Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №38/2002


ТОЧКА  ЗРЕНИЯ

Сельская школа как система поддержки ученика

В прошлом номере «УШ» мы уже публиковали материалы о работе сельской школы по методике С. Френе. Сегодня – продолжение темы.

Проблема образования в сельской местности принадлежит к числу наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня и очень точно отражает экономические, демографические и социальные процессы, происходящие на селе.

Обесценивание сельскохозяйственного труда, снижение материального уровня жизни сельских жителей, рост безработицы, уменьшение численности сельского населения, неспособность местной власти содержать объекты культуры, образования и медицины на должном уровне, нестабильность в обществе – таковы условия, в которых приходится обучать и воспитывать сельских детей.
Однако тяжелые условия работы не должны служить поводом для снижения ее качества, а, наоборот, должны стимулировать поиск тех путей, которые ведут к получению учащимися сельских школ полноценного образования, к развитию их творческих способностей, к полной самореализации личности.
Необходимость решения вышеперечисленных проблем заставила нашу школу обратиться к педагогическому опыту французского педагога Селестена Френе (1896–1966), который нашел оригинальное решение проблемы творческого самовыражения ребенка.
Одно из основных положений педагогики Френе как раз заключается в том, что всякое человеческое существо стремится к самовыражению, но истинно свободным самовыражение становится только в том случае, когда протекает в различных формах деятельности: речи, письме, рисунке, пении, движении, музыке, театре и т.п.
Школа Френе предоставляла детям широкие возможности для самовыражения и самореализации в жизни, давала ребенку право выбора той деятельности, которая соответствовала его интересам, способностям и возможностям. Методы Френе ненавязчиво стимулировали внутреннюю интеллектуальную и эмоциональную активность учащихся, их живой интерес к занятиям, развивали аналитическое и критическое мышление, инициативу, творчество и изобретательность детей.
Некоторые положения концепции французского педагога во многом созвучны педагогическим идеям В.А. Сухомлинского, который, как и Френе, придавал решающее значение собственному опыту ребенка, приобретенному в семье, школе, в общении со сверстниками и окружающей природой. Как и Френе, Василий Александрович не ограничивал мир детей рамками классно-урочной системы, оценками и баллами, не стремился вложить как можно больше готовых знаний в их головы.
«В каждом ребенке содержится больше истин, чем во всех педагогических учебниках мира вместе взятых. Ребенок сам создает свою личность, а функция педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку обнаружить в себе и развить то, что ему органически присуще», – говорил
С. Френе. Как продолжение этой мысли воспринимаются слова В.А. Сухомлинского о его «школе радости»: «Я не составлял детального плана: что и в какой день буду говорить детям, куда поведу их. Жизнь нашей школы развивалась из идеи, которая воодушевляла меня: ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».
Сходство педагогических позиций Френе и Сухомлинского, принципов организации школьной жизни позволила нам в рамках традиционной школы создать для учащихся начальных классов две альтернативные школы – «Школу радости» (по Сухомлинскому) для учащихся 1–2-х классов и «Школу самовыражения» (по Френе) для учащихся 3–4-х классов.
«Школа радости» – это дни и недели погружения в мир самостоятельного познания окружающей действительности, когда процесс овладения знаниями, умениями и навыками выносится за пределы классной комнаты. Сколько времен года – столько раз в году открывает свои двери и «Школа радости». Весной – это «Школа под голубым небом»; летом – «Школа солнечного лета»; осенью – «Школа осенних этюдов»; зимой – «Школа под зимним небом».
Каждый учитель 1–2-х классов по-своему выстраивает свою систему работы под голубым небом, но неизменными остаются те принципы и подходы к процессу познания окружающего мира, которые изложены В.А. Сухомлинским в его книге «Сердце отдаю детям».
И «путешествия» к истокам живого слова, и занятия в уголке мечты, и решение задач из живого задачника, и забота о живом и прекрасном, и слушание музыки природы, и художественное творчество, и заочные странствия по земному шару, и приобщение к миру труда и игры – все это живые, натуральные методы обучения и воспитания детей начальных классов, способствующие раскрытию индивидуальной самобытности ребенка, расширению сферы его интеллектуальной и духовной жизни.

Н.И. КРАВЧЕНКО,
директор Октябрьской школы
Волновахского района Донецкой области

Рейтинг@Mail.ru