Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №44/2002


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Сельский пиар, или Школа – моя жизнь

Ирина Студицких, директор Романовской сельской школыСреди слушателей второго потока, съехавшихся из Екатеринбурга и области на курсы повышения квалификации в гимназию “Корифей”, оказалась замечательная женщина – Ирина Викторовна СТУДИЦКИХ, директор Романовской сельской школы Серовского района. Почему замечательная? Потому что сразу, почти не отдышавшись после долгой дороги, начала страстно говорить о перспективах развития сельских школ, о ценном потенциале, который надо сохранять и поддерживать. И это на фоне общего скепсиса аудитории, поставившей образованию в российской глубинке практически безнадежный диагноз: кадров нет, народ разбегается, хозяйство развалено, полный регресс и болото. Мол, “рожденный ползать летать не может”...
А на следующий день, когда все разбились по проектным группам и занялись разработкой различных форм социального позиционирования образовательных учреждений, Ирина Викторовна поделилась своим опытом по “вытаскиванию” школы – опытом стоическим и вместе с тем жизнеутверждающим.
Мы учим руководителей коммуникативным технологиям, даем им в руки – и поселяем в головах – механизмы продвижения целей и ценностей образования. И вот смотрите: в маленьком селе Романово живет и делает свое дело человек, выстрадавший и буквально выносивший эти самые технологии – не в процессе чтения импортных пособий по PR, а в ежедневном преодолении непреодолимых преград. В советские времена эта история идеально легла бы в основу телевизионного фильма или “огоньковского” очерка; сейчас позитивный материал как-то не в моде, однако я просто не могу не предложить читателям это интервью.

Мария КАЛУЖСКАЯ: Ирина Викторовна, было очень интересно слушать ваш рассказ, как вы свою школу спасали, как родителей в нее “затягивали”. Пожалуйста, повторите еще раз – самое важное и памятное.

Ирина СТУДИЦКИХ: В ноябре прошлого года мне предложили стать директором – в самый критический момент, когда школа фактически оказалась разморожена. Возникла угроза, что уроки прекратятся: СЭС нас постоянно закрывала. Учились ребята уже по два с половиной месяца в году, а ведь у нас выпускники, душа за них болела: ребята талантливые, надеялись на поступление. И мы приняли решение: будем спасать школу. В ночную смену ставили обогреватели, как-то температуру поднимали, а днем занимались; уроки были по 30 минут, поэтому старались давать больше творческих заданий. С учебником-то и дома можно посидеть. Вот так, творчески, мы программу и освоили...
Дальше я стала думать: ну хорошо, год перетерпели, а ведь будет следующий. Пошла по чиновникам, предпринимателям, депутатам, проявила настойчивость – и мне действительно помогли: глава района, его замы (Бурков Владислав Васильевич, Потапов Сергей Алексеевич, Лапшина Ирина Геннадьевна). Составили смету, пробили в области. А ведь нас совсем закрывать хотели – возите детей в Сосьву за 25 километров, зачем нам в вашу школу на полтораста человек такие деньги вбухивать!..
И вот летом, в июне, к нам должны были уже пойти деньги на ремонт – и нет их, и нет. Стали перечислять уже в августе, когда учебный год на носу. А здание у нас большое, рассчитанное еще и на окрестные деревни, – его за две недели до ума не доведешь... Остался единственный выход – опять идти на поклон к администрации, к спонсорам разным, в пожарном порядке помощи просить. Конечно, принимают по-разному, где-то просто выставляют; но мы стараемся не с протянутой рукой прийти, а с конкретным предложением. И нашлись фирмы, которые помогли: бесплатно дали материалы СТКС “Тагил” – конечно, в долг, в счет будущих платежей. Но на демонтаж системы деньги не спускались совсем – и мне пришлось привлечь родителей.

М.К.: Да, и сделали вы это очень решительно...

И.С.: Вообще-то костяк будущей бригады составили мужья наших учительниц, но их было слишком мало – десять человек всего. И вот весной я решила созвать родительскую конференцию, чтобы все до одного явились – иначе уроков не будет, и все! Сначала отцов пришло мало, всего шестеро; я занятия приостановила, пока все 165 семей не собрались. Вышла перед ними и сказала: “Мы осенью школу не откроем, хоть режьте меня, жалуйтесь куда хотите – в министерство, в Москву... Нет средств, и все тут! Без вас я все равно ничего не смогу. Конечно, есть педагогический коллектив, но ведь это женщины: не смогут они десятисекционные батареи таскать, промывку делать...”
Каждому классному руководителю пришлось с каждым родителем раз по пять – десять пообщаться; потом я еще сама всех обошла. Прихожу и спрашиваю: “Хотите, чтобы ваш сын в своем селе учился?.. Не хотите – пожалуйста, поселок за 25 километров! Возите зимой, осенью, весной, а у нас река разливается и по два-три месяца мы отрезаны вообще от мира! Будут наши ребята в интернате холодном сидеть...”
Когда мы заменили все батареи, промыли всю систему, приехала фирма “Аква+”. Отнеслись они к нам, как только родители могут относиться к детям. Работали весь световой день, да еще и ребятам из коррекционных классов подарки привезли: одежду, обувь...
От всего сердца надо было всех поблагодарить, отметить, чтобы люди поняли: важнейшее дело сделали, просто трудовой подвиг!.. К началу учебного года огромный плакат повесили: “ВИВАТ, РОДИТЕЛИ!!” Каждый увидел. Потом на осенней конференции каждому грамоту вручили, поздравили, руку пожали. И в прессе осветили: есть у нас в районе такая газета – “Глобус”, там статью опубликовали. И еще отдельная, третья благодарность: подготовили всем отцам благодарственные письма, а вручала я прямо на предприятиях, при начальстве, чтобы руководитель был в курсе и чтобы потом работника тоже поощрил.

М.К.: Таким было героическое трудовое начало. А дальше как, не отвернулись родители от вас? Вроде поработали – и хватит...

И.С.: Нет, не отвернулись, потому что не дали мы им, увлекли, втянули в школьную жизнь. У нас такой порядок: если идут школьные спортивные соревнования, побеждает тот класс, где родителей больше пришло и вместе с детьми поучаствовало. А ребята очень любят играть с родителями. Уже традиционными стали футбольные бои – папы против сыновей. Мы снимаем видеокамерой, а потом показываем: смех такой стоит! Каждый год проводятся школьные олимпийские игры: состязаются команды родителей, учителей, учеников.

М.К.: А ведь учителя, наверное, немолодые?

И.С.: Средний возраст – 46, но участвуют почти все. В волейбольной команде играют женщины под пятьдесят. А кто постарше, те в хоре поют. Хор у нас в районе известный, петь в нем престижным считается – и у нас там все вместе: и дети, и взрослые, и родители. С 3-го класса дети поют, а когда школу оканчивают, даже если в областном центре учатся, – все равно приезжают и участвуют. Репертуар русский народный, много местного, уральского фольклора.

М.К.: И что, все так вот дружно и добровольно участвуют в жизни школы?

И.С.: Ну нет, конечно, не все и не сразу. И нажимать тоже приходилось, и убеждать, жестко иногда действовать. Четверых детей я самолично отвезла в приют. А что делать? Родители пьют-гуляют, в доме ни куска хлеба, один самогон... Но это безнадежные случаи, а если просто отцы, скажем, отлынивают, у меня другие подходы есть. Вот день пенсионера в поселке провели: собрали стариков в школе, чай, печенье, тортики; дети концерт подготовили, на видеокамеру все засняли. А кто не может прийти, тех я сама обошла – каждого, с угощением. И с каждым поговорила... Потом эти бабули сыновей своих застыдили: я ведь ходила к тебе на собрания, на субботники, так почему ты не можешь ради своего родного дитя школе своей помочь? Вот так почти всех и собрали... Особенно приятно, когда ничего вперед не просишь, а отец какой-нибудь сам приходит: “Что сделать?”

М.К.: А ведь школа действительно с богатой историей.

И.С.: Школе 265 лет – это одна из старейших школ в области. Мы круглую дату, конечно, отмечали. Мне очень понравилось, как в 1997 году прошел вечер выпускников. Сначала взяли с ребятами карту России и расставили флажки везде, где учатся и работают наши выпускники. А потом стали адреса искать, списываться, созваниваться; стали всю историю поднимать – что с каким выпуском было, какие события происходили, какие учителя преподавали, даже ЧП всякие и смешные случаи – все собирали. И послали всем приглашения и специальные задания: вспомнить и рассказать о самом ярком школьном событии. Многие, кто не смог приехать, эти рассказы в письмах прислали, а еще фотографии, приветы, благодарности. Представляете, шестьдесят человек со всей России съехалось! Мы для них такое представление сделали – по эпохам: поставили, например, небольшую сценку “церковно-приходская школа”, потом сценку “школа в революционные годы”, где батюшку изгоняли, потом комсомол, пионерию; показали, сколько наших поселковых ребят на фронт ушло, кто вернулся, кто нет...
И теперь уже, после этой встречи, выпускники наши сами пишут, звонят и спрашивают: “А когда снова увидимся?” И теперь каждый год такие слеты проводим, тут организаторы – старые учителя, они прямо с 1-го сентября начинают готовить праздник, письма составлять...

М.К.: И дети тоже участвуют?

И.С.: А как же! Дети все представление готовят, газеты делают, на письма отвечают. У нас еще орган детского самоуправления есть, называется “Эдельвейс” – в смысле достижения чего-то высокого и прекрасного. Есть школьная республика, министерства, выборные должности; каждый выполняет свою работу. Вот в этом году “правительство” наше детское пришло ко мне и говорит: “Мы хотим устанавливать контакты с молодежными организациями”. Собрали информацию, дали ребятам на изучение; их заинтересовали несколько программ – к примеру, православная; особенно спортивный раздел и история культуры. Они подготовили обращения, разослали; пока откликнулась и приехала только молодежная организация “Единой России” из Серова. Предложили нам включиться во всероссийскую программу “Если бы я был президентом”.

М.К.: Есть ли в селе молодые семьи, дети, т.е. потенциальные первоклассники? Иными словами, каковы демографические перспективы для Романовской средней школы?

И.С.: Будущие первоклассники есть, но совсем немного. Лет 5–8 мы продержимся, а потом придется выживать только какими-то придумками, проектами интересными, чтобы из окрестных сел к нам народ ехал.

М.К.: Ну вот, выходит, что и в стране ситуация невеселая, и в селе детей мало... В чем тогда источник вашего оптимизма, “мыс доброй надежды”?

И.С.: Конечно, надежда есть, и связываю я ее с нашей сельхозакадемией, организацией сельхозклассов, чтобы съезжались ребята со всего района – у нас ведь интернатский корпус есть. Еще я планирую наладить взаимодействие с Нижнетагильским педагогическим институтом, с Серовским педагогическим колледжем, чтобы готовить кадры себе, в Романово. У нас же проблема: учителя стареют, обновления кадров нет. Хотя бы выездные сессии здесь устраивать, лектории, чтобы ребята видели других людей, вузовских преподавателей, чтобы уровень свой могли оценить. Можно и для населения нашего “культпросвет” устроить, и педагогов своих подтянуть.

М.К.: Получается, что школа ваша – настоящий культурный центр для поселка?

И.С.: Получается так. У нас вообще нет отдельного плана школьных мероприятий – только совместно с клубом, с правлением. В поселке 600 человек, прикиньте сами: больше половины – или наши ученики, или родители, или учителя. Поселковые праздники – они же школьные, и наоборот. Потом, к нам из сосьвинского Дворца культуры приезжает директор – Терлецкий Виктор Петрович, очень хороший человек, заслуженный деятель культуры. Он у нас танцевальным коллективом руководит. Приезжает каждую неделю, а я ему и говорю: “Вы что же за такую никчемушную плату к нам, в забитое далекое село, каждый вторник приезжаете?” А он отвечает: “А я не за плату. Мне нравится с вашими детьми работать: они у вас открытые, неиспорченные, самые гибкие и нормальные...” Музыкальный руководитель хора у нас тоже приезжает из Сосьвы – то есть это люди, которым просто нравится у нас. Деньги-то мизерные. А наше дело – пригласить лишний раз на праздники, порадовать людей, попотчевать, отблагодарить теплыми словами. Больше ничего не надо...

М.К.: А есть ли очевидные, так сказать, доступные статистике и учету результаты? Скажем, куда идут ваши выпускники?

И.С.: У нас многие в вузы поступают – больше половины. В Екатеринбург, в Тагил, в Серов. В этом году одна девочка, совсем не медалистка, в Медицинскую академию поступила; в УПИ двое поступили, в Нижнетагильский педагогический институт. А всего-то их у нас восемь выпустилось. Ну мы, конечно, помогаем как можем: в губернаторскую программу для сельских школ включаем. Это так приятно, когда наши ребята в областном центре хорошо поступают, находят свое место. Одно плохо: нет здесь никакого производства, специалистами они к нам не вернутся. Только на практику приезжают да погостить... Надеемся, что хоть учителей обратно притянем, надо придумать зацепки для них какие-нибудь.

М.К.: Сюда, в “Корифей”, на эту программу что вас привело? Какие задачи хотите решить, каких целей достигнуть?

И.С.: Конечно, мне нужны вот эти коммуникативные технологии, чтобы привлечь не только родителей и выпускников, а все возможные средства, чтобы помочь нашей школе. Иначе она просто вымрет. И я уже для себя наметила, что должна делать, шаг за шагом. Когда приеду на следующий семинар, или поделюсь своими успехами, или буду выяснять, почему, что не получилось, в чем просчет.

М.К.: Вы не думали о том, чтобы создать проект по результатам и планам своей работы, предложить его, скажем, областному министерству или фондам, поддерживающим образовательные программы?

И.С.: У нас была очень старая программа развития школы. Сейчас мы создали новую, тема называется “Гуманизация пространства детства”, потому что пространство детства – это и школа, и мир вокруг нее, и родители, и дети. Тем более что мир наш очень маленький и в наших силах сделать его добрей и уютней. И вот, я думаю, отталкиваясь от этой программы, можно было бы что-нибудь предложить.

М.К.: И последний вопрос – о вашей личной истории. Как вы стали директором Романовской школы?

И.С.: Я не педагог, окончила Днепропетровский институт железнодорожного транспорта, потом строила мосты по трассе “Свердловск – Серов”. Карьера шла в гору, я уже через три года после института работала начальником производственного отдела, получила квартиру в Нижнем Тагиле, но там загазованность, вредные выбросы. И так случилось, что ребенку моему в восьмимесячном возрасте поставили диагноз “бронхиальная астма” и сказали, что нужно все бросить и уехать в самое тихое село, если мне дорога его жизнь... Вот и пришлось переехать в Романово. Работы по специальности там, понятно, не было; сначала я вела кружок при школе, потом учителем стала. Ну а когда проблемы в школе начались, народ ко мне обратился: все знают, что я просто не могу бросить то дело, за которое взялась.

М.К.: И вот теперь, спустя столько лет после смысложизненного решения, как вы считаете – ваша жизнь состоялась? Мосты не построены, карьера не сделана... или?..

И.С.: Как же не построены? У каждого они свои, мосты... Живя в селе, я смогла получить второе образование, стала социальным педагогом, собрала вокруг себя хороших людей, двоих детей вырастила... Сейчас школа – мое главное призвание, это просто жизнь моя. И больше ничего не надо.

Беседовала Мария КАЛУЖСКАЯ

Рейтинг@Mail.ru