Разделенная власть –
разделенная ответственность
Школьным директорам предлагают потесниться
Имеет ли право на ошибку реформа
образования? Риторический вопрос! Как никакая
другая она должна быть детально выверенной: шаг
вправо – шаг влево грозит обернуться целым
поколением образовательного «брака». Так стоит
ли рисковать? Тем более не мы первые ступили на
путь обновления. Удачи, промахи уже пережиты, и
этот опыт – настоящее противоядие от русского
«авось» – не стоит нам ничего.
Поспешай медленно
Из того, что российская реформа имеет и
британские корни, никогда не делалось тайны. Но
мы оставались в неведении, как именно
приживаются «опытные образцы» на нашей земле.
Был, правда, слух, что более подходящих нам
предложений трудно было бы сыскать, однако
хочется конкретики.
А отыскалась она в Красноярском крае (столица,
выходит, больше не законодательница
образовательной «моды»). Не погрешив, можно
сказать, что прославляют Россию здешний
прогрессивный взгляд на образование и
высококлассные педагогические кадры, богатейший
источник которых открыли для себя как наши, так и
международные организации.
Сегодня красноярцы пожинают плоды, дарованные
школьными директорами, год за годом под
руководством европейцев ломавшими
представление о своей должности вообще и роли в
собственной школе в частности. На это
действительно понадобились никак не месяцы, хотя
мечталось о скором результате.
Год 1996-й. В открытом конкурсе проектных заявок
его организатор Британский совет красноярские
изыскания отнес к разряду очень успешных, тем
самым положив начало проекту реформирования
управления школой, до сих пор логично
переходящему из фазы в фазу каждые два года.
Сперва по программам, разработанным для них
департаментом образования графства Кент (свежий
взгляд) и ведомством-коллегой из Красноярского
края (отеческая забота), готовились директора
отдельных школ и муниципальных управленцев.
Итогом следующей стадии, в 1999-м, стали уже команды
тренеров для каждой территории Красноярского
края, умеющие переподготавливать школьную
администрацию и других управленцев.
К 2000 году директоров, мыслящих по-новому,
окончательно сковали прежде привычные условия
работы: пришло понимание того, что школа не может
быть закрытой в демократическом обществе. И
поэтому два следующих года действовала третья
проектная ступень «Социально активная школа»,
где в отдельных территориях разрабатывались
различные модели общественно-государственного
управления школой – школой, которая могла бы
стать центром продвижения демократических идей
в своем районе-сообществе.
Попечительская хватка
Первое апреля нынешнего года для красноярцев
было серьезным: в день начала британского
финансового года стартовала четвертая фаза
проекта по созданию школьных попечительских
советов. Особо отмечалось, что время уйдет на
формирование не органа по сбору средств, а
структуры, в чьих силах вести общественное
управление школой и делать учебное заведение
«прозрачным».
По этой позиции опыт Великобритании наиболее
важен: подвижки последних месяцев в нашем
законодательстве делают его детально схожим с
зарубежным двадцатилетней давности. Тогда
британцы приняли два закона, действующих и
поныне: один из них обязывал все школы иметь
попечительский совет, второй из рук органов
управления образования каждого из графств
передавал им для самостоятельного распределения
бюджет, вычисляемый по формуле, где основная
составляющая – количество денег на одного
учащегося (иными словами, небезызвестное нам
подушевое финансирование). Эти два
законодательных акта, в случае поддержки в
России, станут, наверное, одними из самых важных
шагов реформы, начав такие изменения, после
которых сегодняшняя школа не может не измениться.
Красноярский край уже ощутил мощь подобного
потенциального решения властей.
«Кота в мешке» никто не предлагал: о
попечительском совете британцы рассказывали
охотно. С «революционной» информацией не спешили,
поэтому первая «примерка» прошла удачно. И верно,
в чем тут мы найдем загвоздку: в этот орган входят
директор, представители учителей (желающих
столько, что приходится выбирать!), на выборной
основе – и родители, и жители прилегающих
кварталов, заинтересованные видеть школу
источником благополучия микрорайона.
Приглашения удостаиваются лишь знаменитости,
добившиеся успехов в разных областях. Финансовой
выгоды для себя в попечительстве не ищут – денег
не платят. Эта общественная работа отдельно
взятому попечителю приносит настоящее моральное
удовлетворение: в Британии она считается очень
почетной. Причина этого кроется в тех
полномочиях, что несут на себе члены
попечительского совета.
Совет нанимает директора.
Принимает участие в приеме на работу
учителей.
Утверждает направления учебного плана школы (правда,
не вмешиваясь в то, как учитель строит почасовое
планирование и преподает).
Распоряжается бюджетом.
По всему видно, попечительский совет –
фактически верховный орган управления школой.
«Прозрачный» директор
Интересно, какое же место во всей этой системе
отводится прежде ключевой фигуре – директору.
Посмотреть на традиционную русскую школу, так
только слабое подобие находишь. Взять хотя бы
бюджет (из расчета, что в будущем тот целиком и
полностью будет доверен образовательному
учреждению), так директор, никто не против, имеет
право его тратить. Только с маленькой оговоркой:
строго по согласованию с попечительским советом.
Стратегического управления в директорских руках
– ноль. Звучит непривычно. Пока...
– В маленьких и больших городах Красноярского
края, в деревушках это уже не кажется странным:
людям разъяснили, что у школы есть возможность
«оздоровиться», – мнение кандидата
педагогических наук, менеджера образовательных
программ Британского совета Анны ГЕНИНОЙ. – И
красноярцы уже воспринимают предлагаемые вещи
как совершенно нормальные, родные. Директор-педагог
и директор-менеджер – две разные эпохи. Должно
пройти время, чтобы попечители могли взять в руки
управление, а директора были бы готовы им
поделиться, отказавшись от мысли, что им лучше
всех известны надобности школы. Говоря
откровенно, директора еще не готовы отдать
власть и быть подотчетными общественности. Но не
буду лукавить: конечно, им школьные нужды знакомы
лучше, чем любому члену попечительского совета, и
отказываться от его рекомендаций было бы грешно.
А совет со своей стороны выступит мощным
средством поддержки: вместе решать задачи легче,
чем в одиночку. Разделенная власть, разделенная
ответственность – хороший механизм управления.
Круги на воде
Нашим многоуважаемым директорам придется
нелегко. И дело не в «свержении». Просто уж
слишком кардинально... Но, положа руку на сердце,
радикальные меры принесут больше пользы, чем
вреда, если меры эти продуманы не на один ход
вперед.
Госдума – «за», Минобразования рассматривает
как возможную модель управленческие структуры
на местах – в курсе дела, проектная работа
ведется по школам. Охвачены все и вся. Налицо
главная предпосылка успешной реформы: потоки
«сверху» и «снизу» сближаются.
Инна АЛЕЙНИКОВА
|