Александр АДАМСКИЙ
Стратегия «Эврики»
Закончился традиционный ежегодный
фестиваль-конференция «Авторская школа».
Грандиозный рабочий праздник, в котором в общей
сложности участвовало рекордное число учителей
и учеников – около 700.
В этом году «Авторская школа» растянулась почти
на 10 дней – с 1 по 10 ноября, и в ней было столько
всего, что нам хватит воспоминаний по меньшей
мере на год. И новая программа Свободного
университета «Эврика» – с набором групп
подготовки консультантов в области
образовательной политики, администраторов
эвриканских сайтов, бухгалтерского мастерства,
специалистов в области мониторинга
инновационных проектов... Новая технология
экспертизы – когда авторы культурно-образовательных
инициатив предъявляют свои результаты не
экспертам, а коллегам по эвриканской сети – в
стендовых презентациях, экспертных конференциях,
учебных группах в программе «Свободный
университет», на «круглых столах», а эксперты
собирают материал на всех этих мероприятиях и
практически проводят специальное исследование
результатов проектов. Новый проект «Зеркало» –
модель аналитики сети через дистантный
мониторинг состояния проектов. В этом проекте
дебютировали молодые эвриканцы – студенты и
аспиранты из Московского педагогического
университета, Омского педуниверситета,
Красноярского педагогического колледжа и
педуниверситета.
Яркими событиями «Авторской школы» стало
участие большой группы английских коллег и
детский проект «Эврика-Хогвартс».
Англичане, в основном директора школ, приехали
благодаря поддержке Британского совета, при
поддержке руководителя образовательных
проектов Московского отделения Британского
совета Елены Ленской.
И, конечно, событием стала 3-дневная школа «Эврика-Хогвартс»
– новый сетевой проект эвриканских школ.
Были дискуссии, презентации проектов, учеба,
«круглые столы» и экспертные конференции –
настоящая «Авторская школа».
Что дальше?
Дальнейшее развитие сети эвриканских школ
связано со становлением инновационных
образовательных программ, с автономизацией
авторских проектов, становлением инновационных
центров повышения квалификации и складыванием
сети «Эврика» как образовательной организации, в
дальнейшем – с развитием образовательной
корпорации «Эврика».
Но главная стратегия «Эврики» – в отстаивании
инновационных направлений в области
образовательной политики.
«Эврика» становится институтом образовательной
политики не только как образовательная
организация, но и как гражданская.
Стратегические направления «Эврики» в области
образовательной политики следующие.
1. Культурно-образовательная инициатива – как
основа развития образования.
Это означает, что развитие образования, любые
изменения в нем, любые нововведения связаны
прежде всего с появляющимися внутри образования
инициативами. Не инициативы служат оправданием
централизованных изменений, а наоборот –
централизованные изменения должны подтверждать
и поддерживать культурно-образовательные
инициативы. При максимальном развитии
профессионально-общественной и научной
экспертизы, при максимальном развитии сетевых и
других форм взаимной аттестации и сертификации
профессиональными объединениями инновационных
проектов и школ. При этом культурно-образовательная
инициатива, реализующаяся, как правило, на основе
школы, не может осуществиться иначе чем при
активном участии родителей и местного
сообщества. В этом и состоит живая связь
образовательной инициативы и становящихся
образовательных потребностей граждан.
Поэтому другой основной стратегический принцип
«Эврики»:
2. Инновационные проекты – как отражение
становящихся общественных образовательных
потребностей.
Для «Эврики» экспертиза инновационных проектов
– это экспертиза новых запросов граждан в
области образования. Как их увидеть, эти новые
становящиеся потребности? Как убедиться в том,
что в общественном сознании возникают новые
запросы? Гипотеза состоит в том, что эти
становящиеся потребности отражаются авторами
новых проектов. И поэтому эксперты вместе с
авторами обнаруживают эти новые направления
развития образования, считая именно их –
проектами.
И, наконец, последнее стратегическое направление
«Эврики» – общественное управление
образованием. При этом общая линия такова: поиск
новых общественных управляющих образованием,
подготовка их по специальной образовательной
программе, а после – сертифицирование новых
общественных управляющих, создание союзов
попечителей и делегирование им части полномочий
учредителей.
Итак, стратегия «Эврики» в области
образовательной политики заключается в том,
чтобы продолжать автономизировать
инновационную деятельность, создавать сеть как
образовательную организацию, на материале
проектов обнаруживать новые образовательные
потребности граждан, а на основе гражданского
участия строить общественное управление
образованием.
Стратегия «Эврики» – открыта. Партнерами могут
стать школы, муниципалитеты, регионы, ведомства и
гражданские объединения. Если, конечно, сама
школа воспринимается всеми партнерами как
модель гражданского общества. Если же школа
должна быть только частью жесткой вертикальной
структуры ведомства – это другой проект, другая
стратегия.
|