Александр АДАМСКИЙ
«Эврика» накануне
«Авторской школы»
14–17 сентября в Москве, в гостиничном
комплексе «Измайлово», собрались представители
инновационной сети федеральных
экспериментальных площадок: лидеры авторских
экспериментальных школ, эксперты Института
образовательной политики «Эврика»,
администраторы интернетовских сайтов, а также
бухгалтеры эвриканских школ.
После того как контракты с соисполнителями
государственного контракта «Эврики» c
Минобразования были подписаны, после того как
каждая из 75 эвриканских площадок получила гранты
на экспериментальные инновационные программы,
сеть собралась для уточнения общей позиции, для
более точного оформления проблематики развития
сети.
Главные темы для обсуждения на сентябрьской
«Эврике»:
– Как может быть оформлена инновационная
образовательная программа?
– Как развивать экспертные подходы к
инновационным проектам?
– Как строить интернетовские связи в «Эврике»?
– Как эффективно тратить средства, выделенные
министерством из Федеральной программы развития
на эвриканскую сеть?
Контрактные отношения с Министерством
образования создали принципиально другую, чем
несколько лет назад, ситуацию взаимодействия
между инновационным сообществом и ведомством.
Конечно, взгляды «Эврики» и министерства
остаются различными по многим направлениям, но в
то же время созданы устойчивый (хочется верить) и
эффективный механизм обогащения системы
образования результатами инновационной
деятельности, а также система поиска и поддержки
культурно-образовательных инициатив.
В то же время другой уровень отношений между
сообществом и ведомством не только дает
возможность обеспечить финансирование и
легальность многих, порой очень смелых проектов,
но и обязывает «Эврику» разрабатывать
самостоятельно нормативную основу для
реализации своих проектов. Так, одним из самых
сложных и принципиальных вопросов для
экспериментальных и инновационных школ является
вопрос о том, как выглядит их образовательная
программа.
Есть утвержденный и общепринятый вид
образовательной программы: перечень тем, график
их прохождения, список того, что должно быть
усвоено на выходе.
Кроме того, общепринято, что сама программа – это
программа учебного предмета. Если же в
инновационной школе в основе образовательной
программы лежит не учебный предмет, а, например,
проектирование образовательного пространства
или, например, коммуникативная деятельность,
любая другая деятельность – кроме учебной...
Да-да, вы не ошиблись и я не ошибся: в основе
образовательной программы может лежать не
только учебная, но и другая, даже, например,
исследовательская, или творческая, или даже
предпринимательская деятельность.
Давно известно: в старые мехи молодое вино лучше
не наливать. Так и с инновационным образованием:
если мы оформляем образовательную программу по
стандартам традиционной, многое теряется. Кроме
того, чаще всего это приводит к ложной и
двусмысленной ситуации: делаем одно, а пишем
другое. Не говоря уже о финансовой стороне дела:
если в программе написано одно, а на самом деле в
школе происходит совсем другое – выходит, что
людям платят совсем не за то, что они на самом
деле делают.
Но как сделать инновационную образовательную
программу?
На сентябрьской «Эврике» об этом много спорили, к
каким-то общим соглашениям пришли и решили в
ноябре на «Авторской школе» попробовать
предъявить свои наработки...
Такими же драматическими были и дискуссии
экспертов.
«Эврика» столкнулась с проблемой выбора
методологии экспертизы. С одной стороны,
распространилась практика экспертизы проектов
на соответствие утвержденным документам –
программе стандартизации, например.
С другой стороны, эвриканские эксперты считают,
что экспертировать инновационный проект надо по
основаниям самого проекта, а не на соответствие
министерским документам. Но средства на развитие
эвриканской инновационной сети дает
министерство, да и статус у школ – «федеральные
экспериментальные площадки». Федеральные –
значит подчиненные федеральным документам?
Но тогда никакое развитие самой системы
образования невозможно, потому что
положительную экспертизу получат только те
проекты, которые будут подтверждать правоту
генеральной линии. Да и самой модернизации не
помешает, а может быть, даже и поможет это самое
несоответствие новых проектов уже принятым
документам. Рискну предположить, что эвриканские
проекты – это своего рода экспертиза программы
модернизации: насколько она соответствует
реальному развитию образования в России.
Вокруг этих проблем шла дискуссия на
сентябрьской «Эврике», а ее продолжение – 1–5
ноября на «Авторской школе».
|