Коммуникативные технологии
в действии на сайте гимназии «Корифей»
9 октября в рамках семинара по
коммуникативным технологиям произошло
примечательное событие: с 13.00 до 14.00 по
московскому времени действовал
телекоммуникационный мост, где лидер
эвриканского сообщества Александр Адамский в
режиме on-line общался с представителями
федеральных авторских школ и слушателями
программы повышения квалификации в
Екатеринбурге.
Александр Изотович выходил «на мост» из Улан-Удэ,
где в эти дни проходила выездная эвриканская
конференция. В экспресс-дискуссии также
участвовала Лариса Завьялова, специалист
Ярославского центра телекоммуникаций и давний
партнер «Корифея» по сетевому взаимодействию.
Главной темой была, конечно, коммуникация – как
новая образовательная предметность и новое
пространство педагогического менеджмента. К
сожалению, рамки форума не позволили адекватно
реализовать все задачи интернет-акции (реплики
запаздывали; тематическое единство и логика
обсуждения иногда разрушались), зато совершенно
спонтанно родилось несколько креативных идей по
продвижению и информационной поддержке сельских
и периферийных школ.
А. Адамский: Добрый день, мне только что
удалось войти в сеть. Нахожусь в Бурятии и хочу
участвовать в конференции. Исходный тезис
простой: коммуникация – это такая же
образовательная предметность, как физика или
математика. Это не прикладная функция,
предназначенная для передачи смысла, а это и есть
смысл духовно-практической деятельности
человека. Поэтому коммуникативные технологии, с
моей точки зрения, должны перейти из разряда
вспомогательного средства в образовании в его
предметность.
З. Осинцева, директор Рыбниковской школы
Каменского района Свердловской области:
Правильно ли я поняла, что коммуникативность
должна стать еще одной образовательной областью?
Л. Завьялова, Ярославль, ФЭП, Центр
телекоммуникаций (ЦТИСО): Что такое предметная
область коммуникаций: это инвариант + набор
инструментов (прикладная часть) для других
предметных областей? И что можно отнести к
инварианту?
А. Адамский: Это интересный вопрос: должна ли
коммуникативность (или коммуникация) стать еще
одной образовательной областью? А что если новая
предметность – если только она действительно
новая – порождает и новую для себя
организационную форму? Это примерно то, что
происходит сейчас на этой конференции. В том-то и
дело, что коммуникация не вписывается в
стандартные дидактические формы, а, будучи туда
помещенной, умирает.
М. Калужская: Зато стандартные дидактические
формы могут быть вписаны в коммуникации – от
этого они перестают быть стандартными.
О. Матвейчев., к.ф.н., теоретик коммуникации:
Коммуникация как школьный предмет – это,
наверное, слишком... Достаточно было бы того,
чтобы ее (как науку!) изучали педагоги и директора.
А они уже сами внедрят полученные знания в
учебный процесс. Но в то же время неплохо было бы
ввести в программу ряд предметов, которые очень
тесно переплетаются с коммуникативными
технологиями и будут востребованы в XXI веке: это
антропология, психология, культурология,
политология, экономика, право... Все это не должно
изучаться факультативно; сегодня это не менее
важно, чем традиционные физика и химия.
А. Адамский: Г-н Матвейчев, позвольте мне пояснить
свою позицию. Важность коммуникации никак не
связана с необходимостью делать из этого
содержания учебный предмет. Наоборот, как только
это станет частью школьных программ, – прощай,
смысл коммуникации! Учить коммуникации можно
лишь в коммуникации. Создание новых
организационных форм – не принижение значения
этой предметности, а наоборот.
Н. Говорухина, директор средней школы № 34 г.
Каменск-Уральского: Уважаемый Александр
Изотович! Коммуникативные технологии раскрывают
возможности современного руководителя; а как вы
полагаете, педагогическая общественность
возьмет ли новую предметность в качестве
«базовой» технологии?
А. Адамский: Широкая педагогическая
общественность коммуникативные технологии не
возьмет в качестве базовых. К сожалению, широкая
педагогическая общественность более
консервативна, чем необходимо для подобного шага.
И потом, для такого рода предметности надо иметь
свое, индивидуальное, содержание; надо иметь, что
сказать коллегам и ученикам, сказать от себя.
Многие ли к этому готовы?.. Однако новая
предметность и не должна вытеснять старую – они
могут существовать параллельно. Только что
состоялась эвриканская сессия в Красноярске, мы
там это обсуждали.
Л. Завьялова: Интернет станет связующим звеном и
останется им, если не возникнет негативного
опыта. Для этого данной форме коммуникации надо
учить. Не только детей, а педагогов, управленцев.
Учить и мотивировать – явно, неявно! Это повод
для того, чтобы отнестись к коммуникативным
технологиям как к предметной области, области
науки.
М. Занин, директор Института развития
регионального образования Свердловской области:
К сожалению, коммуникативные технологии все еще
не присутствуют в образовательном учреждении:
стереотипы! Но появилось новое (и не всегда
молодое) поколение руководителей, которые видят
возможности решения многих проблем в
образовании за счет использования именно
коммуникативных технологий. Как следствие и
денежные средства подтягиваются!
Н. Шубина, директор Бродовской школы Каменского
района Свердловской области: Здравствуйте,
Александр Изотович! Приветствуем вас на нашем
форуме! Какие целевые аудитории должны быть
приоритетными для современного директора школы?
А. Бабетов, директор гимназии «Корифей»: В рамках
нашей программы повышения квалификации мы
рассматриваем учеников, родителей, учителей,
спонсоров и т.д. как целевые аудитории в
коммуникативном процессе. Руководитель сегодня,
по нашему мнению, должен на этих обычных в его
практике людей смотреть как на «целевые
аудитории», на которые направляются
коммуникативные проекты.
А. Адамский: Алексей Алимович, спасибо за
разъяснение. Ну вот «целевые группы» и могут быть
заменой «учебному предмету». Это такая оргформа,
в которой та или иная предметность себя
«означивает».
Р. Селюков, гимназия «Дидакт», г. Заречный
Пензенской обл.: На мой взгляд, дисциплиной-то
учебной коммуникация, может, и станет, но от этого
вряд ли изучающие ее люди существенно улучшат
свои коммуникативные навыки. Они, наверное,
должны быть за скобками уже имеющихся учебных
дисциплин, а также и вне учебной ситуации.
Л. Завьялова: Коммуникации – это информация,
способы хранения и обработки, потребители
информации. Что же исходя из этой формулы есть
коммуникационные технологии, то есть о чем мы
сейчас беседуем?
М. Калужская: Мы беседуем об оптимальных и
органичных (для разных целевых аудиторий)
способах обмена информацией.
А. Бабетов: Вернее, мы заостряем внимание на том,
как наиболее эффективно можно добиваться
поставленных целей, используя коммуникативные
технологии. Или иначе: целенаправленная работа с
целевыми аудиториями неминуемо приводит к
желаемому результату.
М. Калужская: А какие из коммуникаций (коммуникативных
технологий) кажутся вам, Александр Изотович,
самыми «хитовыми» для нашего времени?
А. Адамский: Какие кажутся хитовыми? Подростковое
общение – прежде всего. Там рождаются особая
стилистика и особый тип общения. И нам, взрослым,
туда дорога закрыта. Пока...
М. Калужская: В русле подросткового общения можно
двигаться навстречу, делая разновозрастные
проекты. И есть все-таки педагоги, которые вхожи в
коммуникативную среду подростков: это такие
медиумы. Через них тоже возможны взаимопонимание
и совместные деяния. Кстати, наш живой мост на
форуме – это подростковая (по жанру и стилю)
коммуникация, такой информационный винегрет:
похоже на чат, только реплики больно
концептуальны. Подростки-то как раз свободно
размещаются в «рваном», мозаичном
информационном пространстве и умудряются
получить в нем максимум информации. Наверное, это
преобладающие коммуникации будущего.
Н. Ворошилова, Кошайская средняя школа
Серовского района Свердловской области:
Александр Изотович! Как решить проблему изоляции
сельской школы, которая находится далеко от
районных центров? Не только физической, но и
моральной?
А. Адамский: Дорогая Надежда Петровна, ваш вопрос
один из самых для меня болезненных. Я начинал
сельским учителем, и мои родители 40 лет
проработали в сельской школе. Сегодня
оторванность и изоляция сельской школы намного
сильнее, чем в прошлом. Газеты не читаются,
журналы не выписываются. Вот я, например, не знаю,
доходит ли в село «Первое сентября» или
«Управление школой».
Оторванность сельской школы вызывает у власти
большое желание закрыть ее (не власть, а сельскую
школу) – но это будет трагедией для села. Мне
кажется, здесь единственный выход – прорываться
технически и технологически. Создавать сетевое
общение. У нас есть ФЭПы, которым это удается.
Н. Ворошилова: Спасибо, Александр Изотович, за
понимание и поддержку! Газета «Первое сентября»
доходит, а вот «Управление школой» – пока нет.
Будем прорываться!!!
З. Осинцева: Газету «Первое сентября» выписываем
за счет спонсорских средств. К сожалению, без
приложений. Но более принципиальным является
вопрос о содержании, которое газета приносит в
школу. Не каждый учитель берет в руки газету...
М. Калужская: Вот интересное предложение: не
можете выписывать приложения – создавайте их
сами в своем Каменском районе, связывайтесь с
областным центром, привлекайте авторов! Пусть
это будет самиздат, но зато, увидев плоды вашей
активности, кто-нибудь обязательно обеспечит вас
подпиской и на «Управление школой», и на
предметные приложения.
А. Адамский: Мария, какая замечательная идея!
То, что и как мы здесь обсуждаем относительно
сельских школ, – это уже важнейший результат
этой конференции. Здесь уже есть некоторый опыт,
который мы сейчас анализируем. Я считаю, что
программа компьютеризации сельских школ имеет
все шансы на реализацию, но нужны оригинальные
технологические решения и квалифицированные
высокооплачиваемые специалисты. Никому ведь не
придет в голову открывать больницу с
неподготовленным персоналом.
Сейчас не время это обсуждать детально, но и
корифейцы, и ярославцы, и другие наши площадки
вполне могут специально обсуждать эти
технологические решения.
Можно послать даже специальную записку в
правительство на эту тему.
З. Осинцева: Вопрос Олегу Матвейчеву. А каким
образом вам кажется возможным введение
коммуникативных технологий в школу, особенно в
сельскую?
О. Матвейчев: Мы не вольны распоряжаться, вводить
коммуникацию или не вводить: она есть всегда.
Вопрос только в том, коммуницируем ли мы
естественным образом, по наитию, абы как или же
технологично, то есть со знанием того, что и
почему делаем и почему именно так, а не иначе. В
этом смысле между сельской и городской школой
различий нет. Конечно, те технологии, которые
требуют материального подкрепления (если речь
идет, например, о компьютерах), менее доступны для
отдаленных и сельских школ, но именно они, в силу
этой специфики, больше всего в них и нуждаются. У
меня есть предложение в связи президентским
курсом на компьютеризацию школ: начать ее с самых
дальних учебных заведений. В городах нет
недостатка в коммуникациях, в связи, в информации,
а вот для села сейчас Интернет может стать
единственным связующим звеном с миром.
М. Калужская: Интернет – спасение для сельских
школ: он в какой-то степени компенсирует скверные
дороги и культурную «затхлость». Но путь к
спасению – это тоже коммуникативная технология!
Прав Александр Изотович: и сельская школа может
«раскрутиться» почище городской, причем старт
берется без всякого Интернета. Но с мыслями о нем!
К. Гусева: В Ярославле на этом мы и
сконцентрировались – на помощи сельским школам
в овладении телекоммуникациями!
О. Матвейчев: Ярославцы – молодцы! Насколько я
знаю, такая же политика в Якутии проводилась, но
им-то просто деваться некуда было. Якутия по
территории больше половины Европы, и там между
селами расстояния по 500-1000 километров. Зато
теперь там в каждом отдаленном поселке, куда и
самолет летает раз в полгода, есть Интернет. Они с
американцами переписываются и не чувствуют себя
окраиной мира.
Н. Шубина: Уважаемый Олег Анатольевич! Что, на ваш
взгляд, является сегодня приоритетным в
подготовке выпускника сельской школы? Какова
современная модель сельского выпускника?
О. Матвейчев: Для всякого молодого человека,
выросшего в селе, лет в 18 встает экзистенциальный
вопрос: оставаться в селе, на земле, или нет. И то и
другое имеет свои плюсы и минусы. Я, например,
треть детства провел в селе и до сих пор отношусь
к городской цивилизации критически, она мне не
совсем родная; хочется иной раз бросить все и
уехать в деревню... Так вот, к сожалению, сегодня у
нас ребенка, выросшего в селе, лишили выбора. Он,
при нынешней подготовке, не может жить иначе, как
на селе, не может поступить в вуз и проч. Поэтому
главная задача – не дать сельским школам отстать.
Не стоит особую модель ученика сельской школы
изобретать. Пусть он имеет то, что и городские. А
сельское воспитание все равно возьмет свое.
А. Бабетов: Спасибо всем участникам телемоста!
Особая благодарность Александру Изотовичу и
Ларисе Завьяловой за участие в телеконференции!
На данный момент, в рамках программы повышения
квалификации, которая, кстати, проводится
совместно с Институтом развития регионального
образования, процесс электронных коммуникаций
завершается. Но наша коммуникация продолжается!!
Подготовила
Ольга СОМОВА
|