Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №41/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

«Эврика» продолжается

1–5 ноября в Москве прошла «Авторская школа «Эврика».

Для школьного инновационного сообщества это событие центральное в графике года. 500 участников, около 200 детей и около 300 взрослых – директоров, учителей, ученых и студентов – собрались в гостиничном комплексе «Измайлово» для ежегодного подведения итогов работы сети инновационных проектов, которая вот уже 15 лет носит имя «Эврика».
«Эврика» началась в 1986 году как движение клубов творческой педагогики, как движение в поддержку новаторства и педагогики сотрудничества.
Прошло немало лет с того времени, пока Министерство образования в 1997 году решило не просто поддержать инициативы творческих директоров и учителей, но и согласилось, чтобы общественный конкурс «Авторская школа «Эврика» стал возможностью для проектов-победителей получить ведомственный статус «Федеральная экспериментальная площадка».
Этот статус дает возможность школе работать по своей особой программе и менять не только содержание образования, но и цели образования – чтобы каждая школа могла иметь свою философию, свое лицо.
«Эврика» – это остров педагогической вольницы, поддерживаемой Министерством образования не только административно – через статус «Федеральная экспериментальная площадка», но и финансово: из средств Федеральной программы развития образования вот уже второй год выделяются деньги на гранты для федеральных экспериментальных площадок. Более того, появился еще один статус: «Федеральная авторская экспериментальная школа» – и таких школ в России уже около 70.
Хотя иногда результаты экспериментальной деятельности школ сети «Эврика» противоречат установкам министерства, а иногда – и принятой правительством программе модернизации. Но, с другой стороны, если у программы модернизации образования нет альтернативы, нет «зеркала», то нет возможности развития для самой модернизации.
На фестивале-конференции «Авторская школа» сельские школы, например, предъявили результаты своих проектов, которые совершенно по-новому отвечают на вопрос о том, что делать с сельской школой. Для Зои Халюты, директора сельской гимназии из Нововаршавки Омской области, такая школа – культурно-образовательный центр, а не просто учебное заведение. Как просто учебное заведение сельская школа нерентабельна, поэтому у нее нет денег и поэтому она бедная и плохо учит детей. А значит – по логике чиновников – ее надо закрыть. И на автобусах возить детей в район, в крупную школу.
В каком-то смысле это повторение коллективизации, но теперь в образовании. Образовательная коллективизация – укрупнение, оптимизация, то есть, по-русски говоря, закрытие малокомплектных сельских школ.
Но экспериментальные данные показывают, что школа влияет на улучшение атмосферы на селе и даже на рост благополучия жителей, что развитие и поддержка сельских школ, особенно инновационных программ в этих школах, дают не только учебный, но и социальный эффект.
А философ и педагог Александр Лобок создал уникальную систему образования, в которой ученики сами создают свои учебные пособия и выступают авторами содержания своего образования. Основная идея этой системы в том, что результат образования должен считаться вероятностным, а не гарантированным. В этом году он выпускает свой 11-й класс. Оказалось, что вероятностное образование, основанное не на силовом принуждении, а на предоставлении детям возможности проб, на самом деле гораздо эффективнее. Часть из выпускников приехала на «Эврику» – это достаточно обученные люди по традиционным меркам и в то же время с развитой способностью самореализации и ответственности за свои действия.
И было очень много такого, что показывает, насколько живо учительское творчество и стремление педагогов построить школу для детей.
Школы были из Петропавловска-Камчатского, Хабаровска, Тюмени, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Омска, Томска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Иркутска, Санкт-Петербурга, многих других городов и сел России.
А еще в «Авторской школе «Эврика» в этом году начался новый проект, на этот раз – детский. Называется он «Эврика-Хогвартс» и основан на том, что, увлеченные книжкой про Гарри Поттера, ученики школ сети «Эврика» в этом году решили создать проект идеальной школы – «Эврика-Хогвартс». Проект осуществился во многом благодаря тому, что ученики школы «Корифей» из Екатеринбурга развернули в Интернете активное его обсуждение, а московская школа «Эврика-Огонек» гостеприимно приняла во время своих каникул 200 эвриканских учеников для трехдневного сбора. Работа была фантастически интересной, и «взрослая» «Эврика», которая проходила в Измайлове, три раза в день выходила на связь с «Эврикой-Хогвартс» по Интернету (называлось это «магический мост») и с огромным вниманием следила за работой.
...Главный итог очередной «Авторской школы» – созревшее намерение эвриканцев строить свою сеть как автономную образовательную организацию или даже как корпорацию. Потому что становление гражданского общества связано с тем, насколько инициатива граждан, в том числе и в области образования, может осуществляться автономно. С помощью власти, но без системы запретов и разрешений.
Если, конечно, власть в этом заинтересована.
А второй этап «Авторской школы» – для тех, чьи проекты дошли до финала и претендуют на статус «Федеральная экспериментальная площадка», – начинается вечером 6 ноября.
«Эврика» продолжается.

Рейтинг@Mail.ru