Александр АДАМСКИЙ
«Эврика» в Красноярске
В течение недели в Свердловском
районе Красноярска шла учебно-проектная сессия
Института «Эврика».
Сессия проходила в необычном режиме: на каждой
площадке один или два дня шли лекции и проектные
семинары, затем сессия переезжала в другую школу.
За неделю 6 площадок стали местом проведения
сессии «Эврики».
Профессора и авторы культурно-образовательных
инициатив вместе выясняют становящуюся
проблематику развития образования через те
изменения, которые происходят в проекте
эвриканской школы.
Профессорские лекции в Красноярске читали
академик Ф. Михайлов и психолог, философ и
педагог А. Лобок, а также ваш покорный слуга.
Самой значительной тенденцией в развитии
культурно-образовательных инициатив сети
«Эврика» в Красноярске стало обсуждение путей
взаимодействия классической, традиционной
классно-урочной системы образования и
пространства проектной, инновационной
образовательной деятельности. Аналитическая
группа назвала это соотношением свободы и нормы
в эвриканской школе.
Начало этому обсуждению положила директор 113-й
школы, лидер проекта «Дизайн образовательного
пространства» Елена Политахина. С ее точки
зрения, отношения классического учебно-предметного
способа обучения и проектно-инновационного
могут быть более сложными, чем простое
вытеснение старого новым. И в этой школе, и в
школе № 124, где лидер проекта – директор Ольга
Гурина, предметностью образования становится
само пространство школы. Школу Гуриной в
«Эврике» называют «школой без углов» – там
каждый год внутри здания происходят перемены.
А Елена Политахина считает, что и традиционная
предметность – математика или русский язык –
может стать предметом детского дизайна.
Кроме того, проблема соотношения
образовательной нормы, устоявшейся столетиями, и
инновационных программ на той части сессии,
которая проходила на площадке школы
№ 71, обсуждалась и учениками. Группа учеников
выступила с очень тонким анализом самого
процесса становления нормы как всеобщего и
отношений человека и нормы. Профессора «Эврики»
и участники сессии, учителя и ученики
эвриканских школ, пришли к выводу, что
инновационное движение в России входит в
качественно новый этап своего развития. Этот
этап отличается переосмыслением отношений между
классическим, традиционным классно-урочным
способом обучения и инновационными, прежде всего
проектными практиками.
Благодаря тому, что эвриканское движение
получило возможность стать частью федеральной
сети экспериментальных площадок, благодаря
поддержке Министерства образования и средствам
из Федеральной программы развития образования
появилась возможность создавать
экспериментальные инновационные программы, не
боясь инспектора или проверок, образно говоря –
выйдя из подполья. И в этот момент произошла,
казалось бы, парадоксальная метаморфоза: как
только исчезла необходимость вести «двойную
образовательную бухгалтерию», записывая в
журнал одно, а на самом деле делая другое, да еще и
возможность на деньги министерства издавать
собственные программы и методическую литературу,
как только инновационная работа начала
приобретать характер систематической и
безопасной, изменилось отношение к традиционным
способам обучения.
Оказалось, по крайней мере на площадках
Свердловского района Красноярска, а это весьма
показательный набор площадок, что отношения
укоренившейся нормы и становящейся нормы могут
быть не только конфронтационными, но и
взаимообогащающими.
Особенно драматическими сегодня эти отношения
выглядят в тех проектах, где учителя и медики
пытаются образовательными средствами решить
проблему ухудшающегося здоровья. Такой проект
реализуется в
17-й школе, и там впервые за долгие годы проб и
ошибок пришли к выводу, что ухудшение здоровья
связано вовсе не с механическими
представлениями о перегрузке, а с отсутствием
произвольности в деятельности учеников. И когда
мы вместо разработки новых технологий обучения
закрепляем старые, вводя стандарт, или вводим
новый предмет «валеология», но преподаем его тем
же способом, мы не только не решаем проблему
здоровья, но и ухудшаем положение дел.
Один из самых интересных сессионных дней был в
детском саду
№ 306, в котором дошкольное воспитание строится на
создании ситуаций выбора и поощрения детской
свободы.
Один из интереснейших дошкольных проектов в
«Эврике» стал возможен усилиями воспитателей и
заведующей инновационным центром повышения
квалификации. Ими разработана оригинальная
методика переноса самой технологии создания
ситуации выбора, воспитания выбором. В то же
время в 306-м детском саду разрабатывается
программа, в которой дошкольники станут
администраторами сайта своего детского сада.
Одна из главных частей этого проекта –
возможность детей обращаться со своими
творческими работами к другим людям. А Интернет
для этого – их эффективный помощник.
...Как всегда, убеждаешься в том, что далеко от
Москвы люди ищут решения самых болезненных
проблем школы. А в центре, как ни печально,
пытаются идти простыми, исхоженными тропами.
Власть и школа не слышат друг друга, не видят и,
может быть, не хотят видеть и слышать.
В смертельной схватке за стандарт власть
использует любые средства – и давит, давит, давит,
пока стандарт не станет удавкой школы. А рядом –
учителя пытаются через собственные проекты
вывести школу из тупика. Через свободу – свою и
детскую.
|