Дмитрий РАСТИМЕШИН
Кому выгодна коррупция в образовании
На фоне очередного,
периодически повторяющегося припадка политиков
по поводу любви к образовательной отрасли почти
незамеченным остался ведомственный проект о
Концепции оплаты труда педагогов, доведенный на
места Письмом Министерства образования РФ №
20-51-2083/20-5 от 19.06.02. Данный документ – традиционный
для отрасли плод кабинетных интриг – никем
официально не опубликован, общественностью не
обсуждался, с профсоюзами не согласовывался.
Между тем сей документ даже не предполагает
повышения зарплат работникам бюджетных
образовательных учреждений. А самое важное – он
не отвечает на важнейший вопрос: кто будет
ответственным за своевременную как минимум
выплату зарплаты учителям.
Поступающая к автору почта свидетельствует о том,
что многие педагоги опасаются принятия данного
документа и ратуют за постылую ЕТС как за благо!
Бытует легенда, что, когда в первые годы
советской власти Семашко обсуждал с Лениным
размеры окладов врачам, вождь всех времен и
народов предложил: «Давайте дадим по минимуму –
народ прокормит!» На том и порешили. Указанная
концепция оплаты труда интеллигенции гармонично
вписывалась в официальную доктрину
социалистического общества, создаваемого как
диктатура пролетариата. В 1992 году законодатели
сделали робкую попытку внести элемент
цивилизованности в перераспределение
национального богатства, приняв ст. 54 Закона «Об
образовании», предписывающую выплачивать
педагогам и иным работникам образовательной
области зарплату не ниже средней по стране.
Данную попытку цинично проигнорировала
исполнительная власть, в соответствии с доброй
российской традицией живущая по команде, а не по
закону.
Между тем, по признанию президента одного из
российских антикоррупционных фондов Саттарова Г.,
образовательная отрасль является одним из
крупнейших коррупционных рынков страны, который
сравним с коррупционным рынком на российских
автомобильных дорогах.
«Учитель года 2002» в беседе с Президентом России
затронул тему о необходимости предоставления
школам автономии, что очень заинтересовало
президента. Однако принцип автономии ОУ уже был
провозглашен как обязательный в 1992 году Законом
России и признан Конституционным судом одним из
основополагающих в отношениях между
государством и ОУ.
В действительности исполнительная власть –
величайший поборник хозяйственной автономии
школ. Вместе с творческой и педагогической
автономией школе была дарована почти полная
автономия от госфинансирования. Школа стала
автономна в своей нищете и имущественном
запустении. В связи с этим властью инициирован
элементарный взаимозачет, участниками которого
является почти каждый гражданин России.
Сущность данного криминального взаимозачета
состоит в следующем.
Государство не финансирует школу в объемах,
необходимых для ее существования.
Граждане вынуждены финансировать обучение своих
детей в якобы бюджетных учреждениях частным
образом, к тому же незаконным образом. Главной
помехой финансирования школ гражданами
официально является статья 43 Конституции РФ (тираж
от 12 декабря 1993 года), гарантирующая бесплатность
образования в рамках государственного
образовательного стандарта. Коррупция в
образовании, таким образом, дает власти
величайший политический и пропагандистский
дивиденд – она имеет возможность называть
государство социальным, подпитывает миф о
существовании в России бесплатного образования.
Следующей недавно введенной Бюджетным кодексом
РФ правовой помехой в официальном
финансировании образования гражданами являются
принцип бюджетного иммунитета и обязанность
учитывать заработанные школой деньги на
бюджетном спецсчете как доходную часть бюджета.
В любой момент в случае недостаточного
финансирования, например расходов по
коммунальным платежам, заработанные школой или
детским домом деньги могут быть изъяты в счет
погашения долгов коммунальщикам, а
приобретенное за счет заработанных сиротами
денег имущество принудительно реализовано в
счет уплаты долга энергетикам.
Повсеместно существующие централизованные
бухгалтерии тоже стали, по опросу руководителей
ОУ, одним из величайших зол в отрасли.
Главной помехой на пути дееспособности школы,
как юрлица и субъекта деятельности, является
управленческая надстройка в образовании,
численность которой, по признанию министра,
почти равна «полевому» составу школ. Именно в
своих интересах она лоббирует принятие
стандартов в образовании.
Если предоставить школе организационные и
правовые возможности официально зарабатывать
себе хотя бы на зарплату педагогам выше
физиологического прожиточного минимума, школа
получит реальную возможность жить независимо от
управленцев. Именно поэтому ей такой возможности
не предоставят никогда.
Наличие госстандарта в образовании, который
школа будет обязана выполнять, и отсутствие чьих-либо
обязанностей по его финансированию сделает
школу еще более коррумпированной.
Ведь одним из главных необходимых, признанных
мировой практикой условий существования
субъекта в правовом поле является принцип
сбалансированности совокупности
предоставленных прав субъекта и совокупности
возложенных на него обязанностей. С принятием
государственного образовательного стандарта
этот баланс еще больше нарушится и вынудит школу
коррумпироваться еще глубже и активнее.
Власти стратегически выгодна коррумпированная
школа, когда все участники образовательного
процесса оказываются связанными круговой
порукой и результатом их совместной
деятельности неизбежно явится привыкший к
коррупции новый член общества.
В прилагаемом письме Министерства образования
указано, какой размер дохода планирует
государство выплачивать лицам, оказывающим
образовательные услуги населению.
|