нас знает две вещи:
результат вступительных экзаменов никак не
связан с успехами в вузе; успеваемость в вузе
почти никак не связана с успехами в профессии.
Более того: большинство успешных людей в России
добились результатов вовсе не по той
специальности, по которой они окончили вуз.
...Гекльберри Финн однажды сказал: “И никакая
школа не помешает мне получить образование”.
Школа, может, и не помешает, а вуз – может.
|