Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №40/2002


ПОЛИТИКА

Попечительские советы как путь
формирования гражданского общества

Республика Бурятия, как стабильно развивающийся субъект Российской Федерации, вносит свой вклад в экономические, политические, социальные процессы, в становление и развитие демократического правового государства. Это заслуга многих отраслей, не последнее место среди которых занимают образование и наука. За последние несколько лет здесь накоплен и приумножен опыт, имеющий поистине уникальный характер, позволяющий Бурятии претендовать на роль модельной территории и даже лидера универсальных, с точки зрения перспективы инноваций, творческих подходов и начинаний. В этом ряду, например, не просто сохранение сельских школ, но их развитие как социально-экономических центров небольших поселков, сел, поселений.
Другое серьезное достижение – присвоение десяткам образовательных учреждений всех видов, форм и типов статуса федеральных экспериментальных площадок. Будто вся республика с более чем миллионным населением превратилась в одну большую федеральную образовательную площадку, да еще в таком новом деле, как попечительство над образованием!.. Потребовалось немало усилий, чтобы рассеять сомнения, объяснить новизну происходящего, сделать все собираемые сегодня на школу внебюджетные средства абсолютно прозрачными, легализовать их, создать конкурентную среду, когда можно было бы бороться за заказы на строительство и ремонт, оборудование и организацию питания и пр., и пр., и пр.
Только в полной мере осознав, какие чиновничьи силы противостоят попечительству в рамках одной сферы, одного, по сути, ведомства, направились министр образования и науки С.Д. Намсараев и ректор Института образовательной политики А.И. Адамский к Президенту Бурятии Леониду Васильевичу Потапову. Забегая вперед, отметим сразу, что успех этого визита превзошел все ожидания. Впрочем, могло ли быть по-иному? Главу республики, которому доверяет большинство населения, всегда отличали не просто широта и глубина познаний, но и умение видеть и чувствовать перспективу, выделять главное, стратегическое направление, умение наметить цель и неуклонно, настойчиво идти к ней. Это касается многих отраслей. Но образование и наука – в числе первых. К счастью, почти полностью сохранилась запись этой важнейшей и во многом знаковой для многих жителей республики встречи. Беседа, которая состоялась 11 октября 2002 года, записывалась на пленку. И вот теперь, с разрешения участников той памятной беседы, мы предлагаем ее вашему вниманию с минимальным количеством исправлений и сокращений.

Сергей Дашинимаевич Намсараев: Мы уже получили шесть миллионов рублей из ФПРО в общий бюджет образования республики. При этом принципиально важно, чтобы эти средства шли целенаправленно, адресно учреждениям, официально получившим статус «Федеральная экспериментальная площадка». Это рождает здоровую состязательность, мобилизует другие учреждения образования к поиску инновационных методов, разработке и защите своих проектов. В итоге выигрывает все образование. Передовой опыт становится достоянием всех... Александр Изотович в эти дни проводил сессию с представителями уже имеющих и желающих приобрести заветный статус и наглядно убедился, какой всенародный масштаб принимает эта работа у нас.
Александр Изотович Адамский: Я мог бы привести конкретные цифры, но они общеизвестны. Лидирующее положение Республики Бурятия могло бы стать абсолютным при финансовом соучастии.
Леонид Васильевич Потапов: Есть ли какие-то расчеты в нашем министерстве, также ставшем экспериментальной площадкой федерального уровня, по совместному финансированию будущих проектов?
С.Д. Намсараев: По нашим расчетам, ФЭПы Бурятии могут получить в следующем году еще 12–15 миллионов рублей. Для того чтобы не снижать темпов экспериментальной, научно-исследовательской, поисковой работы, из средств республиканского бюджета может быть выделено 5 миллионов.
Л.В. Потапов: Эти средства нужно изыскивать. Нельзя забывать о том, что образовательное учреждение не только несет дополнительную нагрузку по выполнению федеральной программы, но должно быть самостоятельно готово к распространению своего опыта на рынке интеллектуальных и образовательных услуг. Это осознают в министерствах образования и Республики Бурятия и Российской Федерации. И уже взятые финансовые обязательства должны быть выполнены в полном объеме. В противном случае мы можем подорвать самое главное – доверие лучших учителей и директров к работе на будущее.
А.И. Адамский: К сожалению, в нашей стране не было и нет гражданского общества. Возможно, его построение и есть главная цель демократических реформ, но она, увы, не достигнута. Сегодня у нас остается практически единственный путь к заветной цели – кардинальное изменение отношения общества к школе, образованию. Сделать это можно через попечительство – реальный механизм выхода из нищенского, унизительного состояния.
Л.В. Потапов: Думаю, при нынешней системе в равной степени страдают обе стороны – и дети, в основной массе не имеющие возможности полноценного качественного образования, и общество, вынужденное содержать школу и учителей в ужасающем состоянии. Создать гражданское общество при этом вовсе не означает повсеместно организовать попечительские советы или другие институты. Принципиально важно, кто станет попечителями, какие идеи будут ими проводиться. Нужен целый комплекс мер. Прежде всего, возвращая образование в государственное лоно, следует четко разделить государственные и общественные функции при полном их равенстве. Общественное – это и есть сфера попечительства. Я бы просто по аналогии с известной всем метафорой сказал, что как раньше профсоюзы были школой коммунизма, так теперь попечительство должно стать школой гражданского общества.
Мы готовы внести свой вклад в разработку механизмов взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти в Российской Федерации, органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления. И общественным организациям при поддержке нашего Министерства образования и науки, наших партнеров, на мой взгляд, необходимо активизировать участие общественных организаций в реализации государственной политики в области образования, разработать систему общественного контроля за исполнением законодательства об образовании, функционированием системы образования в соответствии с государственными нормами и нормативами.
С.Д. Намсараев: Да, следует признать, что есть определенные недоработки в этой части федерального законодательства. В законе РФ «Об образовании» установлено, что управление государственным и муниципальным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Среди возможных форм самоуправления назван попечительский совет, однако не указаны ни базовый состав, ни, что еще важнее, его компетенция. На практике это часто приводило к тому, что попечительские советы становились своего рода ширмой для собирания дополнительных средств. И хотя по линии государственно-общественного управления образованием произошли некоторые изменения, в целом акцент уже был сделан не на модернизации управления и привнесении общественных начал в управлении, а на повышение степени коммерциализации образовательных учреждений.
А.И. Адамский: Труднее всего бороться с тенденцией. Я согласен с тем, что сегодняшняя схема, когда попечительский совет в основном формальный орган, и даже деньги, которые собираются с родителей, не проводятся легально, – эта схема устраивает слишком многих, чтобы так легко от нее отказаться. Но я и не совсем за то, чтобы полностью заменять государственное финансирование частным и полностью перекладывать на попечительские советы функции управления, манипулирования всеми финансовыми ресурсами.
Л.В. Потапов: Да, оба этих подхода совершенно недопустимы. Видимо, единственно возможный путь, когда главной заботой попечительского совета, его базисной функцией должны стать сохранение и восстановление, совершенствование и защита внебюджетной сферы деятельности школы, обеспечивающей реализацию интересов гражданского общества, а интересы государства ограничатся размерами бюджетных ассигнований. Возникают отношения равноправного сотрудничества и партнерства.
С.Д. Намсараев: Причем партнерство должно быть на всех уровнях – от министерства до образовательного учреждения.
А.И. Адамский: И попечительский совет, и государство выступают в одной роли по отношению к системе образования – заказчика. Но попечитель в отличие от чиновника – представитель гражданского общества, что, собственно, и является практическим воплощением государственно-общественной модели управления системой образования.
Л.В. Потапов: Мне хорошо известно, какое положительное у нас отношение к образованию. И сейчас нам надо подготовить людей, которые могли бы почти на профессиональной основе заниматься школой. Труд педагога, работников органов управления образованием нелегок... Или вы предполагаете, что попечительские советы будут осуществлять свои функции на платной основе? Тогда в чем же тут реальная помощь школе?
А.И. Адамский: Суть нашего предложения как раз и состоит в том, чтобы при абсолютном сохранении бюджетного ассигнования сохранить постоянный, неизменный и превосходящий источник финансирования.
Л.В. Потапов: При всей кажущейся фантастичности такого предложения это вполне реально. Попечительство по сути своей всегда было и должно быть выгодным делом.
А.И. Адамский: Булгаковский профессор Преображенский однажды посоветовал своему помощнику не читать газет. Этот литературный герой не любил советскую власть и, уж конечно, никогда не согласился бы стать попечителем во многих наших школах. Модернизация образования должна привести в школу сотни Преображенских, Третьяковых, Мамонтовых... Люди дела, способные платить, в Бурятии есть.
С.Д. Намсараев: Действительно, Леонид Васильевич, особенно в последний год-два просто физически ощущаешь, как растет интерес большого бизнеса, что разумеется, связано с инновационной деятельностью самих учреждений образования, новыми программами, качественным образованием. Александр Изотович не без нашего участия сумел найти общий язык с предпринимателями, промышленниками, финансистами. Они выражают самый горячий интерес к образованию.
А.И. Адамский: Но сделать что-то без политической поддержки, без политического решения не удается. Мы убедились в этом в целом ряде регионов.
Л. В. Потапов: Считайте, что такая поддержка у вас уже есть. В нашей республике мы готовы стать пилотным регионом – попечительству быть, быть и гражданскому обществу. Я убежден, что такова воля большинства наших людей. Что же касается меня как президента республики, то прошу считать меня и вашим сторонником, и, если угодно, вашим помощником.

По материалам пресс-службы
Министерства образования и науки Республики Бурятия

Рейтинг@Mail.ru