Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №42/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Стратегия «Эврики»

Закончился традиционный ежегодный фестиваль-конференция «Авторская школа». Грандиозный рабочий праздник, в котором в общей сложности участвовало рекордное число учителей и учеников – около 700.

В этом году «Авторская школа» растянулась почти на 10 дней – с 1 по 10 ноября, и в ней было столько всего, что нам хватит воспоминаний по меньшей мере на год. И новая программа Свободного университета «Эврика» – с набором групп подготовки консультантов в области образовательной политики, администраторов эвриканских сайтов, бухгалтерского мастерства, специалистов в области мониторинга инновационных проектов... Новая технология экспертизы – когда авторы культурно-образовательных инициатив предъявляют свои результаты не экспертам, а коллегам по эвриканской сети – в стендовых презентациях, экспертных конференциях, учебных группах в программе «Свободный университет», на «круглых столах», а эксперты собирают материал на всех этих мероприятиях и практически проводят специальное исследование результатов проектов. Новый проект «Зеркало» – модель аналитики сети через дистантный мониторинг состояния проектов. В этом проекте дебютировали молодые эвриканцы – студенты и аспиранты из Московского педагогического университета, Омского педуниверситета, Красноярского педагогического колледжа и педуниверситета.
Яркими событиями «Авторской школы» стало участие большой группы английских коллег и детский проект «Эврика-Хогвартс».
Англичане, в основном директора школ, приехали благодаря поддержке Британского совета, при поддержке руководителя образовательных проектов Московского отделения Британского совета Елены Ленской.
И, конечно, событием стала 3-дневная школа «Эврика-Хогвартс» – новый сетевой проект эвриканских школ.
Были дискуссии, презентации проектов, учеба, «круглые столы» и экспертные конференции – настоящая «Авторская школа».
Что дальше?
Дальнейшее развитие сети эвриканских школ связано со становлением инновационных образовательных программ, с автономизацией авторских проектов, становлением инновационных центров повышения квалификации и складыванием сети «Эврика» как образовательной организации, в дальнейшем – с развитием образовательной корпорации «Эврика».
Но главная стратегия «Эврики» – в отстаивании инновационных направлений в области образовательной политики.
«Эврика» становится институтом образовательной политики не только как образовательная организация, но и как гражданская.
Стратегические направления «Эврики» в области образовательной политики следующие.
1. Культурно-образовательная инициатива – как основа развития образования.
Это означает, что развитие образования, любые изменения в нем, любые нововведения связаны прежде всего с появляющимися внутри образования инициативами. Не инициативы служат оправданием централизованных изменений, а наоборот – централизованные изменения должны подтверждать и поддерживать культурно-образовательные инициативы. При максимальном развитии профессионально-общественной и научной экспертизы, при максимальном развитии сетевых и других форм взаимной аттестации и сертификации профессиональными объединениями инновационных проектов и школ. При этом культурно-образовательная инициатива, реализующаяся, как правило, на основе школы, не может осуществиться иначе чем при активном участии родителей и местного сообщества. В этом и состоит живая связь образовательной инициативы и становящихся образовательных потребностей граждан.
Поэтому другой основной стратегический принцип «Эврики»:
2. Инновационные проекты – как отражение становящихся общественных образовательных потребностей.
Для «Эврики» экспертиза инновационных проектов – это экспертиза новых запросов граждан в области образования. Как их увидеть, эти новые становящиеся потребности? Как убедиться в том, что в общественном сознании возникают новые запросы? Гипотеза состоит в том, что эти становящиеся потребности отражаются авторами новых проектов. И поэтому эксперты вместе с авторами обнаруживают эти новые направления развития образования, считая именно их – проектами.
И, наконец, последнее стратегическое направление «Эврики» – общественное управление образованием. При этом общая линия такова: поиск новых общественных управляющих образованием, подготовка их по специальной образовательной программе, а после – сертифицирование новых общественных управляющих, создание союзов попечителей и делегирование им части полномочий учредителей.
Итак, стратегия «Эврики» в области образовательной политики заключается в том, чтобы продолжать автономизировать инновационную деятельность, создавать сеть как образовательную организацию, на материале проектов обнаруживать новые образовательные потребности граждан, а на основе гражданского участия строить общественное управление образованием.
Стратегия «Эврики» – открыта. Партнерами могут стать школы, муниципалитеты, регионы, ведомства и гражданские объединения. Если, конечно, сама школа воспринимается всеми партнерами как модель гражданского общества. Если же школа должна быть только частью жесткой вертикальной структуры ведомства – это другой проект, другая стратегия.

Рейтинг@Mail.ru