Симон СОЛОВЕЙЧИК
Внутренняя свобода учителя
Из того факта, что человек не
чувствует свободу ни вне себя, ни в себе, следует,
что именно свобода – естественное состояние
человека. Чем он свободнее, тем он больше похож на
того, каким является на самом деле. Тут, может, и
кроется некоторое объяснение загадочного
понятия внутренняя свобода: свободный держится
естественно, не скованно – но и не развязно.
Внутренне свободный человек всюду чувствует
себя как рыба в воде, ему комфортно жить на свете.
Этим он отличается от независимого, который
постоянно вступает в конфликты или порождает их.
Снова прислушаемся к своей речи: «Держится с
подчеркнутой независимостью». «Держится
свободно» – это говорят с одобрением. «Держится
независимо» – с долей отчуждения, если не
осуждения. Свободных любят, независимых – не
очень и не всегда.
Да, такая странность: не конформист, а живет
комфортно. Легко.
Нет, не легко, это неточное слово.
Тут вот в чем дело: он неуязвим или, скажем, менее
уязвим, чем другие люди.
Ну, например, невозможно представить себе
внутренне свободного человека, но с комплексом
неполноценности.
Вот это очень важно: внутренне свободного
человека практически невозможно унизить. Не то
что непробиваемый, бесчувственный, толстокожий (Сухомлинский
часто употреблял это слово: толстокожие), нет, он
не защищен, но и не вооружен – не агрессивен. Он
свободен – страшно сказать – и от себя, от груза
своего «я», от размышлений и суждений о самом
себе.
Вопрос «какой я?» – хороший или дурной, – этот
типично подростковый вопрос не мучит его или не
сильно мучит. Внутренне свободный человек не
слишком сосредоточивается на себе, он обращен к
людям, к жизни, к действиям. Он думает, страдает,
ищет, затрудняется, сомневается, колеблется – у
него может быть любой характер; но меньше всего
его занимает самооценка. «Я жить хочу, чтоб
мыслить и страдать», – написал один из самых
свободных людей в истории – Пушкин.
Каким-то образом эта комфортность, легкость
бытия соединяется – может соединиться – с
самыми глубокими переживаниями, без которых
человека как бы и нет. Страстные переживания,
подлинные страдания, глубочайшие чувства – и в
то же время свобода, отсутствие внутреннего
угнетения.
Видимо, это возможно.
А что если внутренняя свобода – это именно
свобода от тяжести своего «я»?
Если так, то становится понятным, что именно надо
делать для воспитания такой свободы: не давать
ребенку повода усомниться в том, что он достойный
человек. Внушать ему, как пишут психологи, что он
в порядке. «Ты в порядке, и я в порядке» –
считается, что это лучшая форма самочувствия.
Человек чувствует достойным и себя, и всех других
людей.
Возможно, это и есть формула внутренней свободы:
«Ты в порядке, и я в порядке». Я не хуже других и не
лучше других, и нет никого, кто хуже меня.
Проблемы «хуже – лучше», которая так мучит
иногда детей, просто не существует.
Возможно, для воспитания внутренней свободы
нужно как можно меньше оценивать детей. Хвалить
– можно, но при условии, что хвалишь всех.
Не могу не вспомнить историю, о которой писал не
раз. Но уж очень хороша история и многое
объясняет.
Однажды я попал в дом к человеку, который
занимался таким промыслом: он обучал канареек
петь. Ценная, дорогая канарейка должна
выделывать коленце за коленцем, причем в строго
определенном порядке. Вот он обучал их
канареечным трелям, а потом продавал.
В комнате у него было несколько письменных
двухтумбовых столов с ящиками, в каждом ящике –
по канарейке. В темноте канарейки не поют, сидят
молча.
А с одной он занимался, приговаривая: «Машка,
Машка, Машка...»
Я спросил, как зовут других канареек.
«Все Машки, иначе нельзя».
Нельзя потому, что, если бы у них были разные
имена, хозяин, занимаясь с одной, говорил бы ей:
«Машка, Машка», – другие канарейки – нет, вы
только представьте себе! – другие канарейки
завидовали бы, у них развился бы комплекс
неполноценности и они не научились бы красиво
петь!
Ничем не обиженные, никому не завидующие
канарейки, хоть они и сидят в темных ящиках
письменного стола, видимо, чувствуют ту
внутреннюю свободу и веру в свои таланты, которые
необходимы для мастерского канареечного пения.
Если же принять эту трогательную историю всерьез,
то она наталкивает на мысль, которая, вообще-то
говоря, очевидна: для воспитания свободных людей
надо что-то делать со всей системой оценок в
школе. Лишь немногие действительно сильные
характеры могут пробиться через густую сеть
школьных унижений. Поэтому-то нам и кажется,
будто внутренне свободные дети – это редкость,
один на класс.
А может быть, если детей не будут унижать ни дома,
ни в школе, то и свободных станет больше?
Но возникает вопрос: а нужны ли обществу
свободные люди?
Постоянно говорят о невостребованности талантов.
А талант на свободу – нужен?
Да, это, конечно, самое интересное. Внутренне
свободные дети и взрослые так редки и появление
их так загадочно, что кажется, будто у них особый
талант, да еще и прирожденный.
Колонка Симона Соловейчика публикуется
по материалам сборника «Воспитание школы». Книгу
можно заказать непосредственно в редакции. Для
этого необходимо прислать письменную заявку на
адрес редакции (в любой форме), с указанием
количества экземпляров и обратного адреса.
Стоимость книги с учетом доставки – 46 руб. По
вопросам оптовой закупки: тел. 249 28 77.
|