Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №39/2002


СЕТЬ

Коммуникативные технологии
в действии на сайте гимназии «Корифей»

9 октября в рамках семинара по коммуникативным технологиям произошло примечательное событие: с 13.00 до 14.00 по московскому времени действовал телекоммуникационный мост, где лидер эвриканского сообщества Александр Адамский в режиме on-line общался с представителями федеральных авторских школ и слушателями программы повышения квалификации в Екатеринбурге.
Александр Изотович выходил «на мост» из Улан-Удэ, где в эти дни проходила выездная эвриканская конференция. В экспресс-дискуссии также участвовала Лариса Завьялова, специалист Ярославского центра телекоммуникаций и давний партнер «Корифея» по сетевому взаимодействию. Главной темой была, конечно, коммуникация – как новая образовательная предметность и новое пространство педагогического менеджмента. К сожалению, рамки форума не позволили адекватно реализовать все задачи интернет-акции (реплики запаздывали; тематическое единство и логика обсуждения иногда разрушались), зато совершенно спонтанно родилось несколько креативных идей по продвижению и информационной поддержке сельских и периферийных школ.

А. Адамский: Добрый день, мне только что удалось войти в сеть. Нахожусь в Бурятии и хочу участвовать в конференции. Исходный тезис простой: коммуникация – это такая же образовательная предметность, как физика или математика. Это не прикладная функция, предназначенная для передачи смысла, а это и есть смысл духовно-практической деятельности человека. Поэтому коммуникативные технологии, с моей точки зрения, должны перейти из разряда вспомогательного средства в образовании в его предметность.
З. Осинцева, директор Рыбниковской школы Каменского района Свердловской области: Правильно ли я поняла, что коммуникативность должна стать еще одной образовательной областью?
Л. Завьялова, Ярославль, ФЭП, Центр телекоммуникаций (ЦТИСО): Что такое предметная область коммуникаций: это инвариант + набор инструментов (прикладная часть) для других предметных областей? И что можно отнести к инварианту?
А. Адамский: Это интересный вопрос: должна ли коммуникативность (или коммуникация) стать еще одной образовательной областью? А что если новая предметность – если только она действительно новая – порождает и новую для себя организационную форму? Это примерно то, что происходит сейчас на этой конференции. В том-то и дело, что коммуникация не вписывается в стандартные дидактические формы, а, будучи туда помещенной, умирает.
М. Калужская: Зато стандартные дидактические формы могут быть вписаны в коммуникации – от этого они перестают быть стандартными.
О. Матвейчев., к.ф.н., теоретик коммуникации: Коммуникация как школьный предмет – это, наверное, слишком... Достаточно было бы того, чтобы ее (как науку!) изучали педагоги и директора. А они уже сами внедрят полученные знания в учебный процесс. Но в то же время неплохо было бы ввести в программу ряд предметов, которые очень тесно переплетаются с коммуникативными технологиями и будут востребованы в XXI веке: это антропология, психология, культурология, политология, экономика, право... Все это не должно изучаться факультативно; сегодня это не менее важно, чем традиционные физика и химия.
А. Адамский: Г-н Матвейчев, позвольте мне пояснить свою позицию. Важность коммуникации никак не связана с необходимостью делать из этого содержания учебный предмет. Наоборот, как только это станет частью школьных программ, – прощай, смысл коммуникации! Учить коммуникации можно лишь в коммуникации. Создание новых организационных форм – не принижение значения этой предметности, а наоборот.
Н. Говорухина, директор средней школы № 34 г. Каменск-Уральского: Уважаемый Александр Изотович! Коммуникативные технологии раскрывают возможности современного руководителя; а как вы полагаете, педагогическая общественность возьмет ли новую предметность в качестве «базовой» технологии?
А. Адамский: Широкая педагогическая общественность коммуникативные технологии не возьмет в качестве базовых. К сожалению, широкая педагогическая общественность более консервативна, чем необходимо для подобного шага. И потом, для такого рода предметности надо иметь свое, индивидуальное, содержание; надо иметь, что сказать коллегам и ученикам, сказать от себя. Многие ли к этому готовы?.. Однако новая предметность и не должна вытеснять старую – они могут существовать параллельно. Только что состоялась эвриканская сессия в Красноярске, мы там это обсуждали.
Л. Завьялова: Интернет станет связующим звеном и останется им, если не возникнет негативного опыта. Для этого данной форме коммуникации надо учить. Не только детей, а педагогов, управленцев. Учить и мотивировать – явно, неявно! Это повод для того, чтобы отнестись к коммуникативным технологиям как к предметной области, области науки.
М. Занин, директор Института развития регионального образования Свердловской области: К сожалению, коммуникативные технологии все еще не присутствуют в образовательном учреждении: стереотипы! Но появилось новое (и не всегда молодое) поколение руководителей, которые видят возможности решения многих проблем в образовании за счет использования именно коммуникативных технологий. Как следствие и денежные средства подтягиваются!
Н. Шубина, директор Бродовской школы Каменского района Свердловской области: Здравствуйте, Александр Изотович! Приветствуем вас на нашем форуме! Какие целевые аудитории должны быть приоритетными для современного директора школы?
А. Бабетов, директор гимназии «Корифей»: В рамках нашей программы повышения квалификации мы рассматриваем учеников, родителей, учителей, спонсоров и т.д. как целевые аудитории в коммуникативном процессе. Руководитель сегодня, по нашему мнению, должен на этих обычных в его практике людей смотреть как на «целевые аудитории», на которые направляются коммуникативные проекты.
А. Адамский: Алексей Алимович, спасибо за разъяснение. Ну вот «целевые группы» и могут быть заменой «учебному предмету». Это такая оргформа, в которой та или иная предметность себя «означивает».
Р. Селюков, гимназия «Дидакт», г. Заречный Пензенской обл.: На мой взгляд, дисциплиной-то учебной коммуникация, может, и станет, но от этого вряд ли изучающие ее люди существенно улучшат свои коммуникативные навыки. Они, наверное, должны быть за скобками уже имеющихся учебных дисциплин, а также и вне учебной ситуации.
Л. Завьялова: Коммуникации – это информация, способы хранения и обработки, потребители информации. Что же исходя из этой формулы есть коммуникационные технологии, то есть о чем мы сейчас беседуем?
М. Калужская: Мы беседуем об оптимальных и органичных (для разных целевых аудиторий) способах обмена информацией.
А. Бабетов: Вернее, мы заостряем внимание на том, как наиболее эффективно можно добиваться поставленных целей, используя коммуникативные технологии. Или иначе: целенаправленная работа с целевыми аудиториями неминуемо приводит к желаемому результату.
М. Калужская: А какие из коммуникаций (коммуникативных технологий) кажутся вам, Александр Изотович, самыми «хитовыми» для нашего времени?
А. Адамский: Какие кажутся хитовыми? Подростковое общение – прежде всего. Там рождаются особая стилистика и особый тип общения. И нам, взрослым, туда дорога закрыта. Пока...
М. Калужская: В русле подросткового общения можно двигаться навстречу, делая разновозрастные проекты. И есть все-таки педагоги, которые вхожи в коммуникативную среду подростков: это такие медиумы. Через них тоже возможны взаимопонимание и совместные деяния. Кстати, наш живой мост на форуме – это подростковая (по жанру и стилю) коммуникация, такой информационный винегрет: похоже на чат, только реплики больно концептуальны. Подростки-то как раз свободно размещаются в «рваном», мозаичном информационном пространстве и умудряются получить в нем максимум информации. Наверное, это преобладающие коммуникации будущего.
Н. Ворошилова, Кошайская средняя школа Серовского района Свердловской области: Александр Изотович! Как решить проблему изоляции сельской школы, которая находится далеко от районных центров? Не только физической, но и моральной?
А. Адамский: Дорогая Надежда Петровна, ваш вопрос один из самых для меня болезненных. Я начинал сельским учителем, и мои родители 40 лет проработали в сельской школе. Сегодня оторванность и изоляция сельской школы намного сильнее, чем в прошлом. Газеты не читаются, журналы не выписываются. Вот я, например, не знаю, доходит ли в село «Первое сентября» или «Управление школой».
Оторванность сельской школы вызывает у власти большое желание закрыть ее (не власть, а сельскую школу) – но это будет трагедией для села. Мне кажется, здесь единственный выход – прорываться технически и технологически. Создавать сетевое общение. У нас есть ФЭПы, которым это удается.
Н. Ворошилова: Спасибо, Александр Изотович, за понимание и поддержку! Газета «Первое сентября» доходит, а вот «Управление школой» – пока нет. Будем прорываться!!!
З. Осинцева: Газету «Первое сентября» выписываем за счет спонсорских средств. К сожалению, без приложений. Но более принципиальным является вопрос о содержании, которое газета приносит в школу. Не каждый учитель берет в руки газету...
М. Калужская: Вот интересное предложение: не можете выписывать приложения – создавайте их сами в своем Каменском районе, связывайтесь с областным центром, привлекайте авторов! Пусть это будет самиздат, но зато, увидев плоды вашей активности, кто-нибудь обязательно обеспечит вас подпиской и на «Управление школой», и на предметные приложения.
А. Адамский: Мария, какая замечательная идея!
То, что и как мы здесь обсуждаем относительно сельских школ, – это уже важнейший результат этой конференции. Здесь уже есть некоторый опыт, который мы сейчас анализируем. Я считаю, что программа компьютеризации сельских школ имеет все шансы на реализацию, но нужны оригинальные технологические решения и квалифицированные высокооплачиваемые специалисты. Никому ведь не придет в голову открывать больницу с неподготовленным персоналом.
Сейчас не время это обсуждать детально, но и корифейцы, и ярославцы, и другие наши площадки вполне могут специально обсуждать эти технологические решения.
Можно послать даже специальную записку в правительство на эту тему.
З. Осинцева: Вопрос Олегу Матвейчеву. А каким образом вам кажется возможным введение коммуникативных технологий в школу, особенно в сельскую?
О. Матвейчев: Мы не вольны распоряжаться, вводить коммуникацию или не вводить: она есть всегда. Вопрос только в том, коммуницируем ли мы естественным образом, по наитию, абы как или же технологично, то есть со знанием того, что и почему делаем и почему именно так, а не иначе. В этом смысле между сельской и городской школой различий нет. Конечно, те технологии, которые требуют материального подкрепления (если речь идет, например, о компьютерах), менее доступны для отдаленных и сельских школ, но именно они, в силу этой специфики, больше всего в них и нуждаются. У меня есть предложение в связи президентским курсом на компьютеризацию школ: начать ее с самых дальних учебных заведений. В городах нет недостатка в коммуникациях, в связи, в информации, а вот для села сейчас Интернет может стать единственным связующим звеном с миром.
М. Калужская: Интернет – спасение для сельских школ: он в какой-то степени компенсирует скверные дороги и культурную «затхлость». Но путь к спасению – это тоже коммуникативная технология! Прав Александр Изотович: и сельская школа может «раскрутиться» почище городской, причем старт берется без всякого Интернета. Но с мыслями о нем!
К. Гусева: В Ярославле на этом мы и сконцентрировались – на помощи сельским школам в овладении телекоммуникациями!
О. Матвейчев: Ярославцы – молодцы! Насколько я знаю, такая же политика в Якутии проводилась, но им-то просто деваться некуда было. Якутия по территории больше половины Европы, и там между селами расстояния по 500-1000 километров. Зато теперь там в каждом отдаленном поселке, куда и самолет летает раз в полгода, есть Интернет. Они с американцами переписываются и не чувствуют себя окраиной мира.
Н. Шубина: Уважаемый Олег Анатольевич! Что, на ваш взгляд, является сегодня приоритетным в подготовке выпускника сельской школы? Какова современная модель сельского выпускника?
О. Матвейчев: Для всякого молодого человека, выросшего в селе, лет в 18 встает экзистенциальный вопрос: оставаться в селе, на земле, или нет. И то и другое имеет свои плюсы и минусы. Я, например, треть детства провел в селе и до сих пор отношусь к городской цивилизации критически, она мне не совсем родная; хочется иной раз бросить все и уехать в деревню... Так вот, к сожалению, сегодня у нас ребенка, выросшего в селе, лишили выбора. Он, при нынешней подготовке, не может жить иначе, как на селе, не может поступить в вуз и проч. Поэтому главная задача – не дать сельским школам отстать. Не стоит особую модель ученика сельской школы изобретать. Пусть он имеет то, что и городские. А сельское воспитание все равно возьмет свое.
А. Бабетов: Спасибо всем участникам телемоста! Особая благодарность Александру Изотовичу и Ларисе Завьяловой за участие в телеконференции!
На данный момент, в рамках программы повышения квалификации, которая, кстати, проводится совместно с Институтом развития регионального образования, процесс электронных коммуникаций завершается. Но наша коммуникация продолжается!!

Подготовила
Ольга СОМОВА

Рейтинг@Mail.ru