Александр АДАМСКИЙ
Апатия политиков к школе
делает ведомство монополистом
24 октября в Государственной Думе
пройдут парламентские слушания, посвященные
законопроекту о государственном стандарте.
Пожалуй, это первое образовательно-политическое
событие наряду со съездом ректоров, на котором
будут проявлены, а точнее – могут быть проявлены
позиции различных политических сил на
образовательном поле.
Хотя на самом деле неожиданностей скорее всего
уже не произойдет и можно без особого риска
предположить, какой будет расстановка
политических сил вплоть до очередных
парламентских и президентских выборов –
соответственно в 2003 и 2004 гг.
Первое, что приходится отмечать, к моему большому
сожалению, это то, что либерально-консервативная
часть политического спектра так и не заявила
себя на образовательном поле. Не заявила в том
смысле, чтобы можно было в образовательной
политике увидеть отражение общеполитического
спектра. Чтобы можно было сказать:
– Вот эта партия, которая в политике декларирует
ценности гражданского общества и в образовании
последовательно отстаивает эти же позиции.
Выдвигает законопроекты, реагирует на
ведомственные действия и проводит собственные
инициативы в соответствии с либеральными
ценностями и демократическими основаниями.
Поэтому на ключевой российский вопрос
политической жизни:
– Есть такая партия? – мы вынуждены ответить: –
Нет такой партии.
Правые, после ухода из Думы заместителя
председателя Комитета по образованию и науке
Любови Глебовой, к школьной теме охладели, а
яблочники, став локомотивом законопроекта о
государственном стандарте, занимают теперь даже
не центристскую, а просто левую часть спектра в
образовательной политике. Вся полемика вокруг
стандарта закончилась на этапе первого чтения
законопроекта в Думе. В рамочном стандарте нет
никаких финансовых обязательств по отношению к
школе, зато по полной программе набор требований
и к выпускнику, и к школе. А сам стандарт, в силу
полной невозможности его разработки и принятия
на уровне Думы, отдан на откуп правительству, то
есть министерству.
В результате либеральное «Яблоко» стало
проводником политики умощнения ведомственной
вертикали на основе идеологии требований и
контроля.
Это вполне устраивает коммунистов и аграриев,
поскольку накануне выборов все избиратели
смогут убедиться в неспособности правых и
проправительственных фракций управлять
образовательной политикой: ни улучшения в
финансировании школ, ни законодательных
гарантий этих улучшений как не было, так, судя по
всему, и не будет.
Зато нарастает гнет вертикали, и постепенно
школа становится все бесправней и, как следствие,
все беднее; регионы набирают все больше силы по
сравнению с муниципалитетом – у них отбирают и
налогооблагаемую базу, и полномочия по
аттестации, а все ресурсы постепенно
концентрируются в регионе. При этом учредителями
школ регионы становиться не хотят, а хотят рулить
административно – как привыкли.
У проправительственного «Единства» пока
собственной образовательной политики нет,
потому что ее нет у правительства.
Скорее всего на объявленном Съезде учителей – вы
что-нибудь слышали о нем? – который состоится по
инициативе «Единства» в конце сентября, мы
услышим традиционные призывы к улучшению
материального обеспечения учителей и –
параллельно – и о возвращении к бесплатному
образованию времен советской школы. Которая в
свою очередь была и остается лучшей в мире. Это
такая своеобразная политическая позиция,
которая считается центристской и взвешенной, а
на самом деле – блокирующей любые действия в
экономике и политике образования.
Потому что либо – зарплата учителям, либо –
бесплатное образование.
А бесплатный сыр только в мышеловке. К тому же
правительство само еще не определилось в
политике межбюджетных отношений: пока комиссия Д.Козака
не закончит свою работу и не положит на стол
президенту В.Путину схему отношений
«муниципалитет – регион – Федерация», для
«Единства» остается только тянуть время и
обещать учителям достойную жизнь, а гражданам –
доступное и качественное образование.
Так что никакой политики в области образования
пока не предвидится. Но это в свою очередь
означает в стране побеждающего абсолютизма, что
и серьезного внимания школе не будет. Потому что
в России, пока какая-то из сфер высшему
политическому руководству неинтересна, там
ничего и не происходит. Самый наглядный пример –
провал плана по выплате долгов по зарплате в
августе. Не только никого не наказали, но вообще
забыли. Так что скорее всего в ближайшие два-три
месяца основную роль в образовательной политике
будет по-прежнему играть ведомство и все зависит
от того, захочет ли высшая власть сохранить
нынешнее руководство или решит его сменить.
А тем временем самому нашему славному ведомству
исполняется уже 200 лет. Так что монополия на
образовательную политику – вполне достойный
подарок по случаю дня рождения.
|