Александр АДАМСКИЙ
Железная поступь стандарта
Сегодня мы снова хотим обратиться к
теме стандартов. Не потому, что нет других тем, –
наоборот. На Кубани, например, из последних сил
стараются, чтобы дети из разрушенных школ все-таки
начали учиться 21 сентября. Тяжело будет учителям
и друзьям погибших в авиакатастрофе ребят из
Башкирии…
Учителя многих регионов только в конце отпуска
получили деньги и уже, конечно, никуда не поедут
отдыхать... И вообще это лето выдалось на редкость
тяжелым: что ни день – либо катастрофа, либо
убийство, либо стихийное бедствие. Как будто
испытание – сколько человек может выдержать?
И в череде этих бед – наступление на школу
стандартов. И если сейчас не предпринять что-то –
в декабре правительство утвердит, примет
решение… и будет уже другая школа.
Многие, наверное, забыли, а может, и не знали вовсе,
что истинная причина всплеска активности
объясняется просто. Стандарты нужны не детям, не
школам, не налогоплательщикам и даже не
экономистам для расчета нормативов. Более того:
детям станет хуже, на них усилятся давление и
нагрузка, родители-налогоплательщики скоро
убедятся, что это очередная показуха, а не
реальные учебные достижения ребенка и школы, а
экономисты посчитают образованцев просто
сумасшедшими. Потому что в здравом уме и твердой
памяти никто не станет себе урезать и без того
скудное финансирование.
Тогда почему же так упорно пробивают стандарт?
Вот наша версия.
В прошлом году в Послании Президента В.Путина
Федеральному собранию была вставлена строчка о
том, что в 2001 году обязательно надо разработать и
принять государственные образовательные
стандарты. И Президент вполне может потребовать,
чтобы это случилось. Но разработать стандарты
так, чтобы выдержать линию модернизации, нелегко.
Мы-то считаем, что вообще невозможно. А часть
политиков, в основном депутаты Госдумы и Совет по
развитию образования (РОСРО), решили, что это
повод навязать государству финансовые
обязательства перед школой. И стали пытаться
соединить стандарт и финансовый норматив. А уж
эта задача оказалась совсем неприемлемой прежде
всего для Министерства финансов и Минэкономики.
И в 2001 году стандарты не были ни разработаны, ни
приняты.
Разработка Российской академии образования была
отвергнута как не соответствующая принципам
модернизации, а попытка связать стандарт и
норматив была отвергнута аппаратом
правительства. При том, что Минобразования и
Комитет по образованию и науке Госдуы, при
активном содействии РОСРО и его сопредседателя
Ярослава Кузьминова, сумели договориться и
подготовили согласованный вариант
законопроекта о госстандартах. Но аппарат
правительства не поддержал свое же ведомство. И
когда стали готовить новое Послание Президента,
уже для выступления перед Федеральным собранием
в 2002 году, и стали смотреть, какие пункты
прошлогоднего обращения выполнены, а какие нет,
то оказалось… что мелкий вопрос со стандартами в
образовании все еще не решен!
Выяснилось, что не только стандартов нет (они
особо никому и не нужны), но и установленный
законом финансовый норматив тоже не разработан и
не принят. Тут грозный взгляд был переведен с
чиновников от образования на чиновников от
экономики.
– Почему нет в России финансового норматива?
Господа из Минэкономики вдруг заявили:
– Да у них еще и стандартов по образованию нет.
Пока они со стандартами не разберутся, никаких
нормативов не будет.
Есть здесь прямая связь между стандартами
обученности и нормативами финансирования или
нет – никто доказать не смог: ну не оценивать же в
рублях освоение минимального содержания
образования!
Но неисполнение Послания Президента – это вам не
взятки в вузах и даже не задержка заработной
платы...
И снова машина закрутилась, и снова заработали
рабочие группы, и выделили финансирование из
займа Мирового банка, и даже на этот раз позвали в
министерство тех, с кем вечно спорили и кого
считали оппозиционерами.
И вот теперь в спешном порядке принимается закон,
в котором нет финансовых гарантий государства
обеспечить нормативное финансирование школы, а
наоборот, норматив представлен как средство
обеспечения стандарта – то есть только
минимального содержания.
В срочном порядке составлены – не разработаны,
на разработку нет времени, хотя ушли уже десять
лет и громадные деньги, – новые, а на самом деле
традиционные стандарты.
Теперь проправительственная фракция в Думе
получит задание провести закон во втором и
третьем чтении до декабря, а в декабре
правительство в срочном порядке одобрит
представленные стандарты.
И все для того лишь, чтобы группа чиновников
явилась на доклад к Президенту и отчиталась, что
указание хоть и с опозданием на год, но все же
выполнено.
– Ну хорошо, продолжайте работать, – может
сказать Президент.
И эти сладкие как мед слова будут наградой за все
мучения. Мундир будет спасен.
А школа попадет в западню процентомании и
разгула бюрократического давления.
|