Симон СОЛОВЕЙЧИК
Свободные не выносят гнета
МОЖЕТ БЫТЬ, мы подберемся к пониманию
внутренней свободы, если вспомним, что когда-то в
России существовали свободные сословия –
свобода давалась по наследству каждому, кто
происходил из свободных, благородных сословий. С
середины XVIII века дворяне были освобождены от
обязанности служить, дворяне не платили подати (налоги
взимались лишь с податных сословий), ну и, конечно
же, были освобождены от телесных наказаний.
Свобода по наследству, свобода для благого рода,
свобода и благородие, благородство: “Ваше
благородие...”
Свобода для благородных. Свобода – состояние
свободы – как генетическое явление.
Может быть, потому мы так редко встречаем
внутренне свободных людей, что это качество
передается по наследству, идет от древних родов?
Я ничего не утверждаю, я высказываю
предположения, предлагаю материал для
обдумывания.
Лев Толстой гордился тем, что несколько
поколений его предков учились ни для чего – во
всяком случае, не для того, чтобы занять место в
жизни. Место в жизни им было не нужно, оно у них
было от рождения: они рождались графами. Граф не
может не быть свободным. Толстого нисколько не
заботило, что он не окончил университета.
Вот это учение ни для чего, вот эта независимость
от места в жизни – обязательная черта внутренне
свободного человека. Я видел нескольких человек,
исключенных из института или бросивших его, –
для одних трагедия (и всегда трагедия для
родителей), для других – ничего не значащее
обстоятельство.
Свободен от поисков места в жизни большой ученый,
художник, реже (не знаю почему) – писатель.
Свободен человек, завоевавший имя, мастер,
крупный специалист – люди, которые могут
позволить себе все, которые ничего не станут
делать ради выгоды, или карьеры, или признания,
или продвижения. Про них часто говорят: “не от
мира сего”.
Внутренне свободный человек всегда хоть немного
не от мира сего, он в каком-то смысле непрактичен,
не задавлен прозаической жизнью.
Я встречал таких людей: они поразительно легко
справляются с бытовыми проблемами или обходят их,
не придавая значения удобствам и достатку.
Все замечают, что сейчас происходит расслоение
общества на богатых и бедных; менее заметно
происходящее на наших глазах разделение на
свободных и несвободных людей. Не знаю, отчего
это, по какой грани, по какому принципу и кто
проводит черту, но это факт, хоть и не
подтвержденный социологическими опросами: все
больше встречается свободных, независимых,
гордых мальчишек, я постоянно встречаю их. У них
много проблем, но нет гнетущих забот – они
относятся к заботам свысока. Может быть, это
свобода молодости? Может быть, они вроде западных
хиппи, прогулявших юные годы на свободе, а потом
ставших вполне благонамеренными чиновниками и
торговцами?
Скорее всего так: именно неозабоченная молодость
получает свободу как бы по наследству; не дети, а
молодые люди – привилегированное сословие в
нормальном государстве.
Ну как студенты: студенты всегда же были вольными
людьми – со средних веков, когда существовало
сословие бродячих студентов.
Бродячий студент, не привязанный к своему
университету, свободно выбирающий профессора...
Странным образом наши студенческие строительные
отряды с их жесткой дисциплиной и тяжелым трудом
несли в себе этот элемент бродяжничества и
свободы... В них были риск, вызов, освобождение от
профессорского гнета, перемена цены: на стройке
ценился не тот, кто ценился на семинаре.
Вот что школа должна давать, об этом писал и
Сухомлинский, – возможность проявить себя, чтобы
постоянно путались ранжирные карты: в учении
первый – этот, в спорте – этот, в школьном театре
– этот, в самоуправлении – этот.
Первенство приносит освобождение. Если
подросток не находит возможности ни в чем стать
первым, он в поисках внутренней свободы уходит на
улицу. Школа угнетает его, а гнет выносят не все, и
самые ценные для общества люди – именно те, кто
не выносит гнета.
Вот и еще один признак внутренне свободного
человека – он не выносит гнета. Он спокойно
подчиняется обстоятельствам, не бунтует, но
гнета – нет, не выносит. Давлению не поддается.
Силой его ничего не заставишь делать.
А мы приучаем детей подчиняться силе. Не школьным
правилам, не школьному порядку, а именно силе:
“Не хочешь – заставим”. Мы даже заставляем
уважать по насмешливой пушкинской строке: “Он
уважать себя заставил...” Но там-то шутливо, а мы-то
всерьез: “Я тебя заставлю уважать старших... Как
стоишь?”
Заставим – но сломаем.
Сколько таких школ, которые славятся умением
ломать детей!
Обуздывать непокорных, родившихся с талантом
свободы. Свободные от рождения вынуждены все
терпеть – двойное унижение. Унижена личность,
унижена свобода в личности.
Не такая ли у вас школа, читатель-учитель?
ШКОЛЕ ДАВАЛИ ЗАКАЗ на формирование таких-то и
таких-то людей, школа отвечала: “Есть” – и
принималась за ваяние. С первого класса сиди
прямо, руки на парте, локотки не выступают за край
парты, рта не раскрывай, на соседа не смотри –
смотри на учительницу. При входе взрослого
вставай и приветствуй его молча легким наклоном
головы. Пиши, отступив три клеточки от края
тетрадной страницы.
Главным словом советской официальной педагогики
было “формирование”. Формирование полезных
навыков, формирование чувства патриотизма,
формирование трудолюбия – что хотим, то и
сформируем.
Абсолютная вера во всесилие педагогики. Нет
плохих детей – есть плохие учителя. Каждого
можно обучить чему угодно, и из каждого можно
сделать что угодно. Формировать – лепить.
Писатели – инженеры человеческих душ, педагоги
– ваятели детских душ.
|