Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №43/2002


В РЕГИОНАХ

Александр АДАМСКИЙ

Виктор ДОРОШОК:
«Я люблю инициативных людей»

Усть-Илимск – город небольшой, всего сто тысяч жителей. Но проблем у горожан и у мэра Виктора ДОРОШКА здесь ничуть не меньше, чем в любом мегаполисе.
Сто тысяч жителей, один мэр, много проблем...
А мэрия, или Белый дом, хотя он в Усть-Илимске из красного кирпича, – здание, известное любому человеку. Известное и доступное. В смысле – никакой охраны там нет. Заходи кто хочешь: на входе у тебя никто не потребует паспорта. Открытая система, все основано на доверии. Свободно можно войти к мэру, обсудить с ним волнующие тебя вопросы и так же спокойно уйти. Почему «спокойно»? Потому что заранее знаешь, что мэр не оставит твои проблемы без внимания и обязательно постарается что-нибудь сделать. Может, поэтому люди доверяют ему?.. Вот и думай, то ли это демократия, то ли особая педагогика...

– Вы были переизбраны мэром на второй срок. Учителя радуются – зарплату стали вовремя выплачивать!.. Говорят, до вас дела в системе образования (да и не только в системе образования) были совсем плохи и педагогам приходилось выпрашивать по 50 рублей, чтобы хоть как-то прожить. Кроме того, я знаю, что вы пришли во власть из производственной сферы, можно сказать, что из рабочих. Скажите, почему тогда в первую очередь вы взялись за образование?
– Мэром я быть не собирался. Во-первых, я понимал, что это неблагодарная работа. Во-вторых, на производстве для меня давно уже все стало ясно и понятно. Когда меня избрали мэром, а это произошло в 1997 году, я – в душе производственник – понимал, что прежде всего я отвечаю за бюджетную сферу. Разгребать все пришлось с самого начала, потому что заработная плата бюджетникам не была выплачена за девять месяцев, пенсионеры не получали пенсию шесть месяцев, а на лесопромышленном комплексе с выплатой зарплаты вообще не торопились – задолженность висела за полтора года. Как решить этот вопрос, я знал. Надо было заставить всех налогоплательщиков платить налоги и сделать так, чтобы заработали промышленные предприятия. А уж когда заработали предприятия, жизнь стала налаживаться.
Вообще-то образовательная среда мне очень близка: у меня мать всю жизнь проработала педагогом в школе. И я считаю так: если не развивать образование, у города нет будущего. Среди работников образования я увидел инициативных руководителей, которые поначалу были инициаторами и забастовок, и голодовок. Поэтому мы сразу с ними договорились: невыполнимое с меня не требовать, я не привык обещать и не выполнять. Постепенно они перешли на мою сторону, видя, что ситуация изменилась в корне. А забастовочные комитеты, организованные прежде, никому не были на руку: ни администрации города, ни самим учителям, ни школьникам, хотя в городе творился хаос. К концу 1998 года положение изменилось. Мы стали выплачивать зарплату, частями – по пять, по шесть раз в месяц. В скором времени зарплату стали выплачивать регулярно, шестого числа каждого месяца, без задержек. Пусть она была небольшая, но люди могли как-то считать свой бюджет, ездить в отпуска – до этого никто даже и не думал об этом: денег-то не было. А Усть-Илимск находится на севере Иркутской области, у нас лето на месяц короче, чем в Иркутске, следовательно, отопительный сезон на месяц больше.
Жизнь города зависит от градообразующего предприятия. Он остановился – город замер. И получалось, что мелкий и средний бизнес в бюджете города составлял всего 3 %. А на сегодняшний день – более 50 %. Жители города это почувствовали: и торговля оживилась, и у людей появился доход – они стали лучше одеваться, питаться. В Усть-Илимске много запасов древесины, преобладает лесное направление. Но есть и ГЭС, и ТЭЦ. Думаю, за счет того, что мы двигаемся, перспективы у города есть.
Конечно, ситуация с повышением заработной платы проблематична, потому что в бюджете 2002 года не заложено ее повышение.
– Вы имеете в виду те двадцать процентов?
– Ничего не заложено. На 89% мы подняли тарифные ставки для бюджетных организаций. Но не надо забывать и о бюджетниках здравоохранения, которые зарплату получают через Фонд медицинского страхования. А там повышение предусмотрено не было.
Мы подписали с областью протокол, в котором указали, что нам ежемесячно необходимо 16,5 миллионов рублей. За все время мы получили один раз 6,3 миллиона в январе и возвратную сумму 19 миллионов в июле. А нам надо 16,5 миллионов в месяц! Ситуация тяжелейшая.
Сегодня нам срочно надо готовиться к запуску тепла. Задолженность перед «Иркутскэнерго» была 65 миллионов, сейчас доводим до 20 миллионов. Никак не можем рассчитаться с долгами.
– Не хотите ли вы этим сказать, что школы с началом отопительного сезона останутся без тепла?
– Нет, тепло мы подаем вовремя. Просто долги большие. А еще капитальный ремонт надо делать – с этим как быть?.. Город молодой, в следующем году ему исполняется 30 лет. И поэтому в развитие города, в развитие жилищно-коммунального хозяйства надо вкладывать деньги сегодня, потом будет поздно. Надо нормально готовиться к зиме, своевременно оплачивать энергоресурсы. Бюджет, который утвержден для Усть-Илимска на 2002 год, даже не покрывает зарплату с учетом социального налога, не говоря уже про другое. Что касается Фонда медицинского страхования, то там только в июле этого года пересмотрели коэффициент. А у нас был коэффициент 1,3. Как можно коэффициентом увеличения на 30% закрыть 89%? Вот и получается: если зарплату выплачиваем, ощущаем недостаток медикаментов. Отсюда вытекает следующее: проблемы в медицине. Доходило до того, что не делали плановые операции, только экстренные. Сейчас уже лучше, медицина подымается, на плановые операции деньги находим, но этого недостаточно, чтобы жить.
– Фактически только силами города, а значит, и вашими силами, выплачивается заработная плата бюджетникам?
– Только силами города.
– То есть из федерального бюджета ничего не поступает?
– Мы получили из области сумму в 19 миллионов рублей, но она на возвратной основе. Нам дали, но мы должны их вернуть. А за счет чего возвращать, если нам недодали 123 миллиона рублей?! Это проблема не только города Усть-Илимска. Это проблема в целом по Иркутской области и за ее пределами. Я не возражаю против того, чтобы поднять зарплату бюджетникам и в два, и в три раза. Но доходная база города составляет 738 миллионов рублей. Область у нас забирает эти деньги, отдает 360 миллионов, а остальные возвращает вроде как дотацию. И все это для того, чтобы держать мэра на ниточках и регулировать им: могут дать денег, а могут и не дать. И я просто вынужден, даже если не согласен, с ними соглашаться, иначе меня вообще лишат этой дотации. В общей сложности в бюджете города сегодня 463 миллиона рублей, а для фонда оплаты труда с учетом социального налога необходимо 398 миллионов рублей. Вот вам и арифметика! Как развиваться городу? Нужны деньги. Надо развивать бюджетную сферу. Конечно, мы подключаем предпринимателей, частников и они помогают школам, но этого недостаточно.
И даже на то, чтобы выполнить государственную программу обучения, у нас не хватает средств, не говоря уже о дополнительном обучении и многом другом.
– Насколько я знаю, образовательные учреждения Усть-Илимска постепенно переходят на финансовую самостоятельность. То есть вы против централизации?
– Централизация возможна была раньше, когда главным было приходить вовремя на работу без опозданий и не попадаться с прогулами и пьянками. Тогда ты будешь получать зарплату, почетные грамоты, хотя фактически не работаешь. Я против централизации. То, что школы у нас теперь самостоятельное юридическое лицо, дало возможность руководителям школ проявить инициативу. Надо дать самостоятельность руководителю. Если он не может самостоятельно работать, надо обратить внимание на то, какой это руководитель. Мы нашли общий язык с работниками образования. Я поддерживал их во всех начинаниях, я увидел в них заинтересованных людей, которые работают на перспективу города. На месте стоять нельзя ни педагогам, ни мэрам. Если ты остановился на достигнутом и успокоился, то все – город начнет разваливаться. Поэтому задача была одна – постоянно двигаться вперед, не делая и шагу назад.
Я люблю инициативных людей. Когда человек двигается вперед, я готов ему помогать. Нет у меня денег – я подключаю другие рычаги. Может, в других отраслях централизация оправдана, но в бюджетной сфере она не нужна.
В Усть-Илимске есть такие школы, которые занимаются заготовкой леса. У них есть свой внебюджетный фонд, они сами изыскивают средства и пускают их на поддержание школы. И то, что школы еще находятся в нормальном состоянии, это прежде всего заслуга руководителей учреждений образования. Они приходят ко мне, советуются по каким-то вопросам, я даю им добро, и они начинают работать.
– Почему вы пошли на то, чтобы сделать школы самостоятельным юридическим лицом?
– Мы развязали им руки. Например, в школе есть инициативные, а есть безынициативные работники, а зарплату получают одинаковую. Теперь директора вправе сами выбирать, кому какую зарплату платить. Детские сады сейчас тоже переходят на финансовую самостоятельность. И я только поддерживаю их. Сегодня нет закона о межбюджетных отношениях, поэтому весь консолидированный областной бюджет приходит в область: его распределили – и прослезились. Получается, что донорские города находятся в худшем положении, чем дотационные. Их загнали в тупик. А где изыскать резервы – это проблема. Усть-Илимск – дотационный город, хотя налоговая база позволяет жить нормально. За работу здесь искусно отбивают руки у мэров городов.
В 1998 году мы на 158 % исполнили бюджет. И что? На следующий год мне его урезали. Мне каждый год его режут, сколько бы я ни выполнил.
– Инициатива наказуема, получается так?
– Да. Мне понравилось, как сделал Россель: для донорских городов применяется при составлении бюджета коэффициент 1,05, а для дотационных – 0,95. Народ будет толкать города, чтобы они выходили в донорские: развивали бы промышленность и т.д. Есть такие территории в Иркутской области, на которые просто жутко смотреть. А инициативы нет никакой. Надо сделать так, чтобы мэр был заинтересован, а для этого жители города должны его подтолкнуть. Ведь если город будет развиваться, то жители будут жить лучше.
– От помощи городам перейдем к помощи школе. Как обстоит дело с попечительством в Усть-Илимске?
– С руководителями крупных предприятий мы уже обсуждали, что попечительство должно развиваться. В старые времена это называлось шефской помощью, но сегодня мы выходим на совершенно иной уровень. Люди уже готовы, их надо научить тому, что деньги, которые они якобы выбрасывают, целенаправленно пойдут на развитие школы. Надо только систематизировать работу и создать Городской попечительский союз. В Усть-Илимске он приживется – это точно. Я в этом не сомневаюсь.
– А пока его нет?
– В школах есть попечительские советы. Но проблема в том, что попечительский союз должен стать общегородским. Мы будем работать с руководителями предприятий, с жителями города, чтобы попечительский совет отвечал всем требованиям. И когда виден будет результат работы, все туда потянутся. Это нужно делать. Прежде всего это будет помощь горожанам.
Какой бюджет будет в 2003 году, я пока не знаю. С 1 января поднимаются тарифы на теплоэнергоресурсы на 61 %. Но не все население может платить такие деньги. Самые добросовестные граждане – это бюджетники, потому что они работают в государственном предприятии, их зарплату видно. А частники иногда приносят справку, что у них зарплата 700 рублей, т.е. ниже прожиточного минимума, получают субсидию и платят по минимальной ставке. Хотя живут, может, в 10-20 раз лучше, чем бюджетники. Но ведь это нереально – с завтрашнего дня заставить всех быть честными. Задача такая – чтобы бюджетники получали нормальную зарплату и жили нормально. Как помочь им в этой ситуации? Если в местном бюджете появятся деньги, можно будет частично финансировать им квартплату.
– А какая сейчас средняя заработная плата бюджетников?
– Средняя зарплата учителя в Усть-Илимске порядка 3 500 рублей.
– А прожиточный минимум?
– По северным регионам – около 2000 рублей. Но не забывайте о том, что у бюджетника ребенок находится на иждивении. Поэтому у нас существует градация населения: работоспособные, дети и пенсионеры. При условии, что в семье двое работают и один ребенок, еще можно как-то соответствовать прожиточному минимуму. Но этим нельзя хвастаться.
– В Усть-Илимске, как нигде в других городах, развито инновационное движение. Очень много школ, которые стали федеральными экспериментальными площадками...
– Я их только приветствую. Они получают гранты – разве это плохо? Но не только в деньгах дело, самое главное – школы развиваются. Наших учителей в других городах называют продвинутыми. Они везде участвуют, выступают на всевозможных конкурсах. А федеральная площадка – это флагман, на который другие школы должны равняться.
В Усть-Илимске очень активные учителя. Когда я только стал мэром в 1997 году, я стоял по стойке «смирно» по 4 часа, потому что каждый директор предъявлял мне претензии. Моей вины тогда не было, а у людей накопилось. Сейчас у нас совершенно иначе строится разговор: я прихожу, рассказываю о ситуации в городе, какие нас ожидают перспективы в ближайшем будущем. Учителя задают вопросы. Я им отвечаю. Получается вполне деловая встреча. Когда я только стал мэром, вопрос задавали один: «Когда будет зарплата?» Сейчас – вопросы другие. Один директор школы сказал: «Я хочу создать эксперимент «Березовая роща». Помогите нам». Они работали летом, по собственной инициативе сажали деревья, делали скамейки. Директор возмущалась потом: «Как вы, взрослые, можете ходить и ломать то, что делали дети?!»
– А идей у ваших педагогов очень много...
– О да! Когда мы с ними встречаемся, они приносят столько идей... Мы проводили конкурс по благоустройству города Усть-Илимска. Очень интересные проекты были, которые придумали сами дети. Я готов помогать, готов финансировать эти проекты, чтобы внедрить их в жизнь.

Беседовала Олеся ВОЛКОВА
Москва – Усть-Илимск – Москва

Рейтинг@Mail.ru