Сельская школа как система
поддержки ученика
В прошлом номере «УШ» мы уже
публиковали материалы о работе сельской школы по
методике С. Френе. Сегодня – продолжение темы.
Проблема образования в сельской
местности принадлежит к числу наиболее
актуальных проблем сегодняшнего дня и очень
точно отражает экономические, демографические и
социальные процессы, происходящие на селе.
Обесценивание сельскохозяйственного труда,
снижение материального уровня жизни сельских
жителей, рост безработицы, уменьшение
численности сельского населения, неспособность
местной власти содержать объекты культуры,
образования и медицины на должном уровне,
нестабильность в обществе – таковы условия, в
которых приходится обучать и воспитывать
сельских детей.
Однако тяжелые условия работы не должны служить
поводом для снижения ее качества, а, наоборот,
должны стимулировать поиск тех путей, которые
ведут к получению учащимися сельских школ
полноценного образования, к развитию их
творческих способностей, к полной
самореализации личности.
Необходимость решения вышеперечисленных
проблем заставила нашу школу обратиться к
педагогическому опыту французского педагога
Селестена Френе (1896–1966), который нашел
оригинальное решение проблемы творческого
самовыражения ребенка.
Одно из основных положений педагогики Френе как
раз заключается в том, что всякое человеческое
существо стремится к самовыражению, но истинно
свободным самовыражение становится только в том
случае, когда протекает в различных формах
деятельности: речи, письме, рисунке, пении,
движении, музыке, театре и т.п.
Школа Френе предоставляла детям широкие
возможности для самовыражения и самореализации
в жизни, давала ребенку право выбора той
деятельности, которая соответствовала его
интересам, способностям и возможностям. Методы
Френе ненавязчиво стимулировали внутреннюю
интеллектуальную и эмоциональную активность
учащихся, их живой интерес к занятиям, развивали
аналитическое и критическое мышление,
инициативу, творчество и изобретательность
детей.
Некоторые положения концепции французского
педагога во многом созвучны педагогическим
идеям В.А. Сухомлинского, который, как и Френе,
придавал решающее значение собственному опыту
ребенка, приобретенному в семье, школе, в общении
со сверстниками и окружающей природой. Как и
Френе, Василий Александрович не ограничивал мир
детей рамками классно-урочной системы, оценками
и баллами, не стремился вложить как можно больше
готовых знаний в их головы.
«В каждом ребенке содержится больше истин, чем во
всех педагогических учебниках мира вместе
взятых. Ребенок сам создает свою личность, а
функция педагога состоит в том, чтобы помочь
ребенку обнаружить в себе и развить то, что ему
органически присуще», – говорил
С. Френе. Как продолжение этой мысли
воспринимаются слова В.А. Сухомлинского о его
«школе радости»: «Я не составлял детального
плана: что и в какой день буду говорить детям,
куда поведу их. Жизнь нашей школы развивалась из
идеи, которая воодушевляла меня: ребенок по своей
природе – пытливый исследователь, открыватель
мира. Так пусть перед ним открывается чудесный
мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в
сказке и игре, в собственном творчестве, в
красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении
делать добро людям».
Сходство педагогических позиций Френе и
Сухомлинского, принципов организации школьной
жизни позволила нам в рамках традиционной школы
создать для учащихся начальных классов две
альтернативные школы – «Школу радости» (по
Сухомлинскому) для учащихся 1–2-х классов и
«Школу самовыражения» (по Френе) для учащихся 3–4-х
классов.
«Школа радости» – это дни и недели погружения в
мир самостоятельного познания окружающей
действительности, когда процесс овладения
знаниями, умениями и навыками выносится за
пределы классной комнаты. Сколько времен года –
столько раз в году открывает свои двери и «Школа
радости». Весной – это «Школа под голубым небом»;
летом – «Школа солнечного лета»; осенью – «Школа
осенних этюдов»; зимой – «Школа под зимним
небом».
Каждый учитель 1–2-х классов по-своему
выстраивает свою систему работы под голубым
небом, но неизменными остаются те принципы и
подходы к процессу познания окружающего мира,
которые изложены В.А. Сухомлинским в его книге
«Сердце отдаю детям».
И «путешествия» к истокам живого слова, и занятия
в уголке мечты, и решение задач из живого
задачника, и забота о живом и прекрасном, и
слушание музыки природы, и художественное
творчество, и заочные странствия по земному шару,
и приобщение к миру труда и игры – все это живые,
натуральные методы обучения и воспитания детей
начальных классов, способствующие раскрытию
индивидуальной самобытности ребенка, расширению
сферы его интеллектуальной и духовной жизни.
Н.И. КРАВЧЕНКО,
директор Октябрьской школы
Волновахского района Донецкой области
|