Ольга ДАШКОВСКАЯ
Августовские совещания:
время подводить итоги и строить планы
От местечковости – к
государственному статусу
В последней декаде августа по всей
стране проходят традиционные педагогические
совещания (конференции, съезды работников
образования). Это период подведения итогов и
определения стратегии на будущее. Общая для всех
тема – образовательная политика области (края,
республики) в условиях модернизации российской
системы образования – приобретает в каждом
регионе свое звучание. Например, в Ярославской
области в повестке дня кадровое обеспечение
модернизации образования, в Липецкой –
гражданское общество и дети. В Кемеровской
области с 19 по 23 августа прошла региональная
выставка-ярмарка «Образование Кузбасса–2002», а в
Смоленской области – Х туристический слет
учителей.
В Новгородской области на августовской
конференции, в которой приняли участие
губернатор, его заместители и главы районных
администраций, обсуждались не только отчеты о
проделанной работе, но и вручались денежные
премии лучшим педагогам – представителям разных
уровней образования от детского сада до вуза.
В последние годы представители местных властей
от муниципалитетов до губернаторов и глав
республик не просто присутствуют на такого рода
педагогических форумах в качестве свадебных
генералов, но и выступают с докладами, активно
участвуют в общем обсуждении.
И это не случайно: сегодня школы постепенно
утрачивают свою местечковость и становятся
объектом общей заботы районных, городских и
региональных властей. В финансировании
заработной платы учителей, строительстве новых
объектов образования, капитальном ремонте
зданий и в обеспечении других статей участвуют
бюджеты всех уровней, включая федеральный.
Правда, вклад последнего ограничен в основном
инвестиционными целевыми программами – такими,
как «Дети-инвалиды», «Дети-сироты». В этом году в
одной только Московской области по программе
«Дети-сироты» запланировано строительство
интернатов и пристроек к ним на общую сумму 7,5 млн.
рублей. Не остаются в стороне и спонсоры, в
качестве которых все чаще выступают предприятия.
Ремонт: деньги плюс качество
На многих территориях сегодня действуют
губернаторские целевые программы, например
«Семья и дети Прикамья», на средства которой
ремонтируются и оснащаются оборудованием школы
Пермской области. Общий объем расходов на
капитальный ремонт, в котором нуждается каждая
десятая школа территории, их всех источников
финансирования, включая муниципальные,
составляет 120 млн. рублей. Аналогичная сумма
выделена на эти цели и в Красноярском крае.
Несколько ниже – порядка 70 млн. рублей затраты на
ремонтные работы в Московской и Ярославской
областях. 47 школ Ярославской области размещаются
не в типовых, а в приспособленных зданиях, а стаж
некоторых построек насчитывает от 50 до 200 лет. За
внешней красотой этих архитектурных памятников
скрывается множество проблем: протекающие
кровли, ветхие стены, вышедшие из строя
канализационные и водопроводные системы,
требующие дорогостоящего ремонта.
Например, ремонт одной только кровли обходится
примерно в 3 млн. рублей.
В Рязанской области на ремонт детских домов и
других образовательных учреждений местный
филиал Тюменской нефтяной компании ежегодно
выделяет около 1,5-2 млн. рублей. В нынешнем году за
счет предприятия ремонтируется
Шереметьевопесочинский детский дом.
По свидетельству начальника отдела материально-технического
обеспечения и капитального строительства
Департамента образования Пермской области Нели
Кириленко, ремонт многих школ осуществляется
силами родителей, учителей, техперсонала.
В Курганской области, видимо, больше полагаются
на профессионалов, поскольку, по словам
начальника Управления народного образования
Бориса Кугана, качество ремонтных работ в этом
году значительно улучшилось во многом благодаря
тому, что приемка школ производится
межведомственными комиссиями.
Сельские школы: одни закрываются,
другие строятся
Но порой состояние школьных зданий таково, что ни
капремонт, ни даже реконструкция их уже не спасут.
Особенно много таких школ на селе, поэтому и
строительство там ведется даже активнее, чем в
городах и райцентрах.
Все 4 новостройки в Новгородской области –
сельские школы.
1 сентября прозвенит звонок в большой начальной
школе в рабочем поселке Ельмиш. Около 300 детей
примут Лапшинская и Петрецовская школы
Костромской области.
Нехватка кадров на селе – общая боль для всех
территорий.
Зачастую молодые специалисты не желают
трудоустраиваться в глубинке именно из-за
отсутствия нормальных условий, и целевые наборы
выпускников сельских школ в педвузы этой
проблемы уже не решают.
Поэтому в Кировской области решили придать
традиционно советской системе целевого приема
рыночный характер: главы муниципалитетов
обязуются выплачивать своим «направленцам»
ежемесячную стипендию в размере 500 рублей (помимо
обычной, государственной), а по окончании ими
вузов предоставлять жилье. Со своей стороны
«целевик» обязуется отработать не менее трех лет
по месту назначения, в противном случае ему
придется вернуть затраченные на его обучение
деньги.
В поселке Шушенское Красноярского края (том
самом, где Ленин с Крупской отбывали ссылку)
строится жилой дом для учителей на 20 квартир,
который планируется сдать до конца этого года.
Правда, таких примеров немного, что
свидетельствует о недальновидной политике
местных властей.
Но строительство новых школ и привлечение
педагогических кадров – это лишь одна сторона
проблемы под названием «сельская школа».
Ежегодно из-за демографического кризиса
закрывается от 15 до 30 деревенских храмов науки и,
следовательно, высвобождаются учительские кадры.
В Ярославской области, Чувашской республике и
некоторых других территориях организуется
переподготовка персонала по наиболее
востребованным специальностям: социальный
педагог, психолог, бухгалтер.
В Московской области разрабатывают новые модели
образовательных учреждений – детский сад с
начальными классами, школа продленного дня с
разновозрастными отрядами по интересам, центр
образования, объединяющий под одной крышей школу,
библиотеку, клуб и т.д.
Такие учебные заведения становятся ресурсными
центрами, оснащенными современным оборудованием,
куда приезжают дети из близлежащих сел. Такие
центры создаются в Курганской области, в которой
160 крупных сельских школ получили доступ в
Интернет. На их базе будут организованы занятия
для учащихся окрестных школ. В связи с этим
становится актуальной проблема подвоза детей.
Средства на решение этой задачи (дорожное
строительство и приобретение автобусов)
требуются немалые.
Например, в Рязанской области в этом году
выделено 9 млн. 300 тыс. рублей на закупку автобусов
для сельских школ.
В Ярославской области купили 55 автобусов для
доставки детей, в нынешнем – еще 30.
Самое слабое звено
Самым слабым звеном, по общему признанию,
является материальная база и оборудование школ
– от мела и досок до мебели, лабораторного
оборудования и компьютеров. О каком качестве
образования можно вести речь, если в Кировской
области на уроках географии используются,
например, карты СССР.
Но если обеспечение школ компьютерной техникой
планомерно осуществляется в рамках программы
«Развитие единой информационной
образовательной сети» на средства не только
региональных, но и федерального бюджетов, то во
всех остальных случаях спасение утопающих
становится делом рук самих утопающих.
В Курганской области, кажется, нашли выход из
тупика: благодаря действующей здесь
губернаторской программе в этом году для
райцентровских школ будет закуплено 26 кабинетов
физики по 100 тысяч рублей каждый, в следующем году
– химии и т.д. Так шаг за шагом будет преодолен
путь от бедной школы к цивилизованной и по-настоящему
современной.
Не менее болезненной остается для наших школ и
проблема обеспечения учебной литературой.
Дотации из областных бюджетов на эти цели
составляют от 1 млн. рублей в Костромской области
до 20 млн. рублей в Московской и Иркутской
областях.
В Пермской области ассигнования на приобретение
учебной литературы из бюджетов всех уровней
составили более 61 млн. рублей. Однако полной
потребности в учебной литературе даже эти
средства не покрывают. Бесплатный комплект
учебников гарантируется только детям-сиротам,
детям из малообеспеченных семей, некоторым
другим льготным категориям. В остальных случаях,
особенно в лицеях и гимназиях с авторскими
программами обучения, приходится активно
привлекать родительские деньги, что зачастую
вызывает недовольство среди населения. Не
случайно руководители органов управления
образованием приветствуют весьма сомнительное
по своей новизне решение Минобразования о
сокращении комплекта учебников по каждому
предмету до трех наименований.
Разумнее было бы экономить не на вариативности, а
на более рациональной системе организации
закупок на основе конкурсных торгов, что
позволило, например, Тамбовской области,
удешевить общую стоимость приобретенной
литературы на 100 тыс. рублей.
С прошлого года у территорий появилась
счастливая возможность воспользоваться
федеральным источником финансирования на
приобретение учебников, приняв участие в
эксперименте по совершенствованию структуры и
содержания общего образования. Правда, число
пилотных школ настолько незначительно ( от
дюжины до 200-300 максимум в каждой территории), что
говорить о кардинальном решении проблемы в
данном случае не приходится.
|