Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №32/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Железная поступь стандарта

Сегодня мы снова хотим обратиться к теме стандартов. Не потому, что нет других тем, – наоборот. На Кубани, например, из последних сил стараются, чтобы дети из разрушенных школ все-таки начали учиться 21 сентября. Тяжело будет учителям и друзьям погибших в авиакатастрофе ребят из Башкирии…

Учителя многих регионов только в конце отпуска получили деньги и уже, конечно, никуда не поедут отдыхать... И вообще это лето выдалось на редкость тяжелым: что ни день – либо катастрофа, либо убийство, либо стихийное бедствие. Как будто испытание – сколько человек может выдержать?
И в череде этих бед – наступление на школу стандартов. И если сейчас не предпринять что-то – в декабре правительство утвердит, примет решение… и будет уже другая школа.
Многие, наверное, забыли, а может, и не знали вовсе, что истинная причина всплеска активности объясняется просто. Стандарты нужны не детям, не школам, не налогоплательщикам и даже не экономистам для расчета нормативов. Более того: детям станет хуже, на них усилятся давление и нагрузка, родители-налогоплательщики скоро убедятся, что это очередная показуха, а не реальные учебные достижения ребенка и школы, а экономисты посчитают образованцев просто сумасшедшими. Потому что в здравом уме и твердой памяти никто не станет себе урезать и без того скудное финансирование.
Тогда почему же так упорно пробивают стандарт?
Вот наша версия.
В прошлом году в Послании Президента В.Путина Федеральному собранию была вставлена строчка о том, что в 2001 году обязательно надо разработать и принять государственные образовательные стандарты. И Президент вполне может потребовать, чтобы это случилось. Но разработать стандарты так, чтобы выдержать линию модернизации, нелегко. Мы-то считаем, что вообще невозможно. А часть политиков, в основном депутаты Госдумы и Совет по развитию образования (РОСРО), решили, что это повод навязать государству финансовые обязательства перед школой. И стали пытаться соединить стандарт и финансовый норматив. А уж эта задача оказалась совсем неприемлемой прежде всего для Министерства финансов и Минэкономики. И в 2001 году стандарты не были ни разработаны, ни приняты.
Разработка Российской академии образования была отвергнута как не соответствующая принципам модернизации, а попытка связать стандарт и норматив была отвергнута аппаратом правительства. При том, что Минобразования и Комитет по образованию и науке Госдуы, при активном содействии РОСРО и его сопредседателя Ярослава Кузьминова, сумели договориться и подготовили согласованный вариант законопроекта о госстандартах. Но аппарат правительства не поддержал свое же ведомство. И когда стали готовить новое Послание Президента, уже для выступления перед Федеральным собранием в 2002 году, и стали смотреть, какие пункты прошлогоднего обращения выполнены, а какие нет, то оказалось… что мелкий вопрос со стандартами в образовании все еще не решен!
Выяснилось, что не только стандартов нет (они особо никому и не нужны), но и установленный законом финансовый норматив тоже не разработан и не принят. Тут грозный взгляд был переведен с чиновников от образования на чиновников от экономики.
– Почему нет в России финансового норматива?
Господа из Минэкономики вдруг заявили:
– Да у них еще и стандартов по образованию нет. Пока они со стандартами не разберутся, никаких нормативов не будет.
Есть здесь прямая связь между стандартами обученности и нормативами финансирования или нет – никто доказать не смог: ну не оценивать же в рублях освоение минимального содержания образования!
Но неисполнение Послания Президента – это вам не взятки в вузах и даже не задержка заработной платы...
И снова машина закрутилась, и снова заработали рабочие группы, и выделили финансирование из займа Мирового банка, и даже на этот раз позвали в министерство тех, с кем вечно спорили и кого считали оппозиционерами.
И вот теперь в спешном порядке принимается закон, в котором нет финансовых гарантий государства обеспечить нормативное финансирование школы, а наоборот, норматив представлен как средство обеспечения стандарта – то есть только минимального содержания.
В срочном порядке составлены – не разработаны, на разработку нет времени, хотя ушли уже десять лет и громадные деньги, – новые, а на самом деле традиционные стандарты.
Теперь проправительственная фракция в Думе получит задание провести закон во втором и третьем чтении до декабря, а в декабре правительство в срочном порядке одобрит представленные стандарты.
И все для того лишь, чтобы группа чиновников явилась на доклад к Президенту и отчиталась, что указание хоть и с опозданием на год, но все же выполнено.
– Ну хорошо, продолжайте работать, – может сказать Президент.
И эти сладкие как мед слова будут наградой за все мучения. Мундир будет спасен.
А школа попадет в западню процентомании и разгула бюрократического давления.

Рейтинг@Mail.ru