Любовь ГЛЕБОВА
Лекарство от бедности
До тех пор пока бюджет социальной
сферы будет строиться на идее безвозвратных
потерь (отнять у работающей экономики и отдать
"иждивенцам"), страна будет беднеть с каждым
циклом воспроизводства. В ситуации "социальной
дармовщинки" государству очень сложно быть
богатым. Так называемый "социально-ориентированный"
бюджет в нашем специфическом затратном
понимании – это и есть самый эффективный способ
сделать так, "чтобы не было богатых" и тем
самым подорвать на корню главную президентскую
идею – вытащить страну из тысячелетней бедности.
Ведь богатым даже в Москве считается человек,
который имеет доход 8000 руб. в месяц.
Лекарством от бедности, по мнению автора –
заместителя полномочного представителя
Президента Российской Федерации в Приволжском
федеральном округе Любови ГЛЕБОВОЙ, является
социальное партнерство – создание институтов
экономической солидарности граждан.
Кому на Руси жить
хорошо, а кому – нет?
Сегодня все наши социальные расходы – прямые
потери. Пенсии "проедаются", результат
здравоохранения – 1,5 миллиона ежегодного
сокращения численности населения, результат
образования – 28-е место среди пятидесяти
произвольно выбранных стран, результат
деятельности жилкомхоза – ужасающее состояние
как коммунального, так и приватизированного
жилья. И, несмотря на титанические усилия
правительства, ситуация ухудшается с каждым
годом. Но по-другому быть не может, потому что
бедным в нашем Отечестве быть если и тяжело, то по
крайней мере не обидно, ему хоть что-то плохо и
нерегулярно дают, а вот богатым быть просто
отвратительно – потому, что у него постоянно и
много берут, вдобавок именно за ним идет охота
всех многочисленных фискальных служб. Отсюда
парадоксальный результат – только в нашей
стране основная масса богатых и зажиточных
официально прикидывается бедными. Известный
факт – наше население держит в банках (стеклянных)
не менее $60 млрд.! При том, что официальная средняя
зарплата около 3000 руб. ($100).
Действительно, все большему числу политиков и
просто здравомыслящих людей становится ясно, что
бедность нашего населения не совсем или, точнее,
далеко не только экономическое явление. Из ста
миллионов самодеятельного населения страны –
около 5 млн. ведут себя как реально зажиточные,
"социально взрослые, ответственные"
граждане: они не прячут свои деньги в кубышках,
они пользуются банковскими услугами,
декларируют доходы, делают дорогие покупки,
вкладывают средства в саморазвитие (образование,
профилактику болезней, лечение, отдых, будущую
экономическую самостоятельность), они строят
крепкую, как правило, многодетную семью, их
политический выбор логичен и определяется четко
осознанными интересами. В то же время 90 млн.
человек (владельцы указанных $60 млрд.) ведут себя
как классические бедные, социально инфантильные
люди – доходы не афишируют и стараются потратить
все, что заработали, практически не вкладывают
деньги в будущее, не дорожат семьей, легко
разводятся, часто вообще не заводят детей или
ограничиваются одним ребенком, стараются не
платить за образование, профилактику болезней,
лечение и отдых, не вкладывают денег в накопление
средств на саморазвитие (не покупают акции,
облигации, страховые полисы и т.п.). Эти наши
сограждане не берут кредиты и вообще опасаются
"влезать в долги", часто ведут совершенно
нерентабельное натуральное хозяйство, в
политике, как правило, инертны, часто становятся
жертвами разных манипулятивно-мошеннических
средств воздействия, порой отлично понимая
неизбежность надувательства. Самое же главное,
все эти люди, а их вместе с пенсионерами ни много
ни мало 120 млн., безнадежно одиноки, они ждут и
требуют помощи только от абстрактного "государства"
и не готовы помогать друг другу сами. Бедность (слабость,
социальная болезненность, незащищенность,
недостаточность) как образ жизни подавляющего
большинства народа – вот диагноз нашего
общества.
Из всего сказанного возникает весьма
нетрадиционное для нашего привычного образа
мыслей рассуждение: какие принять законы, на
какие рычаги надавить всей силой мощи правящих
кругов, чтобы наконец сдвинуть с места, дать
толчок движению в обществе в сторону прекращения
бедности и роста богатства. А ведь подобные
мероприятия в экономике – вещь совершенно
необходимая, но одновременно – и совершенно
недостаточная! Потому что экономика в
человеческом мире – не первична. Первична
культура, а точнее, социокультурная сфера.
Хочет ли народ быть богатым?
Ни для кого не секрет, что состоятельность,
благополучие и здоровье граждан – показатель
процветания государства. Но в то же время со
словом "богатый" в нашей стране
ассоциируется слово "предприниматель".
Однако не все поголовно население может вдруг
резко стать предпринимателями, кто-то должен
учить, лечить, защищать, обслуживать.
Соответственно на это уходят деньги
налогоплательщиков. Итак, замкнутый круг? Или все-таки
правительство может решить проблему достойного
обеспечения граждан, так называемых бюджетников,
а также предоставить возможность желающим
применить свою предпринимательскую жилку и
помочь им расчистить путь для входа в мир богатых.
Другое дело, какой на это понадобится срок и
возможно ли переделать большую часть населения,
которая еще трудоспособна, но которая по-прежнему
еще живет высокими идеалами недалекого прошлого
типа "каждый – по способностям, каждому – по
труду"? Что могут этому противопоставить
нынешние "верхи", какую национальную идею? И
можно ли ее выдумать и навязать? Так что же,
пустить развитие общества на самотек и ждать,
когда повзрослеют и поумнеют люди новой формации
– нынешние дети? Но какими гражданами они станут
без национальной-то идеи, без идеалов – вот в чем
вопрос.
Считается, что менталитет русского человека не
позволял ему думать только о деньгах, гоняться за
деньгами, "гибнуть за металл", продавать
душу дьяволу. Так как же быть в том числе и с
менталитетом, то бишь с тем, что впитано с молоком
матери?
Можно выработать какой угодно план действий,
выверить его экономически, просчитать все до
мелочей. Но нельзя просчитать движение души
многомилионного народа. Каждого в отдельности
необходимо перевоспитать, перенаставить на
другой лад, перекроить, переделать. Возможно ли,
чтобы все вдруг и сразу захотели быть богатыми во
что бы то ни стало – ведь богатым быть хлопотно,
суетливо, опасно, ответственно и обременительно.
Гораздо приятнее, а главное спокойнее, честно
исполнять свой долг, быть совестливым,
законопослушным и вовремя получать свою пусть и
скромную, но заработанную плату. И вот тогда
народ взывает к правительству. А предприятия тем
временем закрываются, рабочих мест нет, рабочие
получают зарплату продукцией, а потом мыкаются с
ней по городам и весям нашей необъятной Родины и
порой то, что заработали, не получают месяцами. А
отдельные граждане, отчаявшись заработать,
будучи малообразованными и далекими от культуры
людьми, превращаются не в нахлебников, а в
преступников или идут просить подаяние. (Это к
вопросу о том, как начать изживать бедность
неэкономическими средствами.)
От индивидуализма к коллективизму и
социальному партнерству
Существует множество переходных форм, в которых
коллективизм и индивидуализм сосуществуют, не
смешиваясь, аккумулируя свои отрицательные
стороны и почти не проявляя положительных. В
таких обществах нет ни свободы, ни равенства.
Такие общества являются наиболее нестабильными,
в них в самой острой форме проявляются
социальные контрасты, они особенно опасны для
собственного населения и окружающих постоянной
угрозой распада и революций. Именно такой была
поздняя Российская империя (как, впрочем, и
Германская, и Австро-Венгерская и Турецкая перед
Первой мировой войной), именно в эту стадию
вступил СССР с середины 60-х годов, именно в ней
наша страна находится сейчас. Справедливости
ради надо сказать, что в этом же состоянии
находится и основная масса народов и государств
Земли (практически все, кроме "золотого
миллиарда", пребывающего в состоянии
солидарности, Индии и Китая, пребывающих в
состоянии коллективизма).
Наконец, общества солидарные (упомянутый уже "золотой
миллиард" – Япония, Австралия, Новая Зеландия,
Канада, США, Западная Европа). Все они пришли к
солидарности после великой депрессии и Второй
мировой войны путем специальных
целенаправленных, прежде всего социо- и политико-культурных
действий, призванных объединить положительные
стороны индивидуализма и коллективизма.
Соединить трагически разделенные свободу и
равенство. Суть этого соединения в том, что
усилия общества и государства сместились от
обеспечения любой ценой свободной конкуренции к
законодательному формированию институтов
социальной взаимопомощи.
От экономического индивидуализма была взята
идея инвестиций (затрат, которые приносят
индивидуальную прибыль), а от централизованного
коллективизма идея поддержки человека в его
собственных трудностях и рисках. Так родилось
социальное партнерство, которое обеспечивает
солидарные общества приоритетным совместным
инвестированием в социальную сферу, где
дивидендами выступают социальная стабильность,
ставшая результатом изживания бедности как
образа жизни.
Социальное партнерство строится на определенных
фундаментальных принципах, или нормах. Эти
отношения основываются на: добровольности
признания партнерами друг друга в качестве
участников общественных отношений; принципах
доверия, уважения, доброжелательности, равенства,
свободы выбора.
А также предполагается обоюдная ответственность
за общее дело, обязательность выполнения
достигнутых договоренностей, где решающим
выступает фактор взаимной полезности, поэтому
эти отношения предполагают взаимную
заинтересованность сторон, уважение и учет
интересов друг друга. В свою очередь участники
равноправны в выборе путей и средств достижения
общей цели, сохраняют самостоятельность и не
вмешиваются в дела друг друга. Отсутствует также
необходимость руководствоваться "указаниями
свыше". Отношения отличаются бескорыстием и
солидарностью, формальные моменты явно
перевешивают неформальные, нивелируя личные
симпатии, антипатии, эмоции, социальные
пристрастия, поэтому социальное партнерство
немыслимо без адекватной этим принципам
правовой базы.
И в то же время социальное партнерство во всех
сферах общественной жизни явление весьма новое.
Лишь во второй половине ХХ столетия мировое
сообщество в лице наиболее социально
обустроенных государств накопило значительный
опыт регулирования социального взаимодействия
конфликтного характера путем не взаимной борьбы,
но партнерства участников этих социально-конфликтных
отношений.
Достижением современности является осознание
того факта, что в широком понимании партнерство
как баланс интересов, достигаемый сторонами
социального взаимодействия на основе
компромисса, является наиболее действенным
условием для достижения в обществе стабильности
и процветания.
Социальное партнерство нуждается в специальных
правовых рамках, гарантиях и институтах. Прежде
всего речь идет об ассоциировании населения по
самым различным основаниям. Можно сказать, что
без многомерного и многостороннего
ассоциирования (или, как говорили в первой
половине ХХ века, кооперирования) невозможны как
социальное партнерство, так и его важнейшее
следствие – солидарное состояние общества.
Пути преодоления бедности
Опыт стран "золотого миллиарда" и наш
собственный российский, к сожалению прерванный в
самом начале опыт земский и нэповский,
показывает огромные возможности солидарных
ассоциаций в преодолении бедности. Но этот же
опыт однозначно свидетельствует: без
специальной политики, нацеленной на
стимулирование социального солидарного
ассоциирования, создания непротиворечивой и
доступной для понимания человека "с улицы"
правовой базы, без заинтересованного и
многостороннего участия всех уровней
государственной власти и муниципального
самоуправления, без специальных мер защиты
солидарных ассоциаций от криминального захвата
или воздействия, без, наконец, всемерной
поддержки ассоциаций со стороны богатых и
социально успешных граждан "процесс не пойдет".
Единственный путь, которым можно осуществить
президентскую стратегию – преодолеть бедность,
одновременно не сворачивая быстрых и
необратимых либеральных перемен в экономике, –
это перевод нашего общества из состояния "бессмысленной
и беспощадной" борьбы коллективизма с
индивидуализмом в состояние солидарности.
И здесь нужна не столько национальная идея,
которая якобы должна сплотить всех на основах
коллективизма, жертвенности, мобилизации против
общего врага и т.д. и т.п., сколько скрупулезная
законодательная, управленческая,
разъяснительная и организационная работа на
всех общественно-государственных уровнях по
институализации социального партнерства в
формах различных солидарных ассоциаций, как
наиболее приемлемых для бедных обществ.
Суть любой солидарной ассоциации в объединении
средств участников индивидуально бедных и
экономически слабых для вложений в их
собственное гарантированное развитие. Так
возникают инвестиции в социальную сферу. Они
становятся системой, позволяющей вытащить
общество из бедности в том случае, если
солидарное государство создает условия, с одной
стороны, поощряющие ассоциирование, с другой –
формирует правовые рамки, гарантирующие
социальным ассоциациям определенные
преимущества, потому что, будучи предоставлены
чисто экономической рыночной стихии, социальные
ассоциации не выдерживают конкуренции и
разоряются.
Самые известные из ассоциаций – это различные
кооперативы: потребительские (ассоциация
покупателей), сбытовые (ассоциация продавцов),
кредитные (ассоциация заимодавцев и
кредитополучателей), жилищные и земельные (ассоциация
владельцев недвижимости), профессионально-цеховые
(ассоциации продавцов рабочей силы), акционерные
общества (ассоциации работодателей), различные
объединения, страхующие риски, традиционно
опасные для бедного человека – образовательные,
медицинские, природно-стихийные, накопительные.
Наконец, это объединения, созданные специально
для совместной борьбы с характерными пороками
бедности – пьянством, наркоманией, зависимостью
от преступных сообществ, социальной апатией и
иррациональностью.
Таким образом, можно заключить, что основной "дивиденд"
от инвестиций в социокультурную сферу –
стабильный рост экономики, переход всего
государства в его политической, национальной и
социокультурной составляющей в режим
устойчивого развития. Только такой путь решит
раз и навсегда проблему бедности, вернет нашу
страну в клуб развитых и благополучных обществ,
где наше место вакантно уже почти сто лет.
|