Александр АДАМСКИЙ
Два учителя
5 октября в России отмечают День
учителя. В советские времена самой сути
ритуальных праздников придавали мало значения –
никто не задумывался о том, в чем смысл подобных
торжеств, просто отмечали, поздравляли, дарили
подарки, устраивали торжественные заседания и
другие демонстративные мероприятия.
Вот в этом демонстративном, даже фиктивном
отношении к учителю, к его тяжелому и
благородному труду и состоит суть
государственного праздника. Праздника – не
рожденного людьми, не установленного
естественным порядком жизни, как, например,
религиозные праздники, или День Победы над
врагом, или, наконец, день рождения или смерти, а
формально назначенного в административном
порядке – как приказ веселиться именно в этот
день или поздравлять друг друга по
установленному графику. Сегодня – учителей,
завтра – врачей, послезавтра – военнослужащих.
Есть что-то унизительное и неправдоподобно-лицемерное
следовать расписанию праздников и исполнять
лишенный смысла ритуал.
Но так устроена человеческая натура, так
устроены наши отношения с властью...
Так или иначе, 5 октября родители, начальство и
наши ученики придут к нам с цветами и подарками и
станут поздравлять и желать успехов и всего
доброго и славного.
Что же нам в этот момент – рассуждать о природе
ритуалов и бессмысленности искусственных
праздников? Отказываться от внимания и подарков?
Не садиться за праздничный стол? Нет, конечно:
праздновать!
Праздновать этот удачный, счастливый случай,
который помог нам стать учителями и заниматься
самым увлекательным, самым интересным на свете
делом – учить детей. Помогать им стать взрослее и
талантливее, помогать им и самим себе понимать,
что происходит на свете, и как меняется мир, и как
им и нам справиться со странными и непонятными
переменами...
А ведь нашим ученикам многое из происходящего,
если не все, более понятно, чем нам. Новый мир для
наших учеников появляется вместе с ними. Более
того: то, что нам еще только предстоит понять
разумом или почувствовать, – это часть жизни
наших учеников, которые вполне могут стать
нашими учителями в предметности перемен.
Наши дети, наши ученики учат нас жить в будущем
так же, а может быть, еще талантливее, чем мы учим
их тому, как жили в прошлом.
Встреча двух учителей, профессионала-взрослого и
знатока перемен – ребенка, и есть, с нашей точки
зрения, настоящий праздник. Это редко удается, но
когда происходит такая встреча, когда знание и
опыт могут встретиться с энергией перемен,
причем встретиться на равных, без
экзаменационной строгости и шкрабовской
дидактики, – тогда действительно наступает
момент Учительства.
Я знаю таких педагогов, их не так чтобы много, но и
не мало. Мастеров, которые могут без лишней
патетики, без пафоса и громких слов создавать в
школе возможность равноправного сотрудничества
двух Учителей, ребенка и взрослого, необходимых
друг другу и зависящих друг от друга перед лицом
общей возможности жить дальше. Жить, учиться и
развиваться.
Во многих российских школах потребность детей и
взрослых друг в друге, в сотрудничестве – не как
методике, а как образе школьной жизни, как укладе
– сталкивается сегодня с ужесточением
формального контроля и бюрократического
давления. Ведь такой уклад невозможно
формализовать, невозможно представить в виде
отчета или успеваемости. Поэтому сейчас все
думающие учителя, разумные, здравые директора
недоумевают: почему, например, стандарт, несмотря
на всю свою абсурдность и антипедагогичность,
упорно продавливается ведомством?
Может быть, это последние дни учителя до введения
стандарта, последний учебный год, когда учитель
еще может строить с детьми нормальные,
сотрудничающие отношения и когда можно учиться
друг у друга?
И все равно школа останется, может быть,
единственным местом в жизни ребенка, где
возможна другая, светлая и прекрасная жизнь
детей и взрослых, такая непохожая на стандартную,
на неприемлемую для нормального человека
обыденную нашу жизнь. И держится это детское
школьное счастье сегодня исключительно
мужеством и благородством учителя и директора.
Что бы ни случилось, Дни учителя будут вечно, пока
будет живо стремление взрослых строить диалог с
детьми, со следующим поколением, с возрастной
когортой, представляющей будущее.
Учительствование – это и есть строительство
моста между тем, что Было, и тем, что Будет.
Я хочу поздравить всех своих друзей, всех
читателей нашей газеты и наших учеников-учителей
с замечательным праздником учительствования.
...Однажды к восточному мудрецу пришел юноша и
попросился стать учеником.
– Хорошо, – сказал мудрец, – я стану твоим
учителем, если ты задашь мне вопрос, без ответа на
который ты не сможешь жить на свете.
Юноша ответил, что он пока к этому не готов.
Но быть готовым стать учителем – это значит быть
готовым искать ответы на предельные вопросы
бытия, а не натаскивать выпускников на
требования стандартов. Мы не можем знать ответы
на предельные вопросы – и слава Богу, но мы можем
искать эти ответы вместе с нашими учениками. И
благодарить их за то, что они нам эти вопросы
подарили.
С Днем учителя, с праздником вас, дорогие наши
учителя!
|