Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №32/2002


АНАЛИТИКА

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Августовские совещания:
время подводить итоги и строить планы

От местечковости – к государственному статусу

В последней декаде августа по всей стране проходят традиционные педагогические совещания (конференции, съезды работников образования). Это период подведения итогов и определения стратегии на будущее. Общая для всех тема – образовательная политика области (края, республики) в условиях модернизации российской системы образования – приобретает в каждом регионе свое звучание. Например, в Ярославской области в повестке дня кадровое обеспечение модернизации образования, в Липецкой – гражданское общество и дети. В Кемеровской области с 19 по 23 августа прошла региональная выставка-ярмарка «Образование Кузбасса–2002», а в Смоленской области – Х туристический слет учителей.
В Новгородской области на августовской конференции, в которой приняли участие губернатор, его заместители и главы районных администраций, обсуждались не только отчеты о проделанной работе, но и вручались денежные премии лучшим педагогам – представителям разных уровней образования от детского сада до вуза.
В последние годы представители местных властей от муниципалитетов до губернаторов и глав республик не просто присутствуют на такого рода педагогических форумах в качестве свадебных генералов, но и выступают с докладами, активно участвуют в общем обсуждении.
И это не случайно: сегодня школы постепенно утрачивают свою местечковость и становятся объектом общей заботы районных, городских и региональных властей. В финансировании заработной платы учителей, строительстве новых объектов образования, капитальном ремонте зданий и в обеспечении других статей участвуют бюджеты всех уровней, включая федеральный. Правда, вклад последнего ограничен в основном инвестиционными целевыми программами – такими, как «Дети-инвалиды», «Дети-сироты». В этом году в одной только Московской области по программе «Дети-сироты» запланировано строительство интернатов и пристроек к ним на общую сумму 7,5 млн. рублей. Не остаются в стороне и спонсоры, в качестве которых все чаще выступают предприятия.

Ремонт: деньги плюс качество

На многих территориях сегодня действуют губернаторские целевые программы, например «Семья и дети Прикамья», на средства которой ремонтируются и оснащаются оборудованием школы Пермской области. Общий объем расходов на капитальный ремонт, в котором нуждается каждая десятая школа территории, их всех источников финансирования, включая муниципальные, составляет 120 млн. рублей. Аналогичная сумма выделена на эти цели и в Красноярском крае.
Несколько ниже – порядка 70 млн. рублей затраты на ремонтные работы в Московской и Ярославской областях. 47 школ Ярославской области размещаются не в типовых, а в приспособленных зданиях, а стаж некоторых построек насчитывает от 50 до 200 лет. За внешней красотой этих архитектурных памятников скрывается множество проблем: протекающие кровли, ветхие стены, вышедшие из строя канализационные и водопроводные системы, требующие дорогостоящего ремонта.
Например, ремонт одной только кровли обходится примерно в 3 млн. рублей.
В Рязанской области на ремонт детских домов и других образовательных учреждений местный филиал Тюменской нефтяной компании ежегодно выделяет около 1,5-2 млн. рублей. В нынешнем году за счет предприятия ремонтируется Шереметьевопесочинский детский дом.
По свидетельству начальника отдела материально-технического обеспечения и капитального строительства Департамента образования Пермской области Нели Кириленко, ремонт многих школ осуществляется силами родителей, учителей, техперсонала.
В Курганской области, видимо, больше полагаются на профессионалов, поскольку, по словам начальника Управления народного образования Бориса Кугана, качество ремонтных работ в этом году значительно улучшилось во многом благодаря тому, что приемка школ производится межведомственными комиссиями.

Сельские школы: одни закрываются, другие строятся

Но порой состояние школьных зданий таково, что ни капремонт, ни даже реконструкция их уже не спасут.
Особенно много таких школ на селе, поэтому и строительство там ведется даже активнее, чем в городах и райцентрах.
Все 4 новостройки в Новгородской области – сельские школы.
1 сентября прозвенит звонок в большой начальной школе в рабочем поселке Ельмиш. Около 300 детей примут Лапшинская и Петрецовская школы Костромской области.
Нехватка кадров на селе – общая боль для всех территорий.
Зачастую молодые специалисты не желают трудоустраиваться в глубинке именно из-за отсутствия нормальных условий, и целевые наборы выпускников сельских школ в педвузы этой проблемы уже не решают.
Поэтому в Кировской области решили придать традиционно советской системе целевого приема рыночный характер: главы муниципалитетов обязуются выплачивать своим «направленцам» ежемесячную стипендию в размере 500 рублей (помимо обычной, государственной), а по окончании ими вузов предоставлять жилье. Со своей стороны «целевик» обязуется отработать не менее трех лет по месту назначения, в противном случае ему придется вернуть затраченные на его обучение деньги.
В поселке Шушенское Красноярского края (том самом, где Ленин с Крупской отбывали ссылку) строится жилой дом для учителей на 20 квартир, который планируется сдать до конца этого года.
Правда, таких примеров немного, что свидетельствует о недальновидной политике местных властей.
Но строительство новых школ и привлечение педагогических кадров – это лишь одна сторона проблемы под названием «сельская школа». Ежегодно из-за демографического кризиса закрывается от 15 до 30 деревенских храмов науки и, следовательно, высвобождаются учительские кадры. В Ярославской области, Чувашской республике и некоторых других территориях организуется переподготовка персонала по наиболее востребованным специальностям: социальный педагог, психолог, бухгалтер.
В Московской области разрабатывают новые модели образовательных учреждений – детский сад с начальными классами, школа продленного дня с разновозрастными отрядами по интересам, центр образования, объединяющий под одной крышей школу, библиотеку, клуб и т.д.
Такие учебные заведения становятся ресурсными центрами, оснащенными современным оборудованием, куда приезжают дети из близлежащих сел. Такие центры создаются в Курганской области, в которой 160 крупных сельских школ получили доступ в Интернет. На их базе будут организованы занятия для учащихся окрестных школ. В связи с этим становится актуальной проблема подвоза детей. Средства на решение этой задачи (дорожное строительство и приобретение автобусов) требуются немалые.
Например, в Рязанской области в этом году выделено 9 млн. 300 тыс. рублей на закупку автобусов для сельских школ.
В Ярославской области купили 55 автобусов для доставки детей, в нынешнем – еще 30.

Самое слабое звено

Самым слабым звеном, по общему признанию, является материальная база и оборудование школ – от мела и досок до мебели, лабораторного оборудования и компьютеров. О каком качестве образования можно вести речь, если в Кировской области на уроках географии используются, например, карты СССР.
Но если обеспечение школ компьютерной техникой планомерно осуществляется в рамках программы «Развитие единой информационной образовательной сети» на средства не только региональных, но и федерального бюджетов, то во всех остальных случаях спасение утопающих становится делом рук самих утопающих.
В Курганской области, кажется, нашли выход из тупика: благодаря действующей здесь губернаторской программе в этом году для райцентровских школ будет закуплено 26 кабинетов физики по 100 тысяч рублей каждый, в следующем году – химии и т.д. Так шаг за шагом будет преодолен путь от бедной школы к цивилизованной и по-настоящему современной.
Не менее болезненной остается для наших школ и проблема обеспечения учебной литературой. Дотации из областных бюджетов на эти цели составляют от 1 млн. рублей в Костромской области до 20 млн. рублей в Московской и Иркутской областях.
В Пермской области ассигнования на приобретение учебной литературы из бюджетов всех уровней составили более 61 млн. рублей. Однако полной потребности в учебной литературе даже эти средства не покрывают. Бесплатный комплект учебников гарантируется только детям-сиротам, детям из малообеспеченных семей, некоторым другим льготным категориям. В остальных случаях, особенно в лицеях и гимназиях с авторскими программами обучения, приходится активно привлекать родительские деньги, что зачастую вызывает недовольство среди населения. Не случайно руководители органов управления образованием приветствуют весьма сомнительное по своей новизне решение Минобразования о сокращении комплекта учебников по каждому предмету до трех наименований.
Разумнее было бы экономить не на вариативности, а на более рациональной системе организации закупок на основе конкурсных торгов, что позволило, например, Тамбовской области, удешевить общую стоимость приобретенной литературы на 100 тыс. рублей.
С прошлого года у территорий появилась счастливая возможность воспользоваться федеральным источником финансирования на приобретение учебников, приняв участие в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Правда, число пилотных школ настолько незначительно ( от дюжины до 200-300 максимум в каждой территории), что говорить о кардинальном решении проблемы в данном случае не приходится.

Рейтинг@Mail.ru