Александр АДАМСКИЙ
«Эврика» продолжается
1–5 ноября в Москве прошла «Авторская
школа «Эврика».
Для школьного инновационного
сообщества это событие центральное в графике
года. 500 участников, около 200 детей и около 300
взрослых – директоров, учителей, ученых и
студентов – собрались в гостиничном комплексе
«Измайлово» для ежегодного подведения итогов
работы сети инновационных проектов, которая вот
уже 15 лет носит имя «Эврика».
«Эврика» началась в 1986 году как движение клубов
творческой педагогики, как движение в поддержку
новаторства и педагогики сотрудничества.
Прошло немало лет с того времени, пока
Министерство образования в 1997 году решило не
просто поддержать инициативы творческих
директоров и учителей, но и согласилось, чтобы
общественный конкурс «Авторская школа «Эврика»
стал возможностью для проектов-победителей
получить ведомственный статус «Федеральная
экспериментальная площадка».
Этот статус дает возможность школе работать по
своей особой программе и менять не только
содержание образования, но и цели образования –
чтобы каждая школа могла иметь свою философию,
свое лицо.
«Эврика» – это остров педагогической вольницы,
поддерживаемой Министерством образования не
только административно – через статус
«Федеральная экспериментальная площадка», но и
финансово: из средств Федеральной программы
развития образования вот уже второй год
выделяются деньги на гранты для федеральных
экспериментальных площадок. Более того, появился
еще один статус: «Федеральная авторская
экспериментальная школа» – и таких школ в России
уже около 70.
Хотя иногда результаты экспериментальной
деятельности школ сети «Эврика» противоречат
установкам министерства, а иногда – и принятой
правительством программе модернизации. Но, с
другой стороны, если у программы модернизации
образования нет альтернативы, нет «зеркала», то
нет возможности развития для самой модернизации.
На фестивале-конференции «Авторская школа»
сельские школы, например, предъявили результаты
своих проектов, которые совершенно по-новому
отвечают на вопрос о том, что делать с сельской
школой. Для Зои Халюты, директора сельской
гимназии из Нововаршавки Омской области, такая
школа – культурно-образовательный центр, а не
просто учебное заведение. Как просто учебное
заведение сельская школа нерентабельна, поэтому
у нее нет денег и поэтому она бедная и плохо учит
детей. А значит – по логике чиновников – ее надо
закрыть. И на автобусах возить детей в район, в
крупную школу.
В каком-то смысле это повторение коллективизации,
но теперь в образовании. Образовательная
коллективизация – укрупнение, оптимизация, то
есть, по-русски говоря, закрытие малокомплектных
сельских школ.
Но экспериментальные данные показывают, что
школа влияет на улучшение атмосферы на селе и
даже на рост благополучия жителей, что развитие и
поддержка сельских школ, особенно инновационных
программ в этих школах, дают не только учебный, но
и социальный эффект.
А философ и педагог Александр Лобок создал
уникальную систему образования, в которой
ученики сами создают свои учебные пособия и
выступают авторами содержания своего
образования. Основная идея этой системы в том,
что результат образования должен считаться
вероятностным, а не гарантированным. В этом году
он выпускает свой 11-й класс. Оказалось, что
вероятностное образование, основанное не на
силовом принуждении, а на предоставлении детям
возможности проб, на самом деле гораздо
эффективнее. Часть из выпускников приехала на
«Эврику» – это достаточно обученные люди по
традиционным меркам и в то же время с развитой
способностью самореализации и ответственности
за свои действия.
И было очень много такого, что показывает,
насколько живо учительское творчество и
стремление педагогов построить школу для детей.
Школы были из Петропавловска-Камчатского,
Хабаровска, Тюмени, Екатеринбурга, Нижнего
Новгорода, Омска, Томска, Новосибирска, Нижнего
Новгорода, Иркутска, Санкт-Петербурга, многих
других городов и сел России.
А еще в «Авторской школе «Эврика» в этом году
начался новый проект, на этот раз – детский.
Называется он «Эврика-Хогвартс» и основан на том,
что, увлеченные книжкой про Гарри Поттера,
ученики школ сети «Эврика» в этом году решили
создать проект идеальной школы – «Эврика-Хогвартс».
Проект осуществился во многом благодаря тому,
что ученики школы «Корифей» из Екатеринбурга
развернули в Интернете активное его обсуждение,
а московская школа «Эврика-Огонек» гостеприимно
приняла во время своих каникул 200 эвриканских
учеников для трехдневного сбора. Работа была
фантастически интересной, и «взрослая» «Эврика»,
которая проходила в Измайлове, три раза в день
выходила на связь с «Эврикой-Хогвартс» по
Интернету (называлось это «магический мост») и с
огромным вниманием следила за работой.
...Главный итог очередной «Авторской школы» –
созревшее намерение эвриканцев строить свою
сеть как автономную образовательную организацию
или даже как корпорацию. Потому что становление
гражданского общества связано с тем, насколько
инициатива граждан, в том числе и в области
образования, может осуществляться автономно. С
помощью власти, но без системы запретов и
разрешений.
Если, конечно, власть в этом заинтересована.
А второй этап «Авторской школы» – для тех, чьи
проекты дошли до финала и претендуют на статус
«Федеральная экспериментальная площадка», –
начинается вечером 6 ноября.
«Эврика» продолжается.
|